Новости раздела

«Уйти с Ближнего Востока слишком рано — потерять влияние. Если Трамп адекватен, он этого не сделает»

Известный российский журналист Орхан Джемаль учил в Казани, как победить запрещенное «Исламское государство»

Как возникло «Исламское государство» (ИГ, запрещенная в России террористическая организация) в его современном понимании? Что мы должны противопоставить его разрушительной идеологии вместо военных операций? Как приход Дональда Трампа к власти отразится на политике Штатов в отношении Сирии? На эти и многие другие вопросы дал ответ известный российский журналист Орхан Джемаль, прибывший в Казань по приглашению Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования КФУ, чтобы выступить с лекцией в школе мусульманского лидера «Махалля 2.2». Задала свои вопросы и корреспондент «Реального времени».

Крах Османского халифата и первые исламисты

В своей лекции «Идеология исламского государства» Орхан Джемаль рассказал об эволюции идей, которые постепенно привели к тому, что сейчас может наблюдать весь мир, он дал развернутый ответ на вопрос о том, как в Сирии и Ираке появилось ИГ в его современном понимании. Свое выступление Джемаль начал с вопроса, обращенного к аудитории: «Кто знает, когда и где появилось исламское государство?»

— В Медине после переселения. Да, мы говорим о халифате сразу после переселения. Мы назовем это исламским государством, хотя я не уверен, что то, что было в Медине при жизни нашего Пророка можно назвать государством в его современном понимании. У этого государства была особенность — это экстерриториальность. То есть Пророк, а потом и халифы были суверенами всех мусульман вне зависимости от того, где они находятся, — ответил за слушателей спикер.

По словам Орхана Джемаля, всего было несколько халифатов, последним из которых стал Османский (по разным данным, он закончился в 1908 или в 1922 году). То есть мусульмане, начиная с VII века по XX жили в условиях, когда они были политически объединены в некий субъект, однако после Первой мировой войны и поражения Турции мусульмане остались без своего субъекта и без своей политики — наследие, которое сохранялось со времен Пророка и до последнего турецкого султана, вдруг исчезло. Однако в 1927 году в Египте появилась партия, известная, как «Ихван аль-муслимин» («Братья-мусульмане»; современное движение запрещено на территории России — прим. ред.). Суть этого движения заключалась в возвращении к реализации исламской политической доктрины и восстановлению исламской политической субъектности. К слову, партия эта пережила разные периоды — это и радикализм, и терроризм, также был период, когда ее приспешники утверждали, что стоит использовать демократический инструментарий для получения власти.

Спикер снова обратился к аудитории и спросил, может ли кто-нибудь озвучить значение слова «исламизм». Кто-то выкрикнул: «Черт из табакерки, по большей части вытащенный СМИ!», другой участник встречи предположил: «Ислам — это из области духовного, а исламизм — политического». Орхан Джемаль согласился со вторым определением: «Хорошее объяснение. Действительно, исламизм — это реализация мусульманских идей в окружающем политическом пространстве».

Первой исламистской организацией является «Ихван аль-муслимин». По словам спикера, все остальное — это лишь отпочкование именно от «ихванов», в том числе все джихадистские структуры, включая партию «Хизб ут-Тахрир» (также запрещена в России — прим. ред.), которая, по сути, является палестинским отделением «Ихван аль-муслимин». Джемаль подчеркнул, что необходимо провести очень четкую грань между религиозными течениями внутри ислама и тем, что он только что назвал исламизмом.

— Когда мы смотрим на все доктринальные течения внутри ислама, мы должны понимать, что за каждой исламской сектой стояла политическая концепция. Сначала откололись шииты, а изначально это политическое или религиозное движение? Да, политическое — это сторонники хазрата Али или, уже после его смерти, сторонники Алидов. В какой точке шиизм перестал быть политическим течением и стал религиозной доктриной? Тогда, когда Джафар ас-Садык заявил, что имамат не равен халифату, то есть духовная власть не равна светской. В этот момент он обессмыслил политическое содержание шиизма. Дальше началось духовное развитие, которое привело к многочисленному сектантству, — сообщил Джемаль.

«Аль-Каида» не строила государство. Первые 15 лет своего существования она была ветеранским движением»

Итак, мы пришли к XX веку, когда никакого халифата нет, но есть идея восстановления исламской субъектности. Примерно до 1980-го года «ихваны» являлись абсолютно безальтернативным нервом всего исламизма, однако в 80-х ситуация стала меняться — это было связано с Афганской войной: тогда в Афганистан устремился массовый поток добровольцев из различных исламских стран. Кто же являлся лидерами иностранных моджахедов Афганистана? К каким политическим структурам они относились? Орхан Джемаль не сомневается — все они были «ихванами». То есть люди, стоявшие у истоков создания «Аль-Каиды» (запрещена в РФ — прим. ред.), — это те же самые люди, которые изначально входили в политическую систему, где центральный вопрос был о восстановлении исламской субъектности в мире.

