Новости раздела

Хадж на рубеже XIX—XX веков: улучшенная транспортная инфраструктура, наемное паломничество и «наши» за бугром

Какие новые возможности для мусульманских паломников появились сто лет назад?

На этой неделе в хадж выехала последняя группа паломников. Профессор, д.ф.н. Альфина Сибгатуллина, работающая в Институте востоковедения РАН, продолжает рассказывать о том, как верующие посещали Мекку в былые времена. Сто лет назад блага цивилизации почувствовали и российские магометане. В отличие от XVIII—XIX веков, добраться до святых мест теперь можно было значительно быстрее, с комфортом и с минимальными рисками. А для тех, кто в силу болезни не мог совершить хадж, действовали специальные услуги.

Железнодорожная и морская инфраструктура для пилигримов

Пик дореволюционного паломничества приходится на рубеж XIX—XX веков: в данный период ежегодно отправлялись к святым местам от 6 до 12 тысяч российских мусульман. Этому способствовало, во-первых, заметное улучшение общего благосостояния самих правоверных, во-вторых, строительство новых российских железных дорог и относительно дешевый проезд по ним, в-третьих, открытие в 1908 году Хиджазской железной дороги.

К началу ХХ века в перевозке паломников по России были задействованы уже 14 железных дорог: Сибирская, Самаро-Златоустская, Средне-Азиатская, Ташкентская, Московско-Казанская, Сызрано-Вяземская, Рязано-Уральская, Юго-Восточная, Южная, Пермская, Закавказская, Владикавказская, Екатерининская и Юго-Западная. Со стороны правительства были сделаны определенные, хотя и импульсивные, шаги по упорядочению паломнического движения: выделены специальные вагоны для мусульманских путников, открыто заведение хаджи-хане в Одессе, запущены в оборот паспорта особого образца на восточных языках.

Суда Русского общества пароходства и торговли, добровольного флота включились в конкуренцию с иностранными пароходами по перевозке паломников из Одессы и Севастополя. Для путников, не желавших использовать морские маршруты, стало доступно наземное направление: поездом из Москвы через Варшаву и Вену за шесть дней можно было добраться до Стамбула.

На дипломатической службе у императора

В 1891 году было открыто российское консульство в Джидде, призванное вести учет подданных Российской империи. Первым консулом был назначен татарин Шагимардан Мирясович Ибрагимов (1841—1892), который, к великому сожалению мусульман, скоро умер от холеры. В 1895 году драгоманом (переводчиком) в консульство был назначен еще один татарин Шакирджан Ишаев. По поручению властей с целью изучения обстановки в 1898—1899 годах в святых местах побывал штабс-капитан Абдулазиз Давлетшин и представил подробный рапорт. Также были опубликованы отчеты о санитарно-эпидемиологическом состоянии Хиджаза различных ответственных лиц.

В популяризации хаджа огромную роль сыграло появление периодической печати на национальных языках. Мусульмане из газет получали информацию о сроках, разрешениях и запретах на выезд, карантинах нового паломнического сезона, делились своими впечатлениями о поездке, писали жалобы и предложения об условиях перевозки в поездах и на пароходах. Оренбургская газета «Вакыт» под руководством неутомимого Фатиха Карими (1870—1937) служила татарам наиболее оперативным и надежным источником в данном вопросе.

Также с целью предупреждения обмана различного рода для паломников печатались специальные путеводители на татарском языке с указанием надежных маршрутов, гостиниц, курса валют, цен на билеты и продукты, как в России, так и в Османской империи. Представители мусульманской фракции Государственной Думы старались быть в курсе ежегодного хаджа российских мусульман.

Новая услуга для мусульман «бадаль-хадж»

В эти годы среди татар набирала оборот и наемная форма паломничества — бадаль-хадж (бәдәл хаҗ). Мусульмане, которые имели достаточные средства для совершения паломничества, но не могли делать это по причинам состояния здоровья, возраста или службы, обращались к бадальчи, которые за определенную плату совершали хадж за другого человека. Такие люди обычно приезжали из Мекки и Медины и, предлагая свои услуги, разъезжали по городам и селам Поволжья, Сибири и Урала, но позже их вытеснили местные «труженики хаджа».

Разумеется, честность выполнения «заказа» полностью оставалась на совести исполнителей, мало кто из них снова возвращался к «заказчику» и преподносил особый документ о совершении им паломничества, т.н. хаджнаме.

Подарок османского султана: Хиджазская железная дорога

30 августа 1908 года торжественно была открыта Хиджазская железная дорога, построенная османским султаном Абдулхамидом II на деньги всех мусульман мира. Она соединяла Дамаск, считавшийся воротами в Аравию, с Мединой и покрывала общее расстояние в 1 464 км. Таким образом, дорога, которая раньше преодолевалась на верблюдах в лучшем случае за 40 дней, теперь занимала 72 часа. Расписание поездов было составлено с учетом времени совершения ежедневных молитв, в вагонах находились штатные муэдзины, которые руководили пятикратным намазом пассажиров прямо в поезде. Во время религиозных праздников организовывались специальные дешевые рейсы, имелись особые условия для семейного путешествия.

Османский султан особо распорядился о проведении действенных санитарных мероприятий в Хиджазском регионе, которые предусматривали строительство больниц, гостиниц, бараков для хаджи, паровых камер для дезинфекции, создание специальных мест для совершения жертвоприношения и т. д. Однако многие из этих планов так и не были осуществлены из-за предательства местных властей и тайной деятельности европейских агентов.

Наши земляки в святых местах

В период конца XIX — начала ХХ века совершили хадж такие выдающиеся деятели татарского народа, как Шигабуддин Марджани (1880), Мурад Рамзи (1880), Мухаммадъяр Султанов (1893), Галимджан Баруди (1887, 1909), Абдуррашид Ибрагимов (1909), Габдулла Апанаев (1909), Хайрулла Усманов (1911) и др. Наряду с выполнением религиозного долга и посещением святых мест татарские паломники имели контакты с видными учеными и прогрессивными деятелями со всего мусульманского мира, расширяли свой кругозор, углубляли знания, обменивались мнениями по различным вопросам.

По всему пути из России до Мекки и Медины татары находили осевших там земляков, встречались с обучавшейся за границей российской мусульманской молодежью. Поселившийся в Мекке Мурад Рамзи в паломнический сезон становился простым муджавиром и оказывал посильную помощь и гостеприимство прибывшим из Поволжья и с Урала паломникам.

Продолжение следует

Альфина Сибгатуллина

Новости партнеров