Новости раздела

Павел Шмаков: «Про учителей вспоминают разве что во время выборов»

Колонка известного российского и финского педагога о современном положении учителя

Павел Шмаков: «Про учителей вспоминают разве что во время выборов»
Фото: vk.com

Сегодня, 5 октября, мы отмечаем День учителя. Директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков, известный российский и финский учитель, в своей новой авторской колонке, написанной к празднику специально для «Реального времени», сравнивает положение школьных наставников в двух ракурсах в современной России и Советском Союзе, в нашем государстве и в стране Суоми.

«Вряд ли вспомнит образовательное начальство Казани про мою маму»

Моей маме, учителю русского языка и литературы казанской школы номер пять, было 32, когда в России в первое воскресенье октября начали праздновать день учителя. Всю свою жизнь мама работала в этой школе, как правило, на полторы ставки, чтобы прокормить троих детей. Я тогда, в 1965 году, пошел в первый класс. Через тридцать лет ЮНЕСКО и Международная организация труда приняли Рекомендацию «О положении учителей» — первый международный документ, определяющий условия труда учителей. С тех пор в России Всемирный день учителей отмечается 5 октября.

В этом году, через неделю после всемирного праздника, моей маме исполнится 93 года. Дата не круглая — но это важный день для нашей семьи, для маминых детей, внуков и правнуков. Вряд ли вспомнит образовательное начальство Казани про мою маму. Про работающих-то учителей вспоминают, кроме как 5 октября, разве что во время выборов.

Организация объединенных наций включила этот праздник в систему всемирных и международных дней ООН, чтобы привлечь внимание к положению учителей в обществе, их роли в образовании и развитии. Свыше 100 государств отмечают Всемирный день учителей. Везде по-разному.

Организация объединенных наций включила День учителя в систему всемирных и международных дней ООН. Фото vk.com

Финский педагогический опыт

В 2000 году тогдашний мэр Казани Камиль Исхаков закрыл Академический колледж при Казанском университете. Мы были не единственной школой с «лица необщим выраженьем», закрытой градоначальником. Меня выгнали подальше от любимых детей. Сначала Москва, знаменитая Школа cамоопределения Александра Тубельского, а с 2001 года — Финляндия.

Невольно стал сравнивать положение учителя в моем любимом, но тяжело больном отечестве, и в тихой европейской стране, некогда бывшей частью России. Мне пришлось начать с нуля. Учил финский язык. Растил дочку, которую финский суд оставил со мной. Можете такое себе представить в России, чтобы суд оставил ребенка с папой? Папе в России можно зарабатывать деньги, и мужчине платят больше, чем делающей ту же работу женщине. Для российского работодателя женщина — человек менее значимый. А вот на кухне и в семье — там ей и место.

Моя дочка росла, отдал ее в финский садик. Как вы понимаете, очередей там нет. Говорят, что и у нас нет, но мне до сих пор приходится заниматься устройством в садики детей моих сотрудников. К сожалению, ложь пронизывает наше общество. Очереди в садики были и есть у нас до сих пор. Поработав в садике, начал понимать азы финского образования. Принцип выбора! Это когда у двух-трехлетних спрашивают: «Детки, чем вы хотите запивать кашу? Если хотите молочка, поднимите большой пальчик. Если водички — то поднимите мизинчик. Малыши думают (!) и поднимают — кто мизинчик, а кто большой пальчик. У нас в бедном садике будет только молочко, в частном — и какао, и водичка, и сок — но спрашивать не будут ни здесь, ни там.

Дочке пришло время идти в школу, а я пошел учиться в педучилище, потом в университет Хельсинки. Одновременно начал работать учителем сначала на заменах, а потом по контракту, преподавал финским детям математику, физику и химию. Вот она, следующая особенность труда финских учителей. Каждый имеет две–три специализации. Говоря по-нашему, каждый заканчивает, кроме педагогического университета, еще два–три профильных факультета, чтобы иметь возможность вести несколько предметов. Тогда и окон в расписании нет, и часов больше, то есть зарплата выше. Да, зарплата у меня была тысячи полторы евро, пока я был помощником учителя, до получения мной европейского высшего педагогического образования.