Стоит заметить, что «Аль-Каида» не строила государство. Первые 15 лет своего существования она была абсолютно ветеранским движением, которое ничем не отличалось от движения ветеранов Афганистана под командованием того же Громова. Они точно так же, как наши афганцы, шли в политику, конфликтовали с властью и так далее.

— Хочу напомнить, что Йемен в свое время состоял из двух частей: южный был просоветский, и йеменское офицерство там носило социалистические идеи. После развала Советского Союза они попытались подмять под себя все, но правительство Йемена выдержало благодаря договору с… ветеранской структурой, которую впоследствии начали называть «Аль-Каидой Йемена». Дальше больше — «Аль-Каида» заняла доминирующее положение, стала продвигать идеологию, связанную сначала с антиамериканизмом, но при этом ни слова о государстве не было! Критиковали материнскую структуру — «ихванистов» за какую-то мягкость, но сами они ничего не предлагали. Первый, кто заявил о восстановлении исламской политической субъектности, были талибы. И «Аль-Каида» до сих пор сохраняет присягу лидеру «Талибана» ( организация запрещена в РФ — прим. ред.), — рассказал Орхан Джемаль.

«Талибан» стал первой попыткой восстановить политическую субъектность на практике, но сделано это было очень коряво, маргинально, и притом людьми, которые абсолютно не соответствовали уровню развития общества во всем мире и исламского общества в частности. Афганистан в 90-е годы был «задворками ислама», однако именно они совершили эту попытку. Она провалилась в силу архаичности, негибкости и национальной специфики, а закончилось все в 2001 году вторжением американцев. И первое протохалифатистское образование ушло в партизанскую борьбу.

Мало кто слышал об «Исламском государстве» до 2013 года — именно тогда произошла настоящая революция

300 тыс. долларов на раскрутку самой эффективной террористической структуры на территории Сирии

— Примечательно, что вот на этом фоне уже существовало то, что мы знаем, как ИГ или «Дауля». Базовая группа — это «Община единобожия и джихада». В 2006 году состоялось совещание, объединившее 6 небольших групп, и этот конгломерат назвали «Исламское государство Ирака». Изначально они хотели освободить Ирак от американской оккупации — речь не шла о создании халифата. Почти 7 лет оно эволюционировало и сначала называлось «ИГ Ирака», потом стало называться «ИГ Ирака и Шама» (Сирии — прим. ред.), а уже потом отбросило все географические суффиксы и стало просто ИГ. Что интересно, мы начинали с того, что главная политическая особенность халифата заключалась в том, что он экстерриториален, — высказался спикер. — «Исламское государство Ирак» было одной из частей «Аль-Каиды».

Мало кто слышал об «Исламском государстве» до 2013 года — именно тогда произошла настоящая революция.

— Когда в 2011 году началась сирийская гражданская война, в соседнем Ираке «Исламское государство Ирак» решило не вмешиваться своими силами в ситуацию в Сирии, а решило создать некую отдельную дочернюю структуру специально по сирийской проблематике — наиболее известное ее название «Джабхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ — прим. ред.). На ее раскрутку в 2011 году была дана смешная сумма в 300 тыс. долларов. Появилась самая эффективная террористическая структура на территории Сирии, самая популярная, она была авангардом борьбы с Асадом, — поведал Орхан Джемаль.

В какой-то момент успехи «Джабхат ан-Нусры» буквально затмили материнскую структуру — «ИГ Ирака». В 2013 году им было предложено расформироваться, но этого не произошло — эти люди отказались возвращаться в «лоно матери». За этим последовала достаточно сложная переписка лидеров группировок, часть из которой, к слову, даже была переведена на русский язык. В этот же период лидер «Джабхат ан-Нусра» пережил два покушения.

— Если говорить об общеполитической картине, то нужно признать одну простую вещь — в начале 2014 года именно «Исламское государство» спасло Башара Асада. Он не дожил бы до нынешних времен, если бы не возник вот этот «отвлекающий» конфликт между террористическими структурами, — уверен спикер.

Естественно, этот конфликт было необходимо разрешить, и третейским судьей выступил лидер «Аль-Каиды», который де-факто встал на сторону «Нусры», сказав, чтобы они воевали в Сирии, а «ИГ Ирак», соответственно, — в Ираке. Вслед за этим лидер «Аль-Каиды» был обвинен в том, что он является сторонником европейской доктрины, которая разделила Ирак и Сирию на два разных государства — люди отказались ему подчиняться. И в этот момент «Исламское государство» делает буквально фантастический шаг — оно заявило, что за его пределами нет никакой точки отсчета. Точка отсчета только внутри «Исламского государства» — оно и есть халифат.

