Новости раздела

Воспитанник Азата Хакима из Boeing поставит на крыло «Суперджеты»

Воспитанник Азата Хакима из Boeing поставит на крыло «Суперджеты»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев (руководитель компании «Тулпар» Азат Хаким)

Сегодня один из топ-менеджеров американской корпорации Boeing Камиль Гайнутдинов официально возглавил ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», производящее «Суперджеты». Планируется, что на новом месте Гайнутдинов использует опыт, полученный за рубежом, и наладит послепродажное обслуживание самолетов. Как выяснило «Реальное время», назначение имеет отношение и к Татарстану — трудовая биография нового главы ГСС начиналась в компании «Тулпар» Азата Хакима, а сам Гайнутдинов регулярно прилетает в Казань, чтобы навестить свою семью. В интервью «Реальному времени» Азат Хаким вспоминает, как нынешний руководитель одного из крупных самолетостроительных предприятий России устраивался к нему на работу пилотом.

Who is Mr. Гайнутдинов?

Сегодня произошло назначение, которое федеральные СМИ анонсировали еще в конце прошлого месяца. ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», которое входит в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), возглавил Камиль Гайнутдинов, бывший топ-менеджер американской компании Boeing. Эксперты считают, что на Гайнутдинова будет возложена довольно непростая задача — выстроить систему послепродажного обслуживания так называемых «Суперджетов» — российских среднемагистральных самолетов SSJ 100.

«Коммерсант» со ссылкой на собственные источники утверждает, что кандидатов на должность главы ГСС отбирал лично президент ОАК Юрий Слюсарь. Известно, что Камиль Гайнутдинов с 2003 года работал в компании «ЮТэйр», где отвечал за контракты по вертолетным перевозкам за рубежом. В 2005 году он возглавил подразделение Commercial Aviation Services (CAS) Boeing Commercial Airplanes в России и СНГ, занимающееся материально-технической поддержкой, инженерно-конструкторскими услугами, поддержкой летной эксплуатации самолетов.

Как выяснило «Реальное время», Камиль Гайнутдинов имеет прямое отношение к Казани — свою карьеру он начинал компании «Тулпар», а члены семьи — мать и сестра — до сих пор живут в Казани.

«Если вопрос коснется интересов Татарстана, я думаю, это будет полезно»

Чтобы более подробно узнать о казанских страницах биографии нового главы «Гражданских самолетов Сухого», мы обратились к руководителю компании «Тулпар» Азату Хакиму.

— Не могли бы вы рассказать, кто такой Камиль Гайнутдинов?

— Специалист, профессионал. Раз его утвердили на такую должность, значит, уровень его профессионализма соответствует ей. А трудовую биографию он начинал у нас в «Тулпаре». Закончил Киевский институт инженеров гражданской авиации. Причем он одновременно закончил два факультета и получил две специальности — летную эксплуатацию и штурманскую. И еще за это время он освоил английский язык. Уже то, что за 5 лет он сумел получить свидетельство пилота и свидетельство штурмана и еще изучить английский язык, говорит о его незаурядных способностях. Насколько я помню, родом он из Средней Азии, из города Ош. Они переехали в Казань, и, насколько я знаю, здесь живут его сестра и мать.

В те времена устроиться на работу было трудно. Сейчас не могу сказать точно, но это был 1998-ой или 1999-ый год, то есть вторая половина 90-ых. Он пришел ко мне устраиваться на работу, но пилоты мне тогда были не нужны. И в разговоре он рассказал, что у него есть еще штурманское свидетельство и он знает английский язык. Меня это заинтересовало — я понял, что это человек очень трудолюбивый и умный, раз за это время успел получить две профессии. И я его взял к себе на работу. Вначале он летал на вертолете. За время работы у нас мы отправили его обучаться в Австралию, в Мельбурн. Там он учился полтора года и вернулся к нам на работу. Но объем работ в нашей компании не соответствовал полученным знаниям. Немного поработав, он пришел ко мне и сказал: «Могу ли я стартовать дальше, потому что здесь я не могу применить те знания, которые получил за это время». Я ему дал добро, и он перешел в «ЮТэйр», где он занимал серьезную должность и отвечал за вертолеты.

«Специалист, профессионал. Раз его утвердили на такую должность, значит, уровень его профессионализма соответствует ей. А трудовую биографию он начинал у нас в «Тулпаре». Фото ato.ru

Потом «Боинг» объявил конкурс на замещение должности представителя технического обслуживания в России и в СНГ. Насколько я помню, примерно так называлась эта должность. Было 26 кандидатов, из которых выбрали его. Так он попал в корпорацию «Боинг» и долгое время работал в Сиэтле. За это время он приобрел очень много знаний в самолетостроительной области. И был приглашен на работу из Америки сюда, к нам.

— Как вы считаете, для Татарстана это назначение хорошо или плохо?

— Конечно, хорошо, если свой татарин из Казани занимает эту должность. Если вопрос коснется интересов Татарстана, я думаю, это будет полезно. Он же помнит свои татарские корни. Здесь его родственники, здесь его мама. Конечно, это будет иметь плюсы для нас.

— А вы с ним давно виделись?

— Он приезжал сюда к матери, и мы виделись где-то год назад. Когда он приезжает, он всегда заезжает к нам, в «Тулпар». Мы, в принципе, мы общаемся, продолжаем переписываться.

«Я даже не допускаю таких мыслей, что он может работать в интересах «Боинга»

— Он же все-таки был топ-менеджером «Боинга», но получается, что «Сухой» — его конкурент. Нет ли здесь какого-то противоречия?

— Вы же знаете, что «Боинг» участвовал в разработке «Суперджетов». И потом он же не американец, он же россиянин, и подданство у него российское. Понятно, что он является патриотом нашей страны. Или вы просто спрашиваете — не будет ли он работать на «Боинг»?

— Да.

— Я думаю, что нет, потому что у нас есть службы, которые перед назначением проверяют все это. И потом, зная его, зная его порядочность, я даже не допускаю таких мыслей, что он может работать в интересах «Боинга».

«Он же не американец, он же россиянин, и подданство у него российское. Понятно, что он является патриотом нашей страны. Или вы просто спрашиваете не будет ли он работать на «Боинг»? Фото Романа Хасаева

— А как сейчас обстоит ситуация с «Суперджетами»?

— К сожалению, пока проект убыточный. Там есть ряд серьезных пробелов в организации продаж, послепродажного обслуживания. Видимо, для этого его и пригласили, чтобы использовать этот опыт «Боинга» — одной из самых передовых самолетостроительных корпораций в мире. Наверное, его пригласили, чтобы попробовать адаптировать положительный опыт в нашей российской действительности. Я думаю, решение было продиктовано именно этим.

— Как вы считаете, нет ли иронии судьбы в том, что выходец из Татарстана будет продвигать «Суперджет», который является также конкурентом нашего Ту-334?

— Во-первых, он не наш. Во-вторых, не было произведено ни одного серийного экземпляра. Решение о том, что он производится не будет, было принято давно, поэтому сравнение в данном случае неуместно. Этого самолета практически нет. Потому что в серию он не пошел.

— А почему так получилось?

— Сложно сейчас это сказать — может это был результат каких-то политических интриг. Может быть, Погасян оказался более вхож в высокие кабинеты. Тяжело искать крайних, но получилось так, как получилось, и сегодня уже возвращаться к производству Ту-334 уже поздно. Если он разрабатывался чуть не 30 лет назад, то сегодня это уже самолет позавчерашнего дня. Тем более там даже двигатели были предусмотрены украинские.

Гуландам Зарипова
Хаким Азат Муртазович

Новости партнеров