Когда закончил университет и стал работать обычным учителем, зарплата моя составляла две с половиной–три тысячи евро. Это, примерно, чуть выше среднего по стране. Это тоже говорит об уважении к учителю. Мне бабушка, Мария Минеева, заслуженный учитель РФ, рассказывала, как когда-то перед учителем в деревне шапку ломали. Тогда в России учителя уважали…

«Дочке пришло время идти в школу, а я пошел учиться в педучилище, потом в университет Хельсинки». Фото facebook.com

Если учитель пришел «с бодуна»

Еще одно важное отличие работы учителя в Финляндии от России. В 70-х годах XX века здесь отказались от РОО — то есть от мелочных проверок работы учителей. Районные отделы образования были ликвидированы. Осталась методическая помощь учителю, если она ему нужна. К учителю на урок, без его приглашения, не может зайти ни один взрослый, включая директора. А если что произойдет? Представим, что учитель придет на урок «с похмелья», что может случиться и в Финляндии. Тогда на это будут реагировать родители, немедленно. И учитель сам уйдет из школы. В Финляндии не бывает липовых открытых уроков, здесь к приезду начальства не красят траву перед школой в зеленый цвет… Хотя… «зайцев» в автобусах ловят так же, как и у нас. А вот учитель — не заяц. Его уважают!

Много еще можно говорить о разнице в положении учителя в России и в Финляндии, в стране, в которой родились три моих дочери. Россия — моя Родина. Потому я сюда и приехал, когда нынешний мэр Казани пригласил вернуться из Европы домой. Положение учителя в нашей школе «СОлНЦе» отличается от общероссийского. Но душа болит… И совсем не случайны унижающие человеческое достоинство августовские события в 57-й школе Москвы и в Альметьевске.

Хочется поздравить учителей с праздником и пожелать, чтобы отношение к святой профессии учителя изменилось. На первой странице моей любимой газеты «Первое сентября» всегда было написано: «Вы блестящий учитель, у Вас прекрасные ученики!»

Павел Шмаков
Справка

Павел Анатольевич Шмаков — российский и финский педагог, создатель и директор школы «СОлНЦе». Разработал концепцию интеллектуальной увлеченности школьников.

  • Родился в Казани в 1957 году.
  • В 1982 году окончил МИФИ (кафедра теоретической ядерной физики).
  • В 1983 году начал работать в физико-математической школе «Квант» (Казань).
  • В 1992–2000 годах был директором Академического колледжа при КГУ.
  • В 2000 году уехал в Финляндию. В 2004–2005 годах обучался в педагогическом училище. В 2004–2006 годах учился в Университете Хельсинки.
  • В 2006–2010 годах преподавал математику, физику и химию в школах Финляндии.
  • В 2009 году признан лучшим учителем года школы им. Алексиса Киви (Хельсинки).
  • В 2011 году по приглашению казанских властей вернулся на родину и стал директором лицея им. Лобачевского при КФУ.
  • В 2013 году создал и возглавил Специализированный олимпиадно-научный центр «Школа СОлНЦе» для детей с выдающимися способностями.


Новости партнеров

комментарии 12

комментарии

  • Анонимно 05 окт
    здорово, что такие люди работают у нас, это большая редкость
    Ответить
    Анонимно 05 окт
    Спасибо за теплые слова!
    Ответить
  • Анонимно 05 окт
    Поздравляю
    Ответить
    Анонимно 05 окт
    Спасибо за поздравление. П. А. Ш.
    Ответить
    Анонимно 05 окт
    С вашим профессиональным праздником, Павел Анатольевич!
    Ответить
    Анонимно 05 окт
    Спасибо за поздравления. П.А.Ш.
    Ответить
  • Анонимно 05 окт
    Бред, немного математики, немного химии, физики, в итоге нормально ни один предмет не преподается. Учитель должен быть асом в своем предмете, не подменять других предметников
    Ответить
  • Анонимно 05 окт
    Такой животик у него
    Ответить
    Анонимно 05 окт
    какой? вполне аристократичный вроде)
    Ответить
  • Анонимно 05 окт
    Есть нехороший поклеп на Камиля Исхакова.
    Надо разобраться в сути дела. Не мог Исхаков несправедливо поступить.
    Ответить
    Анонимно 05 окт
    А с Камилем Исхаковым было так. Он отказался выполнять Постановление Правительства номер 721 от августа 96 года о строительстве здания школы-интерната для одаренных сельских детей (пояснив в личной беседе, что он думает о городских и деревенских. Думаю, ясно, что он думал...).
    Ответить
    Анонимно 05 окт
    Не, не ясно. Он не мог никого обидеть.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии