Ирек Файзуллин: «Станция метро, которую хочет «МЕГА», стоит больше миллиарда»
Соципотечные объекты возводятся в рабочем режиме, претензий к Госжилфонду нет, а строительство метро будет продолжено, несмотря на отсутствие финансирования от федерального центра. Об этом и не только сегодня в кабмине РТ в ходе брифинга рассказал министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин. Ответил министр и на вопросы «Реального времени».
Урок, вынесенный из скандала с «Салават купере»
— Хотелось бы попросить вас прокомментировать ситуацию с ЖК «Салават купере»: с чем была связана задержка строительства и определены ли сроки сдачи объекта? Какие выводы сделаны?
— Вообще, если оценить работу Государственного жилищного фонда, то Талгат Абдуллин работает в плановом порядке. Его объекты зафиксированы на два года. И они строятся. Если выбывает какой-то один объект, то объем ввода по жилищному фонду все равно сохраняется тот же, который есть. То, что происходил конфликт с крупными подрядчиками этого объекта — вопрос обеспечения прозрачности закупок и фиксирование четко той цены, под которой подрядчики четко подписались при заключении контракта.
После этого получилось так, что кто-то дороже купил продукцию, кто-то дешевле, в итоге оказалось, что не укладываются в ту стоимость квадратного метра, которую они зафиксировали контрактом с заказчиками. Поэтому была, может быть, попытка какого-то шантажа со стороны подрядчика, но сегодня постепенно это регулируется.
«Работа в этом направлении продолжается, и по «Салават купере» мы введем пять жилых объектов – это три жилых дома ООО «Ак таш», один дом ООО «ПСО Казань» и один дом ООО «Грейт-строй». Фото Гуландам Зариповой
Это привело к тому, что мы переходим на систему биржевой закупки строительных материалов по программам жилищного фонда. Уже начала работать биржевая площадка. Она, конечно, пока не очень совершенна, но я думаю, что мы в течение 2016 года, в 2017 году перейдем по другим программам на биржевую закупку и материалов, и покупку трудовой силы и механизмов.
Работа в этом направлении продолжается, и по «Салават купере» мы введем пять жилых объектов – это три жилых дома ООО «Ак таш», один дом ООО «ПСО Казань» и один дом ООО «Грейт-строй» (10-й квартал). Возможно, в «Грейт-строе» завершим еще один дом. Это в плановом порядке, тот который зафиксирован ГЖФ. Срок сдачи – конец года.
— Среди участников соципотеки ходят активные слухи о том, что стройки на «Салават купере» встали, так как Госжилфонд отдал 10 миллиардов на спасение «АК БАРС» Банка?
— На счетах ГЖФ как лежало от 17 до 19 млрд рублей, так и лежит. Сейчас сложилась ситуация, когда в строительстве находятся дома, которые должны быть сданы в 2017 году, начато проектирование домов, которые планируются сдать в 2018 году. Только сейчас у ГЖФ в работе 1,6 млн кв. метров жилья.
— Федеральное правительство ввело субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам. Сейчас решается вопрос о том, чтобы отменить это субсидирование полностью, поскольку ЦБ снизил ключевую ставку. Правильно ли это?
— Решения пока нет. Сегодня все субъекты РФ видят эффективность решения по субсидированию процентной ставки. Это дало возможность застройщикам гарантированно сбывать тот объем жилья, который они реализуют на своих территориях и нашей республики тоже. Количество ипотечных кредитов ежегодно увеличивается, поэтому я думаю, что правильным будет решение сохранить поддержку в этом направлении.
«Ежегодно он продлевается, я участвовал в работе комиссии, которую возглавляет Шувалов, поэтому я думаю, что решение будет положительным». Фото prav.tatarstan.ru
Даже 11% — это не самая дешевая ставка в кредитовании. Нормальной ставкой сегодня можно назвать, наверное, 7%, как у ГЖФ. К этому надо стремиться, поэтому все эти меры поддержки резко увеличили объем строительства в нашей стране. Конечно, сегодня сложнее стал доступ наших застройщиков к деньгам —высокие ставки кредитов.
Законодательство, которое меняется в плане привлечения долевых средств, механизмов страхования, они приведут к тому, что рынок будет сохраняться, и поэтому я надеюсь, что этот механизм поддержки все-таки останется и нас следующий год тоже. Ежегодно он продлевается, я участвовал в работе комиссии, которую возглавляет Шувалов, поэтому я думаю, что решение будет положительным.
Миллиард на метро и альтернатива цементному заводу
— Ирек Энварович, когда начнется строительство второй ветки казанского метро? Есть ли финансирование?
— Мы скоро начнем станцию «Фучика» и будем двигаться к кольцу в сторону Ново-Савиновского района. Федерального бюджета в метро нет, мы тратим финансовые средства нашей республики. Мы начнем станцию, заведем проходческие комплексы и будем двигаться.
Метро – это тоже технически сложная программа, и самое главное, есть ряд специалистов, которых мы не должны терять. Мы должны их постоянно учить работать, выполнять необходимые подземные работы. Проходческие комплексы у нас есть. Они работают. Предполагается 1 млрд рублей выделить на 2018 год.
— А что с участием МЕГА Казань в проекте строительство второй ветки?
— Они хотели принять долевое участие в строительстве, но станция метро, которую хочет «МЕГА», стоит больше [миллиарда, — прим. ред.]. Если бы они полностью взяли финансирование, то было бы возможно. А так, станция должна быть в другом месте, где сосредоточение транспортных потоков… Район поворота на Сахарова.
«Федерального бюджета в метро нет, мы тратим финансовые средства нашей республики. Мы начнем станцию, заведем проходческие комплексы и будем двигаться». Фото Романа Хасаева
— Какова судьба проекта цементного завода с участием китайских партнеров в одном из районов РТ?
— Проект анонсировался, но вопрос в наличии сырья. Эффективным является завод, который имеет возможность выпускать в год миллион тонн цемента, минимум для бизнеса – 500 тыс. тонн должно быть. Значит, нужно иметь сырья как минимум на 10 лет работы. У нас нет таких запасов сырья в РТ. На границе с Дрожжановским районом есть небольшой объем сырья, но он полностью не разведан, поэтому сегодня сказать о том, что реализация этого проекта близка или что он будет вообще реализовываться… Попыток у нас много было в этом направлении, но ни одной эффективной, которая была бы интересна бизнесу, у нас не сформировалось.
Поэтому мы строим цементные терминалы. Как раз завтра «Евроцемент холдинг» откроет такой терминал на территории Казани. Совместно с крупными цементными холдингами реализуются программы по строительству цементных терминалов – эта программа курируется министерством. Это снижает издержки. Надеемся, что эти предприятия покажут свою эффективность.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.