Джаз на альпийском роге: в Казани выступили виртуоз Аркадий Шилклопер & Квартет
Во дворе музея ИЗО состоялся второй концерт в рамках фестиваля «Jazz в усадьбе Сандецкого»
Вся светская жизнь Казани вновь сместилась в центр города во двор музея ИЗО, где прошел вчера второй концерт фестиваля импровизационной музыки «Jazz в усадьбе Сандецкого». На этот раз перед публикой выступили Аркадий Шилклопер & Квартет. Коллектив не только удивил своей открытостью и харизматичностью, но и показал неплохой джаз.
На волне альпийского рога
С открытием ХХ юбилейного фестиваля «Jazz в усадьбе Сандецкого» можно смело говорить о том, где собирается весь свет Казани. Вчера почувствовать себя на светском мероприятии и послушать приятную музыку можно было во дворе музея изобразительных искусств, где все эти годы и размещается площадка джазового фестиваля. Хэдлайнером вчерашнего вечера стал музыкант-мультиинструменталист Аркадий Шилклопер, вместе с ним в теплую летнюю ночь публику радовали Аркадий «FreeMan» Кириченко, Игорь Иванушкин и Петр Ившин.
Аркадий Шилклопер известен тем, что играет на редких духовых инструментах — валторне, альпийском роге, охотничьем роге, корно ди каччио. Музыкант считается одним из самых известных джазовых исполнителей в России. Интересно, что за свою карьеру он даже добился того, что его признали одним из лучших импровизирующих на альпийском роге музыкантов. К слову, альпийский рог — это инструмент, сделанный из пихты и достигающий в длину до 5 метров. По звучанию он схож с натуральной трубой и способен издавать натуральные природные звуки. На сцене мастерское обращение с таким инструментом не только удивляет, но и восхищает. Кстати, Шилклопер в 1999 году за популяризацию этого швейцарского народного инструмента даже получил благодарность от правительства Швейцарии в виде альпийского рога.
Сейчас Шилклопер занимается как частными проектами, так и является участником российско-норвежского коллектива Moscow Art Trio, которому в этом году исполнилось уже 25 лет.
Программа фестиваля была разделена на две части: первая — сольное выступление виртуоза с программой «HORNOLOGY» — смесь импровизации, академического наследия и фольклора разных народов. В перерывах между композициями Шилклопер шутил и называл альпийский рог инструментом без кнопок, но со входом и выходом. Гостям он предложил, пока идет первое отделение концерта, узнать больше о швейцарском инструменте в интернете, так как впереди конкурс, в рамках которого за правильный ответ на вопрос об альпийском роге победитель получает два билета следующий концерт фестиваля «Jazz в усадьбе Сандецкого».
Казанской публике также повезло впервые услышать новую композицию, название которой автор пока не придумал, но жанр охарактеризовал как блюз на семь восьмых. Исполнил музыкант и уже довольно известную свою ритмичную композицию — «Сказки для Александры».
Со сцены «рассказали» «Непритворные россказни»
Уже после небольшого перерыва на сцене к Шилклоперу присоединились харизматичный Аркадий «FreeMan» Кириченко (вокал, вокальная акробатика), Игорь Иванушкин (контрабас) и Петр Ившин (барабан). Для тех, кто не знаком с понятием «вокальная акробатика», все встало на свои места буквально с первых секунд выступления бэнда: гортанные, ритмичные звуки, которые издавал Кириченко, даже заставили некоторых гостей достать свои телефоны и запечатлеть музыкальный танец на сцене.
Во второй половине вечера со сцены звучала программа «Непритворные россказни». В описании значится, что ее исполняет команда единомышленников, которые говорят на одном языке. И действительно, исполнители на сцене выбирают один способ общения — с помощью музыки.
К некоторым композициям Шилклопер давал пояснения. Так, он рассказал, как родилась песня «Пиво для птицы». Будучи в 1996 году в Канзас-Сити, где родился и был похоронен известный саксофонист Чарли Паркер, музыканты, посетив его могилу, зашли вечером в бар выпить пиво «Чарли Паркер». В итоге вечер закончился тем, что за бесплатную кружку хмельного американского напитка Шилклопер исполнял на валторне темы Чарли Паркера. Сама композиция родилась позже, а название для нее было придумано исходя из воспоминаний с того вечера.
Все это время зал практически в полной тишине наслаждался настойчивыми и динамичными звуками, исходящими со сцены. А удовольствие от их звучания получали не только слушатели, но и сами музыканты, которые показали казанцам, что такое по их мнению новоджаз и импровизация.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.