Новости раздела

«Если бюджеты бездефицитные, надо ли главам беспокоиться? Под задницей иномарка, из машины выходить не надо»

Доходную базу татарстанского бюджета будут определять три налога — НДФЛ, налог на прибыль и налог на имущество

Минфин Татарстана вынес на предварительное обсуждение депутатов проект трехлетнего бюджета на 2017—2019 годы. Главная расходная «фишка» — безусловное выполнение «майских указов», на что только в будущем году будет выделено свыше 100 млрд рублей (или 70,1% от всей доходной части консолидированного бюджета РТ). Пополнять кубышку рассчитывают, как и прежде, с налогов на прибыль компаний (63 млрд рублей), на зарплаты (64,3 млрд рублей) и на имущество (22 млрд рублей). От безысходности депутат Госсовета РТ Николай Рыбушкин даже вновь увидел призрачный источник пополнения казны в виде легализации на территории республики игорного бизнеса, но почему-то сам не взялся готовить законодательную инициативу для Госдумы.

Впереди — еще три антикризисных года

После «пожарного» однолетнего бюджета 2016 года Татарстан вернулся к трехлетней перспективе планирования бюджетной казны на 2017—2019 годы. Учитывая, что «финансовый туман» в экономике страны все еще не рассеивается, минфин и минэкономики республики при определении параметров бюджета РТ фактически повторили антикризисный сценарий развития, но уже на предстоящие 3 года. Основные параметры республиканского бюджета остаются практически на уровне антикризисного 2016 года. Напомним, что доходы казны на 2017 год определены в объеме 166,8 млрд, а расходы — 174, 4 млрд рублей, а дефицит — 7,6 млрд рублей. Для сравнения: бюджет этого года утвержден с доходами 160,6 млрд рублей, расходами — 166,4 млрд и дефицитом 5,8 млрд рублей. Таким образом, сейчас его трудно назвать оптимистичным.

Вчера во время первой обкатки проекта бюджета РТ на заседании комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению депутат Хафиз Миргалимов с разочарованием заметил, что «здесь в нем нет бюджета развития», направленного на поддержку инвестиционных проектов в промышленности, а его коллега констатировал секвестирование отдельных федеральных программ в Татарстане. «В апреле на заседании фракции «Единая Россия» глава минстроя Ирек Файзуллин обещал, что в будущем году продолжится программа по переселению из аварийного жилого фонда. Включена ли она в бюджет РТ?» — спросил депутат Власов. «Эти деньги не предусмотрены. Программа заканчивает свое действие в этом году», — ответила заместитель министра финансов РТ Оксана Кисапова. Неофициально в минфине РТ говорят, что бюджет 2017 года будет гораздо сложным и напряженным, нежели 2016-го и рассчитывать на привычные федеральные вливания не приходится. «Москва урезала достаточно много федеральных программ с большими бюджетами, которые работали в регионах. Программа по переселению граждан — одна из них, причем далеко не крупная», — рассказал «Реальному времени» представитель минфина РТ.

На 10 млрд рублей больше налогов ждут от большого бизнеса

Проект бюджета РТ на 2017—2019 годы сверстан исходя из федеральных «кризисных» значений: цена нефти — $40 за баррель, курс доллара 65 рублей, инфляция — 4,9%, напомнила Оксана Кисапова. По ее словам, в будущем года республика прогнозирует собрать 136 млрд рублей собственных доходов. «Доходную базу будут определять три налога — НДФЛ, налог на прибыль, налог на имущество. На них придется 77,7% всех сборов республиканского бюджета и 73,2% консолидированного бюджета на 2017 год», — уточнила она. Как следовало из ее прогнозной раскладки, наибольших сборов финансисты опять ждут от НДФЛ. При заложенном росте зарплаты на 104,9% в 2017 году от работающего населения должно поступить 64,3 млрд рублей в консолидированный бюджет, из них 45 млрд рублей — в республиканский. Иначе говоря, татарстанцам придется тянуть бюджет второй год подряд.

Вторым по значимости доходным источником остается налог на прибыль. На будущий год промышленникам придется поднапрячься: если в этом году от них получили 53,7 млрд рублей, то на будущий год ждут на 10 млрд рублей больше — 63 млрд рублей. Потянут ли? Нет, такой вопрос даже не вызвал у депутатов сомнений. И замыкает «тройку лидеров» налог на имущество, который должен принести 21 млрд рублей, и 1 млрд рублей — от населения. Одним словом, сверхдоходов особо никто не ждет, но промышленники должны «вывернуться наизнанку» и принести больше денег.