В чем сходство Сирии и Донбасса и как уничтожить разрушительную идею?

Завершив свой доклад о возникновении «Исламского государства», Орхан Джемаль решил порассуждать на тему того, кто вступает в его ряды и по каким причинам. Спикер уверен, что некорректно утверждать, что в основном туда едут «психопаты, которые хотят удовлетворить свои желания и стремления». Основная масса боевиков ИГ, по словам Джемаля, — не приезжие, а местные арабы, которые сочувствуют ИГ.

— Кто-нибудь бывал на Донбассе? Вы знаете настроения местного населения в Донецке? Киевский район Донецка, прилегающий к аэропорту: защитники русского мира нет-нет да и зайдут откуда-то и стрельнут, в ответ «киборги» с аэропорта начинают класть по живым кварталам минометами. Ты поднял голову — семь трупов вокруг, большая часть из которых — гражданские. И что? Местное население не говорит, что они там заложники — они говорят: «Наконец-то, наши братцы, держитесь. Не пустите сюда эту хунту киевскую. У меня старшой в «Оплоте» у Захарченко. Если надо, сам пойду». Это так, — высказался спикер. — Сейчас объявляют гуманитарные коридоры из Мосула — куда выходить? Под шиитскую милицию? Она нашинкует вообще без разговоров. На самом деле, боевики ИГ — это процентов на 85 местные ресурсы. Не надо думать, что англичане, австралийцы приехали туда, чтобы подспудно реализовывать свои стремления. Их привлекла идея, слово «халифат» и весь тот корпус ожиданий и надежд, которые за этим словом стоят.

По словам Джемаля, силовой метод в этом случае бессилен — идею бомбой не убить. Ей лишь можно противопоставить другую идею, равную по масштабам. Спикер признал, что он не может дать универсальный рецепт борьбы с ИГ, так же, как и не может за секунду выдать ту самую идею. «Масштаб идеи, который они эксплуатируют, можно сопоставить, к примеру, с масштабом коммунизма».

— Объявление ИГ себя халифатом — это технический вопрос, с помощью которого они пытались избежать третейского суда, который был бы заведомо не в их пользу, но после они увидели, какую поддержку они получили извне. Идея жива и востребована. Территорию можно зачистить, раздавить людей, но в тот же час моментально это образуется уже в другом месте. В Ливии, Афганистане или еще где-то, — резюмировал спикер.

За создание ИГ стоит поблагодарить спецслужбы?

Также Орхан Джемаль прокомментировал предположение одного из участников встречи о том, что ИГ было создано спецслужбами. Спикер заверил, что подобные элементы в структуре государства имеются — вероятнее всего, там есть влияние ЦРУ, Моссада и, конечно, ФСБ. Однако это не означает, что эти спецслужбы сформировали ИГ или дали ему подняться: «Эта структура возникла по объективным, исторически известным нам обстоятельствам. Все остальное — конспирология».

— Вы все знаете, что в 2013 году в Сочи у нас была Олимпиада. Сочи — это Кавказ, это место неспокойное. Руководство страны очень волновалось, чтобы все прошло тихо-спокойно, и дошло до того, что подозрительные элементы попросту высылались из страны. Их выдавливали, порекомендовали из России уехать. Очень много людей из-за этого осело в ИГ. Может быть, ФСБ создало ИГ? Нет, ФСБ заботилось об Олимпиаде, — ухмыльнулся Джемаль.

Отвечая на вопрос корреспондента «Реального времени» о том, изменится ли политика США по отношению к сирийскому вопросу после прихода к власти Дональда Трампа, спикер заверил, что резких и глобальных изменений точно ждать не стоит.

— Я могу, конечно, сказать какие-то общие фразы относительно того, что не все определяет в США президент… По большому счету, я не знаю, но ситуация на Ближнем Востоке такова, что вылезти оттуда слишком рано — это значит потерять влияние, и если Трамп адекватен (а я все-таки полагаю, что он адекватен, просто одиозен), то он этого не сделает. Выйти оттуда слишком поздно — это остаться крайними. Я думаю, что США хотели бы, чтобы последними, теми, на кого повесят всех собак, были бы мы, а не они. Так что я не думаю, что в ближайшее время Трамп оттуда соскочит. С чего? — ответил Орхан Джемаль.

Лина Саримова, фото vk.com/mahallah

Новости партнеров