Петр Колтыпин: «Сбербанк будет привлекать резидентов для территории опережающего развития в Татарстане»
За последние 2,5 года Сбербанк прокредитовал предприятия Татарстана на сумму 250 млрд рублей. При этом среди приоритетных направлений работы крупнейшего банка страны в республике — участие в курируемых лично президентом Рустамом Миннихановым проектах территорий опережающего развития и исламского банкинга. О том, как именно Сбербанк будет это делать, в своем первом интервью в новой должности «Реальному времени» рассказал вице-президент — председатель Волго-Вятского банка Сбербанка Петр Колтыпин, ранее руководивший в центральном аппарате блоком «Территориальное развитие».
— Петр Николаевич, вы провели ряд встреч в Татарстане, в том числе с президентом республики и главами крупнейших компаний-партнеров Сбербанка. Каковы итоги?
— Это был первый визит в новой должности. Мы обсудили уже достигнутые результаты и планы на будущее. И меня переполняют разные чувства: с одной стороны, оптимизм, а с другой — я чувствую колоссальную ответственность. Приятно, что здесь у нас взаимодействие на высоком уровне, и все процессы налажены. И та обратная связь, которую я получил, меня, безусловно, порадовала.
— О чем говорили с президентом?
— Обсуждали наши ключевые проекты: реализация совместного проекта с Google для предпринимателей, запуск карты жителя региона в Зеленодольске, проект по образовательному центру, по территории опережающего развития (ТОР) и др. С Рустамом Нургалиевичем говорили о том, что Сбербанк будет привлекать в ТОР резидентов из других регионов страны. Также поднимались вопросы комплаенс.
— Если говорить про привлеченные инвестиции в РТ, то Сбербанк в этом случае выступает кредитором или могут появиться совместные проекты с другими компаниями, где Сбербанк будет соинвестором?
— По совокупным показателям вложений — кредитованию и инвестициям — мы являемся одним из основных инвесторов в Татарстане. За последние 2,5 года Сбербанк прокредитовал республиканский бизнес почти на 250 млрд рублей. Наибольший объем финансирования приходится на промышленность, нефтехимию и добычу полезных ископаемых, торговлю, строительство и операции с недвижимостью, сельское хозяйство. В числе реализуемых при участии Сбербанка проектов — реконструкция и увеличение мощностей Казанской ТЭЦ (объем финансирования — 9 млрд рублей, срок реализации — 8 лет); строительство жилых домов в ЖК «Победа» (объем финансирования — 3,6 млрд, срок реализации — 5 лет); создание и модернизация завода по производству автомобильных колесных дисков (объем финансирования — 1,2 млрд, срок реализации — 10 лет), а также проекты для оборонной, пищевой промышленности, сельского хозяйства и пр.
По совокупным показателям вложений — кредитованию и инвестициям — мы являемся одним из основных инвесторов в Татарстане. За последние 2,5 года Сбербанк прокредитовал республиканский бизнес почти на 250 млрд рублей
Сбербанк также активно участвует в проектах импортозамещения: по производству гибких упаковочных материалов, стальных колесных дисков, металлоконструкций и электрооборудования, продуктов питания и пр.
А наши собственные инвестиции в регион — это, прежде всего, средства на развитие филиальной сети Сбербанка, на ее переформатирование, на благотворительные проекты.
— На очередном саммите в Казани в мае этого года Сбербанк заявил о готовности развивать исламский банкинг в республике. Эти планы в силе?
— Да, и этот вопрос мы тоже обсуждали с президентом Татарстана. Для Рустама Минниханова данное направление крайне важно, он акцентировал на нем наше внимание. Сейчас мы создаем совместную рабочую группу, которая будет готова в сжатые сроки запустить этот проект. Мы свяжемся с ВЭБом, изучим их опыт и, возможно, запустим этот продукт совместно: проговорим, какую часть работы возьмем мы на себя, а какую часть — институты развития.
— Определен ли объем средств на услуги исламского банкинга, есть ли лимиты на Татарстан?
— Вопрос не в том, что мы или кто-то иной выделяет лимит. Наша задача — привлечь исламские финансы в любых объемах: от небольших до гигантских. И главный для нас вопрос на сегодняшний день: кто в Татарстане является потребителем исламского банкинга? Это далеко не легкие деньги с точки зрения существующего законодательства, налогообложения, валютных рисков и всего прочего. И на данном этапе для нас крайне важно определить, кто сможет воспользоваться этими ресурсами здесь. На сегодня мы уже видим использование данного инструмента в форме лизинга.
— Какие республиканские проекты, в том числе перспективные, вам кажутся наиболее привлекательными?
— Какие конкретно проекты у нас сейчас в стадии рассмотрения, сказать пока не могу, поскольку есть вопросы этики, коммерческой тайны. Как только мы примем решение и предоставим финансирование, уверяю вас, эта информация после согласования с клиентом станет общедоступной.
— До прихода в Волго-Вятский банк вы занимались развитием территориальной сети Сбербанка и модернизацией филиалов. Что удалось сделать, и каковы планы банка в этом направлении?
— В блоке «Территориальное развитие» я отвечал за эффективность работы как тербанков, так и головных отделений. А судить об их работе можно по финансовым результатам. По итогам прошлого года и первого полугодия нынешнего года все тербанки справились с основными показателями бизнес-плана и даже перевыполнили планы по прибыли. В частности, «Банк Татарстан» по итогам 2015 года сработал с чистой прибылью порядка 10 млрд руб.
За последнее время мы провели ряд существенных изменений: объединили несколько тербанков, упразднили ряд лишних уровней управления в целях более эффективного взаимодействия.
Мы работаем, прежде всего, для клиентов. Пока мы им будем нужны, пока у них будет потребность в том, чтобы приходить в наши отделения, мы будем нашу филиальную сеть сохранять
Кроме того, мы уже приступили к определению нашей стратегии на долгосрочный период, где обозначим основные направления развития. Причем будем учитывать не только финансовые интересы в масштабе регионов, но и потребности нашего массового клиента. После детальной проработки корпоративных, розничных, операционных рисков мы должны будем утвердить до конца 2016 года стратегию Волго-Вятского банка Сбербанка, в том числе в разрезе каждой территории.
Мы работаем, прежде всего, для клиентов. Пока мы им будем нужны, пока у них будет потребность в том, чтобы приходить в наши отделения, мы будем нашу филиальную сеть сохранять столько, сколько нужно.
Это не значит, что мы не планируем ее оптимизировать. Но что касается той же сельской сети — а это то, что сейчас волнует и людей, и власть — мы будем ее поддерживать, это вопрос нашей социальной ответственности. Хотя, безусловно, для нас содержание филиалов банка в небольших населенных пунктах зачастую убыточно. Поэтому мы продолжим развивать альтернативные каналы обслуживания и в сельской сети, принимать активное участие в проектах по повышению финансовой грамотности, плавно переводить клиентов на дистанционное обслуживание.
Татарстан находится в непрерывном развитии, и для Сбербанка это гарантия того, что все наши нынешние проекты здесь будут реализованы обязательно и в полном объеме.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.