Свободное течение «Шифалы Су»: война ботлеров за бренд советской минералки
Как стало известно «Реальному времени», ЗАО «Шифалы Су-Производство» Раиса Гафурова может лишиться известного татарстанского бренда «Шифалы Су», под которым с 1908 года разливается минерально-лечебная вода из подземных источников села Ижевка Менделеевского района Татарстана. УФАС по Татарстану признало регистрацию общеупотребимого татарского выражения «целебная вода» «актом недобросовестной конкуренции». Это избавило татарстанских производителей воды от тяжелого интеллектуального обременения.
Чистую татарскую воду вытащили из товарного «рабства»?
Татарстанские производители минеральной воды могут вернуться к свободному использованию татарстанского бренда «Шифалы Су». Заместитель руководителя УФАС по Татарстану Игорь Павлов во время международной научно-практической конференции «Право интеллектуальной собственности как объект недобросовестной конкуренции» заявил, что правообладателя официально зарегистрованного в Роспатенте товарного знака «Шифалы Су» уличили в недобросовестном его использовании против других производителей минеральной воды, а само устойчивое татарское словосочетание «шифалы су», которое в переводе означает «целебная вода», не может быть «приватизировано» чьим-либо товарным знаком. По его словам, налагать запрет на использование устойчивого татарского словосочетания «шифалы су» не совсем порядочно, и преследовало одну цель — «манипулировать» производителями, хотя «сам правообладатель не имеет производства».
Он сообщил, что правообладатель бренда «Шифалы Су» татарстанская компания с одноименным названием ЗАО «Шифалы Су-Производство» получило предписание о недопустимости злоупотребления правом при приобретении и использовании этого товарного знака. УФАС по РТ признало его нарушителем ст. 14.4 ч. 1 и ст. 14.6 ч. 1.
«Чтобы лишить его права собственности на этот знак, заинтересованная сторона может обратиться в Роспатент с требованием об аннулировании регистрации права на товарный знак», — уточнил он. То есть, прежде чем использовать товарный знак, производителям придется добиться его аннулирования в Роспатенте.
«Шифалы Су» в руках должника
Напомним, что ЗАО «Шифалы Су-Производство» входит в группу компаний бизнесмена Раиса Гафурова, выставившего в прошлом году на продажу сеть компаний «Шифалы Су» (это полностью готовое производство, включая товарные знаки, лицензии и скважины). Раис Гафуров рассчитывал выручить 80 млн рублей, так как в отношении компаний были возбуждены десятки исполнительных листов на погашение долгов. Крупнейшее исполнительное производство — еще с 2012 года — велось именно в отношении ООО «ТД «Шифалы су» по поводу обращения взыскания на заложенное имущество на сумму 32 млн рублей.
В чем же заключалось манипулирование татарским брендом лечебной воды? Как рассказал Игорь Павлов, изначально сам правообладатель товарного знака обратился в УФАС с жалобой на незаконное его использование ООО «ТД «Ижевский источник». Эта компания развернула добычу и производство минеральной воды в том селе Ижевка, где расположены скважины «Шифалы Су-Производство». Как оказалось, в 2013 году «Шифалы Су-Производство», как только закрыло производство, зарегистрировало на себя и получило в Роспатенте права на товарный знак, которым до сих пор безвозмездно пользовались остальные производители минеральной воды. После чего в прошлом году компания предъявила иски по взысканию компенсации за незаконное использование знака с молодой компании ТД «Ижевский источник».
Продам вместе с производством за 80 млн рублей
«Иск был подан к ТД «Ижевский источник» и они затребовали 5 млн рублей, — рассказал «Реальному времени» директор санатория «Шифалы Су-Инжминводы» Айдар Садыков, который является партнером ТД «Ижевский источник». — В 2015 году мы совместно с ними решили возродить производство в селе Ижевка, что в 25 километрах от Менделеевска. Именно здесь были питьевые скважины «Шифалы Су-Производство», а рядом были пробурены наши. Хотя вода добывается с одной территории, она выпускалась под разными этикетками, но под схожим названием. У нас дизайн состоит из белых цветов, а у них — из синих. Сходства в цветах вообще нет никакого». Но главное, что привлекает покупателя — название. Поэтому вокруг него и разгорелась борьба производителей.
«Когда мы узнали, что у них, оказывается, зарегистрирован товарный знак «Шифалы Су», написали им письмо, что мы готовы выкупить товарный знак «Шифалы Су». Он стоит не больше, чем 30—50 тысяч максимум, — считает Айрат Садыков. — Встретив отказ, мы предложили заключить лицензионное соглашение. Они отвечают, что мы, типа, отдельно не продаем товарный знак, покупайте вместе с комплексом за 80 миллионов. Мы, конечно, отказались!». К этому моменту «Шифалы Су-Производство» Раиса Гафурова полностью законсервировало свое производство, оставив за собой только товарный знак. А ООО «ТД «Ижевский источник» не захотело покупать остановленные в 2013 году мощности. Таким образом, Раису Гафурову не удалось провернуть сделку, которая помогла бы ему вернуть долги прошлых лет…
Во время антимонопольного разбирательства комиссия пришла к выводу, что с прекращением выпуска воды «Шифалы Су-Производство» не может выступать участником рынка, а значит, его действия по требованию компенсации за товарный знак являются «актом недобросовестной конкуренции». Более того, они посчитали, что само словосочетание не может подлежать регистрации как товарный знак. «Этот словесный элемент представляет собой название широко известной в СССР лечебно-столовой воды, которая разливается в селе Ижевка с 1908 года. Именно на территории Ижевского минерального источника в 1920 годах началось строительство санатория «Ижевские минеральные воды», а минеральная вода получила название «Шифалы Су». Иначе говоря, литературное словосочетание, ставшее историческим, должно принадлежать всем», — считают в УФАС по РТ.
«Реальное время» будет следить за развитием событий.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.