Новости раздела

Праздник длиною в месяц, или Долгое эхо священного месяца Рамадан

Колумнист «Реального времени» поведал о том, как малайзийские мусульмане празднуют месяц Шауваль

На днях завершился Шауваль — десятый месяц мусульманского лунного календаря, который следует за священным месяцем Рамадан. В своей авторской колонке казанец Айдар Ахмадиев, проживающий сейчас в Куала-Лумпуре, решил рассказать читателям «Реального времени» о традициях празднования Шауваля в Малайзии, о местной кухне, насыщенной пряностями и разнообразными блюдами из риса, а также об особенностях обслуживания постящихся мусульман в ресторанах и общественном порицании наглецов, которые не стесняются есть во время Уразы в публичных местах.

Долгожданные тридцать дней веселья

Давно отгорели праздничные огни фейерверков, возвещавшие окончание тридцатидневного поста, блюда и сладости съедены, подарки розданы, живые родственники навещены, покойные — тоже. Во всем многоликом мусульманском мире, пестрящим традициями и обычаями, праздник Ид аль-Фитр, или Ураза-байрам, вот уже с месяц, как завершен. Всеобщему радостному возбуждению на замену пришли каждодневные заботы и рутина обычной жизни.

Но только не для Малайзии. Кажется, что здесь, в зеленой стране вечного лета, местные точно знают толк в праздновании главного мусульманского праздника года: 30 утомительных дней воздержания от земных радостей сменяются таким же 30-дневным периодом веселья и обильного восполнения потерянных калорий, ибо в калорийности малайскую кухню уж точно упрекнуть нельзя. Ну, о блюдах — чуть позже.

Пряная малайзийская кухня и дружба мусульман с другими конфессиями

Праздник Ид аль-Фитр по-малайски — это, прежде всего, визиты к многочисленным родственникам, друзьям, коллегам, одноклассникам. Так называемый openhouse, «день открытых дверей» — ключевое понятие. В течение всего месяца Шауваль каждый дом, каждая квартира хотя бы однажды обязана организовать open house, когда любой желающий из самого широкого круга родных и знакомых, предварительно нарядившись в традиционный костюм (дресс-код важен!), может прийти в дом и за неспешными беседами отведать всю палитру местной кухни, традиционно приготовляемой на праздник. Приглашаются не только мусульмане, но и представители других традиционных для Малайзии конфессий: индусы, буддисты, христиане, сикхи — празднуют одной семьей. Посиделки обычно долгие и могут затянуться до вечера. На следующий все повторяется: готовка, гости, посиделки, но — уже в соседней квартире.

И таким образом из дома в дом, с улицы на улицу праздник торжественно шагает по стране, и тонны еды благополучно отправляются в желудки празднующих. А это, прежде всего, кетупат — клейкий рис, который долго томят на огне в бамбуковых стволах и ромбом заворачивают в пальмовые листы, специально для этого приготовленные. Вообще, из риса в Малайзии можно приготовить все что угодно: лапшу, хлеб, даже сладости готовятся из риса. К клейкому рису подается центральное блюдо — сатей, жареные на шпажках кусочки курицы, обмакиваемые в жирный арахисовый соус. Ну и, конечно же, ароматнейший ренданг — говяжье карри, приготовленное в кокосовом молоке с использованием тринадцати специй. Бывает, что семья готовит десять килограмм говядины за раз! Количество же десертов, подаваемых к праздничному столу, просто не счесть: апельсиновые и шоколадные самосы, песочные печенья с арахисом, лесным и грецким орехом и многое другое.

«Есть на публике в священный месяц значит обрушить на себя дюжину резких замечаний»

Та же атмосфера праздника и восторга царит и в торговых центрах и на улицах городов, ибо Ид аль-Фитр в Малайзии — это как рождественские каникулы в Европе. Бесконечно долгие выходные, закрытые офисы, в магазинах распродажи и скидки, во всех торговых центрах и на станциях метро — огромные разноцветные гирлянды, баннеры и декорации. Для детей традиционно организуются праздники с раздачей подарков и надувных шаров. В ресторанах предлагают праздничное меню.

Кстати о ресторанах. Во время поста в ресторанах у тех, кто желает перекусить или пообедать днем, спрашивают: «А вы мусульманин?». Если отвечают «да», то в обслуживании вежливо отказывают. Есть на публике в священный месяц — значит моментально обрушить на себя дюжину осуждающих взглядов, а возможно, и резких замечаний. Так что в пост — как в пост: все строго, по закону, по Шариату. Наверное, оттого и нужны малайцам 30 дней Шауваля, чтобы как следует отгулять то, в чем они так щепетильно отказывали себе в течение месяца.

Месяц Шауваль уже завершился, а вместе с ним улетучились последние пряные ароматы тридцатидневного праздника.

Айдар Ахмадиев

Новости партнеров