Новости раздела

«Химики в законе»: как подсудимый грозился «ушатать» свидетеля за дачу честных показаний

«Химики в законе»: как подсудимый грозился «ушатать» свидетеля за дачу честных показаний
Фото: Ирина Плотникова/realnoevremya.ru

Все более интригующими подробностями обрастает судебное разбирательство по делу о многомиллионных хищениях с «Казаньоргсинтеза», сюжет которого развивается в лучших традициях шпионских фильмов. Главный фигурант по делу Закария Закиров устраивал «случайные» знакомства со свидетелями, вовлекая их в свои махинации, шифровал контакты и оказывал психологическое давление на людей. Это выяснилось в четверг на очередном заседании Московского районного суда, где проходит слушание. Напомним, там продолжается процесс о хищениях продукции «Казаньоргсинтеза». В преступное сообщество было вовлечено более 20 человек, в том числе работники предприятия. С мая 2011-го по март 2012 года сообщники похитили полиэтилен низкого и высокого давления, поликарбонат, а также другую продукцию на общую сумму почти 340 млн рублей.

Зашифрованные сообщения

Закария Закиров, главный фигурант по делу о хищениях, угрожал свидетелю, настойчиво рекомендуя сменить показания. Об этом сообщил его подчиненный Ильфар Филиппов, который выступал на заседании в роли свидетеля. Примечательно, что впервые суд привлек для показаний бывшего подчиненного главного подсудимого.

Бывший грузчик, ныне сотрудник ООО «Стройтехника» Ильфар Филиппов на базе у Закирова работал с 2006 по 2012 годы. Помимо бывшего начальника, из сидящих в зале подсудимых узнал Айдара Фаррахова, Рушана Гараева, Алексея Емелькина, Фарида Диярова и Константина Тиханова. В обязанности свидетеля входила разгрузка автомобилей, доставлявших продукцию «Казаньоргсинтеза», а также учет этой продукции. По его словам, на базу несколько раз приезжало два длинных «КАМАЗа», один «КАМАЗ»-пятнадцатитонник и «Феникс». Чаще всего за рулем находились водители Фаррахов, Емелькин и Байрамов. Привезенную в мешках продукцию выгружали на склад погрузчиком. На вопрос прокурора: «Кто управлял погрузчиком?», — Филлипов ответил, что «бывало, он, а бывало, мальчишки». Мальчишками оказались коллеги свидетеля Радик и Ильгиз.

Не без труда, но свидетель вспомнил и номер одной из машин, на которой завозили готовую продукцию, — 432. Напомним, автомобиль именно с этим номером пропускал на территорию «Казаньоргсинтез» без внесения данных в журнал учета заезжающего за продукцией предприятия автотранспорта другой свидетель, бывший работник службы режима завода Алексей Харитонов.

— А ночью приходилось разгружать? — поинтересовался прокурор Борис Непорожный.

— Бывало, выходил, — нехотя ответил свидетель.

— Сколько раз? — уточнил Непорожный.

— Я не помню уже, — уходил от ответа Филиппов.

Впрочем, не помнил свидетель и того, откуда он узнавал, что разгрузка автомобилей, доставлявших продукцию, будет ночью, и кто поставлял информацию. Так что прокурору пришлось освежить память Ильфара Филиппова, зачитав его показания, данные в ходе предварительного следствия. Тут-то и выяснилось, что на самом деле Филиппов был старшим и контролировал процесс разгрузки автомобилей именно ночью.

Вознаграждение за ночную работу подчиненному платил Закиров. Информацию о том, сколько выгрузили продукции, свидетель передавал Гульсине Шалде, бывшему главному бухгалтеру Закирова, которая уже отбывает наказание в колонии общего режима. По словам Филиппова, это было задокументировано. Кроме того, отчитывался за разгрузку свидетель и перед Закировым, отправляя ему зашифрованные смс-сообщения, где содержался номер машины, номер партии отгруженного полиэтилена и количество. Интересно, что для простого отчета о выполненной работе, Закиров заставил подчиненного купить два телефона и новую сим-карту, которую Филиппов оформил на жену.

— А у вас до связи с начальством был телефон? — задал вопрос прокурор.

— Да, — ответил свидетель.

— А зачем тогда нужно было еще один покупать? — удивился Непорожный.

— Не знаю, он мне просто дал 5 тысяч рублей и сказал купить два телефона, — пожал плечами Филиппов.

Сообщения о разгрузке товара, содержание которых больше походило на шпионский код, свидетель отправлял исправно каждый день.