Расходы бюджета заточены на особое исполнение путинских «майских» указов. По словам Оксаны Кисаповой, на поэтапное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы — 4,9% в 2017-м, 4,4% в 2018-м, 4,1 % в 2019 году, на повышение стипендий с 1 сентября на 4,9% и исполнение публичных обязательств по обеспечению питанием детей в школах и детских садах, а также на приобретение медикаментов предполагается направить свыше 100 млрд рублей. Иначе говоря, на социальную сферу уйдет 70,1% доходов.

Под задницей иномарка, из машины выходить не надо

Другая новелла консолидированного бюджета 2017 года — бездефицитные местные бюджеты (это 45 муниципальных и свыше 900 бюджетов поселений). Как заявила Оксана Кисапова, практически все они являются дотационными. Их общие доходы составляют 27 млрд рублей, а расходные обязательства 46,7 млрд рублей. Поэтому на выравнивание бюджетной обеспеченности минфин РТ направляет 19,7 млрд рублей.

В бездефицитности местных бюджетов депутаты усмотрели главный тормоз развития территории. «Если бюджеты бездефицитные, то надо ли главам беспокоиться? — задался вопросом депутат Камиль Садриев. — Казалось бы, живи — и радуйся. Под задницей иномарка, из машины выходить не надо, резиновые сапоги с собой таскать не надо и в ферму заходить не надо, — живо описал он радужное будущее глав администраций. — Конечно, они могут осудить за такую оценку, но какой-то толчок должен быть в оценке глав администраций районов, — поставил он вопрос ребром перед минэкономики РТ. — Мы приличные средства тратим на их содержание, поэтому должна быть ответная реакция». То есть он хотел спросить, когда же они станут самодостаточными и будут зарабатывать сами.

Заместитель министра экономики Олег Пелевин не сразу понял суть вопроса, и пустился в длинное и нудное повествование о том, как главы разрабатывают стратегии развития до 2030 года, сообщив, что 44 стратегии уже написано, и самую последнюю — 45–ю представил мэр Казани Ильсур Метшин на днях на встрече с Алексеем Кудриным. «Мы прогнозы смотрим не «по бумажке», а выезжаем во все районы и кустовым методом отрабатываем», — заверил он.

Тут Камиль Садриев перебил его и стал «подсказывать» другой правильный ответ. «Я про результаты. Вы скажите, что условно в будущем году будет 12 самодостаточных муниципалитетов, через год 13 и так далее», — попытался он вырулить беседу в деловое русло.

Услышав подсказку, Олег Пелевин не решился обнадеживать депутатов многообещающими декларациями. «Мы ставим задачу повышать долю обеспеченности каждого района, — дипломатично заметил он. — Но сказать, что через три года будут самодостаточные регионы, так сказать нельзя. Но то, что доля собственных доходов в их казне будет увеличиваться и за счет чего — это мы можем сказать», — произнес он. В общем, так и не сказал ничего. «Я знаю, что с предприятиями проводится работа по выходу на безубыточность. А вот с главами этой работы не чувствуется. Вот мое пожелание. Можете сейчас не отвечать, но в докладе к Госсовету хотелось бы услышать об этих мерах», — посоветовал он. Позднее замминистра финансов РТ Оксана Кисапова рассказала «Реальному времени», что данных о соотношении собственных доходов и трансфертных субсидий у них просто не было.

«То, что у нас будет выполнена стратегия развития, нет сомнений, — проговорил Садриев. — Но вот Тыгин (глава Зеленодольска) заявил, что у него несколько тысяч жителей ежедневно выезжают в Казань, а значит, весь НДФЛ остается в бюджете Казани. Понятно, что у него создается другое напряжение. И ему развивать промышленные площадки, работать с инвесторами. Покрываются ли запросы кадровыми ресурсами?», — спросил он у Пелевина. Замминистра ответил, что в течение 3 лет дефицита с специалистами минэкономики РТ не видит.

Где взять деньги? Даешь игорный бизнес!

«А какие новые источники доходов у нас появляются, чтобы пополнить бюджет, — вернулся к прежней теме депутат Николай Рыбушкин. — У меня есть предложение — давайте узаконим игорный бизнес! У нас для этого все есть, мы готовы. Мы сделаем! Если не хотим в Казани, давайте в Верхнем Услоне, где сразу появится куча инвесторов», — разгоряченно начал убеждать он коллег. Но почему не сам взялся готовить законодательную инициативу, а «перевел стрелки» на президента. «Пусть президент договаривается», — сказал он. В ответ председатель комитета Альберт Хабибуллин как-то неуверенно покачал головой: «Нет, Москва не разрешит».

Фото gossov.tatarstan.ru

Новости партнеров