Рауфаль Мухаметзянов: «В «Голосе» — задача выявить одаренных исполнителей. У нас — видоизменить татарскую песню»
Фестиваль татарской музыки «Ветер перемен» обошелся республике в 30 млн рублей
В эти выходные в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля пройдет первый и, как уверяют организаторы, уникальный фестиваль татарской музыки «Ветер перемен». Над формой и содержанием концерта работали ведущие российские специалисты, а на сцене вместе с артистами под нестандартные для татарской музыки аранжировки выступят признанные музыканты. О том, почему на этот фестиваль возлагают очень большие надежды и планируют с его помощью поднять местную эстраду на новый уровень, во сколько республике обошелся пилотный проект и как отреагировал директор театра на вопросы о финансировании, — в материале «Реального времени».
От фольклора к шоу-бизнесу
В Казани в оперном театре 5 и 6 ноября пройдет первый фестиваль татарской песни «Yзгэреш жиле» ( «Ветер перемен»). Всего для участия в нем экспертным жюри было отобрано 24 молодых артиста, которые исполнят на сцене по две композиции на татарском языке под аккомпанемент симфоджазового оркестра. Среди участников фестиваля — Раяз Фасихов, Алина Шарипжанова, Язиля Мухаметова, Айдар Сулейманов и другие. С полным списком можно ознакомиться на сайте театра. Изначально предполагалось, что это будет татарский конкурс, но в итоге было принято решение переквалифицировать его в фестиваль.
Директор ТАГТОиБ имени Мусы Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, который также является генеральным продюсером проекта, о фестивале на посвященном ему брифинге говорил много и подробно. Первым делом он вспомнил, что инициатором проведения мероприятия стал президент Татарстана Рустам Минниханов.
— Для меня это было неожиданно. Когда я высказал свою точку зрения, Рустам Нургалиевич сказал: «Ты и сделаешь». И он знаете, очень уверено так сказал: «Я думаю, все получится». Но неожиданность — это одно. Другое дело, что это необходимо и когда-нибудь должно было произойти, — рассказал директор театра.
По его словам, фестиваль «Ветер перемен», который с легкой руки уже успели окрестить татарским «Голосом», таковым не является. «В «Голосе» — задача выявить наиболее одаренных исполнителей. У нас — видоизменить татарскую песню, повлиять на ее музыкальную эстетику, исходя из современных тенденций в искусстве».
Речь идет не о трансформации мелодии и текста песен, здесь скорее стоит говорить о приведении песни к определенной стилистике, форме и ритмической организации.
С точки зрения Мухаметзянова, татарская эстрада занимается фольклором, а не шоу-бизнесом.
— У нас часто путают и все называют одним словом — эстрада. Но дело в том, что в мире есть четкие разграничения. Существует фольклор и шоу-бизнес. На нашей территории по большей части происходит фольклор, потому что те характеристики, которые можно отнести к шоу-бизнесу, у нас отсутствуют или находятся в очень примитивном виде, в очень простом виде — чтобы не обижать тех людей, которых мы затрагиваем.
Мухаметзянов отметил, что главной задачей является видоизменить [песни] именно с тех позиций, которые существуют в шоу-бизнесе, преимущественно европейском.
30 млн на новый уровень для татарской эстрады
На вопросы по поводу финансирования проекта Мухаметзянов реагировал болезненно. Цифры никто так и не назвал. Правда, помощник президента РТ Лейла Фазлеева заверила, что никаких удорожаний в ходе реализации проекта не планируется и они полностью уложатся в изначально заявленный бюджет.
На сайте госзакупок тендеров по татарскому фестивалю нашлось не один десяток. Самый крупный из них на 10 млн рублей — на изготовление элементов декорационного оформления, еще 752 688 рублей — на разработку габаритных чертежей и эскизов декорации, а также авторский надзор за их изготовлением и монтировкой. Работу режиссера оценили в 919 540 рублей, педагога — 425 532 рубля. 7 849 462 рубля направлено на оплату артистов симфоджазового оркестра под управлением Вадима Эйленкрига, 3 069 755 рублей — на оказание услуг по созданию световых декораций, необходимых для воплощения художественного замысла режиссера-постановщика, и 2 290 000 рублей — на создание звуковой партитуры.