Помимо смс-сообщений, аналогичные данные Филиппов фиксировал в специальной тетради, которую как зеницу ока хранил у себя в ящике рабочего стола. Интересно, что подобную тетрадь для Закирова также вела и бухгалтер предприятия. Так недоверчивый Закиров дублировал информацию, что позволяло ему держать всю процедуру хищений под жестким контролем.

«Я матерью покойной клянусь, что даже слова такого не знаю»

В 2011 году свидетель понял, что участвует в приемке похищенной продукции. Об этом он догадался, услышав разговор двоих водителей.

— Как вы поняли, что они говорят именно об украденной продукции? — уточнил прокурор.

— Не могу об этом говорить, — смущенно ответил свидетель.

Впрочем, о том, что продукция ворованная, догадаться труда особого не составляло: чаще всего мешки, поступившие с завода, были завязаны вручную проволокой, без маркировки, на них от руки черным фломастером написана марка.

После ухода от Закирова в марте 2012 года Филиппов устроился в другую организацию. Вскоре ему пришлось дать показания по делу о хищениях с завода. Но Закиров продолжал напоминать о себе. Однажды в обеденный перерыв к Филиппову приехал бывший коллега Ильгиз Байрамов и позвал к Закирову поговорить, но свидетель отказался. Часом позже на разговор приехал сам Закиров, не один, а с братом.

— Он приехал ко мне после допроса и потребовал изменить показания. Сказал, чтобы я нанял адвоката, которого оплатит сам. Кричал, почему не позвонил, почему не сказал, пошел на меня с кулаками, — сказал Филиппов.

— В настоящее время вы боитесь за свою жизнь и здоровье? — спросил Непорожный.

— Да, — заявил свидетель.

— Да вы сказали «ушатаю тебя»! — ответил свидетель.

— Пошатать? — переспросил Закиров.

— Ушатать! — повторил Филиппов.

— Я матерью покойной клянусь, что даже слова такого не знаю! — воскликнул подсудимый.

Провал в памяти

Следующий свидетель Олег Буланов, бывший начальник смены, сходу заявил, что этой весной у него произошла серьезная травма, после чего случилось кровоизлияние в головной мозг, и он мало что помнит. Поэтому прокурор Ольга Зарипова сразу зачитала показания, которые Буланов дал в ходе предварительного следствия. По словам свидетеля, во время его дежурств на охране несколько раз на рабочий мобильный телефон ему звонил некий мужчина и просил не закрывать ворота на ночь. Таинственный мужчина представился Закарией. Однако тот ли это Закария Закиров, свидетель точно утверждать не может, поскольку вживую с подсудимым ни разу не разговаривал. Сначала Буланов на просьбу никак не реагировал. Но позже звонивший сбавил аппетит, попросив не закрывать ворота до десяти часов вечера. Буланов рассудил, что ничего предосудительного в этом нет, и согласился.

Кроме того, в ходе следствия показали видео, где он узнал нескольких охранников, которые обеспечивали бесконтрольный вывоз готовой продукции с территории предприятия. К слову, один из них, Алексей Козлов, уже отбывает свой срок, он заключил соглашение со следствием и признал свою вину.

— Это ваши показания? — пригласил ознакомиться Буланова прокурор.

— Вообще ничего не помню, — твердил свидетель.

— Свидетель, посмотрите внимательнее, — не отступал Непорожный.

— Не давите на свидетеля! — крикнул из камеры Рушан Гараев, поскольку такой расклад событий подсудимым явно лишь на руку.

В возбуждении дела отказать

Снова пришел на заседание суда и свидетель Юрий Логинов, который, как писало «Реальное время», ранее заявил, что оговорил Закирова и отказался от первых показаний. По его версии, на него оказывали психологическое давление сотрудники ФСБ. Ему сообщили, что после проведения служебной проверки в возбуждении дела на сотрудников ФСБ за отсутствием состава преступления отказано. Было принято решение зачитать его показания, данные в ходе очной ставки с Закировым. Оказалось, что они полностью совпадают с тем, что Логинов говорил в ходе следствия.

— В ходе очной ставки на вас же давления не было? — спросила прокурор Ольга Зарипова.

— Не было. Я просто уже придерживался того, что сказал в первый раз, и решил не отходить от показаний, — объяснил Логинов.

В конце заседания судья огласил, что на следующее заседание, которое состоится 8 августа, ожидается привод ряда свидетелей, поскольку правоохранительные органы не могут найти некоторых из них. В большинстве случаев эти обстоятельства связаны с изменением места жительства свидетелей.

Интернет-газета «Реальное время»

Новости партнеров