Новости раздела

«Во время плавания по Каспийскому морю Петр I командовал авангардом на казанском военном судне»

Автор книги «История Казанского адмиралтейства» о казанском следе в Персидском походе Петра I

В конце сентября дайверы Русского географического общества планируют отправиться на поиски кораблей, затонувших во время Персидского похода российского императора Петра I. Специально для читателей «Реального времени» историк Ильшат Файзрахманов вспоминает о роли Казани в походе царя Петра, о кораблях, построенных на берегах Волги специально для Каспия.

Находки остатков каспийского судна и Казанское адмиралтейство

В 1990 году участниками совместной российско-американской экспедиции около о. Кулалы на Каспийском море были обнаружены остатки затонувшего корабля начала XVIII в., вероятнее всего, принадлежавшего экспедиции князя А. Бековича-Черкасского 1716—1717 гг. При участии и поддержке Института водных проблем и Института археологии сотрудниками Центра комплексных подводных исследований под руководством к.и.н. А.В. Окорокова и к.г.н. И.В. Дивакова изучение этого исторического объекта было продолжено: зафиксированы фрагменты днищевой части судна — киль, кильсон, фрагменты шпангоутов с бортовой обшивкой, элементы крепления. Среди находок: строительные материалы, заготовки для кузнечного производства, боеприпасы, медная посуда, фрагменты курительных трубок, штофов и стеклянных бутылок.

Если и вызывает сомнения точная принадлежность найденных останков судна к экспедиции А. Бековича-Черкасского, то нет сомнений, где строилось это судно. Практически все подобные военные суда на Каспии в XVIII веке строились в Казани.

Морские суда для плавания по Каспийскому морю начали строиться в Казани еще с начала XVIII века. Традиционно суда строились возле пристаней, куда вывозился корабельный лес. Наиболее известная и крупная пристань близ Казани находилась на правом берегу реки Казанки близ села Ягодное. По своей площади она превосходила территорию основанного в 1718 году Казанского адмиралтейства, ставшего позже основным центром судостроения для Каспийского флота.

Управители уездов отвечали своей головой за невыполнение приказа Петра I

Для Персидского похода и последующего закрепления территорий за Россией в Казани строили большие морские суда — гекботы, а также сопровождавшие их суда. Каждое морское парусное судно имело определенное количество шлюпок (лодок), необходимых для связи с берегом, завоза якорей, спасения людей в случае гибели судна и т.д. Например, дополнительно к каждому гекботу строились три малых судна: бот, малый бот и дельял (шлюпка). В Казани ежегодно делали по пять гекботов, к ним по пять шхерботов без палуб длиной по 50 футов и по пять малых шхерботов и по пять дельялов. На каждом гекботе, за исключением офицеров, было по 30 человек.

Петр I указом от 20 октября 1722 г. направил в Казань гвардии майора Румянцева, которому поручил построить шесть больших ботов, 15 гекботов, 30 малых ботов и 30 дельялов. Каждый гекбот строили от 80 до 150 работников. Для строительства указанных судов в 1722 г. было приказано нарядить 800 пеших и 1200 конных работников на заготовку лесов и еще 2 тыс. плотников на строительство судов. Набираемым с уездов плотникам необходимо было прибыть в Казань к 5 декабря 1722 г. Управителям уездов было крепко обещано, что они будут «отвечать своей головой» за невыполнение или несвоевременное выполнение указа. Каждый работник был обязан иметь при себе плотничьи инструменты: топор, скобель и долото. Кроме плотников, наряжали всех имеющихся в наличии кузнецов и столяров.

Строительными работами заведовал непосредственно сам лейб-гвардии майор Румянцев. 27 ноября 1722 г. по прибытии в Казань он потребовал на судостроительные работы дополнительно 600 человек, которых набирали из числа ясачных, новокрещеных и некрещеных крестьян. Всего в строительстве судов с начала до окончания работ участвовало до 3136 мастеровых людей и работников, в том числе девять плотничьих десятников, 1828 плотников, 279 кузнецов, 46 столяров, два токаря, два буравных мастера, 10 пильщиков, 26 конопатчиков, девять маляров, 925 работников. Они работали в течение 6 месяцев. Как результат, означенные суда были достроены к весне 1723 г. Астраханский губернатор А.П.Волынский хорошо отозвался о новопостроенных судах: «…все гекботы так хороши, властно как бы фрегаты…».

После Персидского похода в течение всего XVIII и первой трети XIX века всякий раз казанские суда принимали деятельное участие в перипетиях российского влияния на Прикаспийский регион.

Восток в планах Петра I

«… Достойна его гения была мысль найти путь в Индию для нашей торговли», — так А.С. Пушкин охарактеризовал замыслы Петра I в восточном направлении. Отсутствие достоверных сведений, неизученность восточных берегов Каспийского моря помогли распространиться слухам о достаточности прорытия небольшого канала из Амударьи, чтобы она потекла в сторону Каспийского моря, и так будет проложен водный путь в Индию. Для опровержения или доказательства подобных слухов и вообще в целом для описи берегов и акватории Каспийского моря, устьев Волги, а также для налаживания торгово-политических связей с среднеазиатскими народами на казанских судах в 1714—1721 гг. (и позже) были проведены несколько экспедиций по Каспийскому морю под руководством А. Бековича-Черкасского, М. Травина, В.А. Урусова, фон Вердена, Ф.И. Соймонова. Все эти экспедиции стали прологом к основному действу русских войск на Каспии. После окончания Северной войны пришло время активных действий в восточном направлении.

Петр I отправился в поход на галере «Москворецкий». Его путь пролегал через Казань, где он остановился 27 мая 1722 г. Здесь Петр I преимущественно посвятил время занятиям по устройству адмиралтейства. В Казанской адмиралтейской конторе он рассматривал ведомости о количестве отпущенных в Петербург деревьев и послал их в Адмиралтейскую коллегию, чтобы там проверили эти ведомости.

За время своего похода Петр I успел побывать на трех судах казанской постройки — плезир-яхте, верейке и большом корабельном боте. Плезир-яхта (от фр. plaisir — развлечение) — парусно-гребная прогулочная яхта Петра I была построена из дуба в 1720 г. в Казанском адмиралтействе вместе с верейкой (англ. wherry — шлюпка, ялик) корабельным мастером Р. Гардли. Прогулочная яхта должна была служить для поездок Петра I во время Персидского похода, поэтому она в 1722 г. была отправлена из Казани в Астрахань вслед за остальными судами. Прибыв в Астрахань, Петр I жил в небольшом деревянном дворце в загородном саду вниз по реке Кутум. Каждый день он поднимался на яхте по Кутуму к Кремлю, осматривал окрестности города.

18 июля 1722 г. состоялся грандиозный генеральный смотр Каспийской флотилии. Петр I на плезир-яхте объезжал стоящие на Волге суда. Этот момент был изображен на картине художников А. Зарецкого и А. Кокорева «Петр Первый осматривает флот на Каспийском море, перед походом в Персию». Во время непосредственного плавания по Каспийскому морю, Петр I командовал авангардом на казанском военном судне — большом корабельном боте. 23 июля Петр I на этом же боте прибыл в устье реки Терек и возвратился из Дербента в Астрахань 4 октября 1722 г. Бот участвовал в дальнейших военных действиях. В том же году корабельный бот и несколько других судов отправились в Персию. В марте 1723 г. под командой капитан-лейтенанта Г. Золотарева в Зинзилийском проливе для защиты гавани были оставлены большой корабельный бот, гукор и эверс. На этих судах русские моряки отбили атаку персов.

Ильшат Файзрахманов

Новости партнеров