Феликс — значит счастливый. На 9 дней…
Сегодня исполняется 9 дней, как ушел из жизни один из старейших спортивных журналистов Казани и Татарстана, член Союза журналистов РТ, многолетний президент Федерации спортивных журналистов РТ Феликс Феликсон. Я не смог проститься с Феликсом Наумовичем, потому что в день его ухода от нас находился в Крыму и освещал сбор хоккейной команды «Барс». Мне кажется, что Наумыч, как мы между собой его называли, простил бы мне мое отсутствие на его проводах, узнав, что я в эти дни пишу про хоккей. Вид спорта, к которому он был неравнодушен. Как и к футболу, баскетболу, хоккею на траве, волейболу…позвольте на этом прекратить перечисление олимпийских и неолимпийских видов спорта, которым Феликсон посвятил свою жизнь. Спортсменам, которые добивались в них успехов, командам, которые славили нашу республику и превратили Татарстан в центр спортивной жизни России. Тренерам, которые их воспитывали… И людям, которые были интересны ему, острому и проницательному репортеру, автору, журналисту. А через его материалы и книги, интересны и всем нам.
Я был чрезвычайно польщен
Интересно, что дорогу в спортивную журналистику мне открыл идейный антипод Феликса Наумовича, бессменный редактор спортивного отдела «Республики Татарстан» (бывшей «Советской Татарии») Александр Владимирович Медведев, с чьей легкой тяжелой руки я начал вести телевизионные и интернет-репортажи с матчей сборной России по хоккею с мячом, а впоследствии «Ак Барса» и «Рубина». Было это в 2005 году.
Тогда Феликсон возглавлял Федерацию спортивных журналистов Татарстана (в 2011-м эту должность унаследует Медведев). Где-то под Новый то ли 2006-й или 2007-й год Феликс Наумович пригласил меня на итоговое заседание Союза в пресс-центр «Спорт-сарае», где я, наряду с акулами казанской спортивной журналистики Рустемом Кулеевым, Валерием Нугмановым и т.п. и т.д., был отмечен подарком в виде роскошного издания произведений русской классической литературы. Книги в качестве подарков подбирал сам президент, а заседание, завершившееся банкетиком в кафе Дворца спорта, было, по традиции, единственным, на которое за год собирались спортивные журналисты Казани. Зато очень веселым и дружным, а я был весьма польщен, что меня, страховщика, отметили наряду с мэтрами, и стал считать себя пусть начинающим, без образования, спортивным журналистом.
Был гидом Феликсона по Барселоне
В октябре 2009-го мы вместе с Феликсом Наумовичем оказались включенными в шорт-лист казанских журналистов, сопровождавших «Рубин» в историческую, я бы сказал, эпохальную поездку в Барселону на матч Лиги чемпионов, обернувшийся сенсационной победой никому не известной за пределами России футбольной команды, в одночасье получившей, вместе с Курбаном Бердыевым, европейское признание. Для меня, родившегося 19 октября (а матч проходил 20 октября), вояж стал лучшим в жизни подарком на день рождения, за что я благодарен в первую очередь душа-человеку, бывшему пресс-атташе клуба, а ныне советнику генерального директора «Рубина» Максиму Лопухову. В столице Каталонии я уже бывал. А поэтому вызвался «поработать» для Наумыча, открывающего для себя этот дивный город, в качестве экскурсовода, к тому же со степенью кандидата исторических наук.
Туристом Феликсон оказался дисциплинированным, тяжести пешего перехода по бесконечным «диагоналям» и «параллелям» расчерченного словно линейкой и циркулем неведомого архитектора города, сносил без капризов и слушателем был благодарным. Больше всего радовал внешний вид «почетного динамовца» — он был одет в синюю спортивную куртку с надписью «Динамо» (помните песню Владимира Кузьмина «…я беру с собой в дорогу куртку с надписью «Динамо» и…кроссворд» ?) на спине.
После прогулки по городу мы воссоединились на легендарной Рамбла с уважаемыми болельщиками «Рубина», отобедали паэльей в ресторане Океанариума, а потом с Феликсом Наумовичем еще провели несколько часов в музее ФК «Барселона» на стадионе «Камп Ноу».
Отец поставил студенту Феликсону «двойку»
Года три тому назад мои родители пригласили Феликса Наумовича в гости вместе с супругой. Сидели за накрытым столом, потребляли мамины вкусняшки (Феликсон был еще до операции). Рассматривали коллекцию отцовских открыток с видами дореволюционной Казани (Наумыч был знатоком не только казанцев, но и городских улиц и домов). Стали вспоминать студенческие годы Феликсона, проведенные в КАИ, и здесь выяснилась одна пикантная подробность. Мой отец, всю жизнь преподававший на кафедре общей физики авиационного университета и обладающий отличной памятью, признался, что однажды поставил студенту Феликсону неудовлетворительную оценку. Бокал хорошего вина положил конец былым разногласиям, и беседа перетекла в новое русло. Никакого осадка, как бывает в подобных случаях, ни в вине, ни в отношениях не осталось.
Моя страничка в его книжке
В период подготовки Феликсоном книги «История в блицах», в которой он рассказывает о своих встречах со знаменитыми людьми — Кобзоном и Бесковым, Высоцким и Пугачевой, Мирей Матье и многими другими — мне с супругой довелось побывать в Париже. Перед началом концерта в знаменитом зале «Олимпия» мы прогуливались в фойе мюзик-холла и мое внимание привлекла афиша выступления известной в свое время в СССР болгарской эстрадной певицы Лили Ивановой. Я сфотографировал афишу, вернувшись, рассказал Наумычу, а он включил мои фото и рассказ в свою книгу. Да, то были славные времена, когда для советского человека забытые сегодня имена Ивановой, Яноша Коша, Дагмар Фредерик или Иржи Корна звучали громче, чем имена Элвиса Пресли или Барбары Стрейзанд.
Только теперь я понимаю, что буду чего-то стоить как журналист, когда выйдет печатное издание за моим авторством. И я думаю, что посвятить его надо будет ему. Человеку, чье имя переводится с латыни как «счастливый»
Последняя встреча
Месяца за два до ухода, Феликс Наумович позвонил мне поздно ночью и дал положительную оценку труда по истории «Ак Барса», который ваш покорный слуга (в соавторстве) подготовил к юбилею любимого клуба. Я отослал старшему товарищу «на читку» всего пару глав и был безмерно горд после его слов: «Лучше этот материал изложить невозможно». Книга еще ждет своего выхода в свет, а вот недели три назад, встретившись, как часто бывало, в «Бахэтле», я услышал от него: «Саша, вот ты часто пишешь на электронные порталы, сейчас в «Реальное время». Но пойми, известным ты станешь, только когда у тебя выйдет что-то напечатанное в типографии». «Я уже и так довольно известен, — не без завышенного самомнения возразил я Феликсону, — на мои материалы следуют комментарии постоянных читателей. Какая же разница, где и что я написал?»
Феликс Наумович только покачал головой и иронично, немного устало усмехнулся своей улыбкой с прищуром. И только теперь я понимаю, что буду чего-то стоить как журналист, когда выйдет печатное издание за моим авторством. И я думаю, что посвятить книгу надо будет ему. Человеку, чье имя переводится с латыни, как «счастливый». Который прожил счастливую жизнь и дарил счастье общения всем, кто его знал. Светлая тебе память, Наумыч...…
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.