Помимо этого, 2,4 млн — на костюмы и обувь, несколько тендеров на оказание услуг аранжировщика общей стоимостью более 400 тысяч рублей, 869 тысяч — на оказание услуг по предоставлению репетиторов с исполнителями по аранжированным произведениям, практически 320 тысяч — на создание звукового оформления концерта, такая же сумма выделена на оплату работы художника по свету. И это не все расходы, отображенные на сайте госзакупок.
По нехитрым подсчетам, проект обошелся организаторам в районе 30 млн рублей.
Татарские песни в стиле психоделики, этно и рок-баллады
Музыкальный руководитель концерта Вадим Эйленкриг, трубач-виртуоз, бэнд-лидер, педагог и телеведущий, рассказал, что сначала был удивлен участием Мухаметзянова в организации фестиваля, и даже первым делом задал ему вопрос, почему в этом качестве выступил именно директор театра оперы и балета, который не имеет прямого отношения к шоу-бизнесу.
— Это человек, который создал технологию. Он все это понимал. Масштабность мышления поразила меня с самого первого момента. Но при всей масштабности мышления и соблюдения технологии это абсолютно открытый и эмоциональный человек.
Долгая экспрессивная речь директора театра про фестиваль перед журналистами музыканту явно понравилась, и он заметил, что это объясняет его личность и успех проекта.
По словам Вадима Эйленкрига, выступления татарских артистов будут весьма разнообразны: прозвучат композиции в жанре рок-баллады, в латиноамериканском стиле, этно и даже психоделики. «Мы старались показать татарскую песню в максимально возможных жанрах. Я сейчас не берусь сказать, какое количество жанров нам удалось охватить, поскольку каждая аранжировка уникальна. У нас нет двух стилистически одинаковых аранжировок».
Масштаб предстоящего фестиваля можно назвать впечатляющим. Подробнее об этом рассказала первый заместитель министра культуры РТ Эльвира Камалова.
Музыкальное сопровождение будет создавать бэнд Вадима Эйленкрига из 11 человек, струнная группа из 20 музыкантов симфонического оркестра, три бэк-вокалиста. Дирижером выступит Станислав Курбацкий.
Прибавим к этому участие в проекте российского баяниста с мировым именем Айдара Гайнуллина, работу аранжировщика, хореографической группы, педагогов по вокалу Алексея и Ксении Коробковых. В качестве режиссера-постановщика также выступил артист с мировым именем — Юрий Александров, который известен своими спектаклями в Мариинском театре, «Метрополитен-опера», «Ла Скала», а для оформления сцены был привлечен художник Виктор Герасименко, с которым казанская опера сотрудничает и по другим проектам. Художник по свету — Иван Виноградов, работавший на проектах «Танцы со звездами», «Песня года», на телевизионном шоу Сергея Лазарева.
В планах — записать все на аудио, показать по ТВ и вывести на международный уровень
Баянист Айдар Гайнуллин поблагодарил директора театра за приглашение стать участником фестиваля, которое он с удовольствием принял, после чего заметил, что на мировой премьере в Берлинской филармонии в его выступлении прозвучали татарские лейтмотивы, что немцев просто поразило. Когда музыкант начал им рассказывать о Татарстане, выяснилось, что многим о нем ничего, кроме близкого по названию французского соуса тартар и мяса по-татарски, неизвестно. Первый фестиваль «Ветер перемен» он назвал экспериментальным. В перспективе — выйти на международный уровень и показать всему миру, что такое Татарстан.
Отвечая на вопрос «Реального времени», Мухаметзянов рассказал, что все билеты на фестиваль уже раскуплены. Напомним, что старт продаж был дан в сентябре. После концертов в Казани фестиваль пройдет в Кремлевском дворце съездов 4 декабря.
— Если все это принимается, то Москва с такой громадной площадкой всегда будет находиться в проекте. Далее мы закончим весь процесс творчества только в январе. Тогда будут записаны все произведения, — предвидя вопрос журналистов о дальнейших планах, рассказал Мухаметзянов.
Вадим Эйленкриг добавил, что всего будет записано 50 композиций. В качестве места записи рассматривается московская студия «Мосфильма», уже есть договоренность, что сводить их будет Рой Хэндриксон, получивший за аудиозаписи несколько «Грэмми». Весь концерт также будет записан на HD-видео и передан на безвозмездной основе «ТНВ». Показана запись будет под Новый год.
Директор театр прогнозирует, что уже через 5 лет такой работы татарская эстрада поднимется на совершенно новый уровень. О большом будущем проекта говорила и помощник президента РТ Лейла Фазлеева.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.