Новости раздела

Помощь рядом. Как проходит реабилитация наркозависимых и почему важно не замалчивать проблему

На 2024 год количество наркозависимых в РФ около 6 млн человек.

По данным Минздрава РФ, в 2024 году в России количество людей с впервые установленным диагнозом наркомании снизилось на тысячу человек, по сравнению с 2023 годом: с 12859 до 11821. На 2024 год количество наркозависимых в РФ около 6 млн человек. При этом, по оценкам экспертов, реальная цифра превышает официальные показатели, поскольку многие люди скрывают проблему и не обращаются за медицинской помощью. Как определить, что пора к наркологу? С чего начать лечение? Расскажем в нашем материале.

Стыдно признаться в проблеме

По результатам мониторингового опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опубликованного в 2024 году, доля россиян, считающих наркоманов опасными людьми, которых следует изолировать от общества, остается примерно одинаковой с 2004 г. (23-28%). «Иными словами, стереотипы и «карательные» подходы в отношении людей, употребляющих наркотики, довольно устойчивы в общественном мнении», — говорится в исследовании. Из-за боязни осуждения, стыда, социальной стигматизации[ Стигматизация — это формирование негативного отношения к отдельному человеку или группе людей на основании каких-то психологических, физических, интеллектуальных и других особенностей], потери работы наркозависимые опасаются рассказывать о проблеме и откладывают обращение за помощью.

Клинический психолог, аддиктолог, АСТ-терапевт Илья Гавин: «Международная классификация болезней (МКБ) в последней редакции не использует термин «зависимость». Вместо этого описывается расстройство, связанное с употреблением. Это важно, потому что такой подход помогает отделить человека от самого расстройства и снизить стигматизацию.

Стигматизация не ограничивается стереотипами на улице, она проникает и в медицинскую помощь — многие боятся признаться в проблеме из-за чувства стыда. Это задержка обращения за помощью, которая увеличивает риск необратимых последствий и даже летального исхода».

«Существует миф, что без признания себя «алкоголиком» или «наркоманом» ничего не изменится. Однако научных исследований, подтверждающих, что ярлыки помогают в процессе выздоровления, нет», — объясняет эксперт.

Кроме того, существует опасность, что человек будет ежедневно напоминать себе о своей «болезни», что снижает мотивированность и мешает свободному выбору.

«Современная терапия ориентирована на автономию, на то, чтобы каждый день делать осознанный выбор, исходя из ценностей и целей.

Когда человек воспринимает себя не через ярлыки, а как отдельную личность, у него появляется возможность обрести свободу и контроль над своей жизнью, а не жить под властью стереотипов и расстройства», — продолжает Илья Гавин.

Куда можно обратиться за помощью?

Получить помощь можно как в госучреждениях, так и в частных клиниках. Классическое лечение наркомании и зависимости делится на два основных этапа: стационарное лечение и последующая реабилитация. Стационарный этап начинается с детоксикации — активного выведения токсичных веществ из организма, стабилизацию состояния и снятие побочных явлений. После детоксикации проводится полноценное медицинское обследование. Это необходимо для понимания общего статуса организма и психического здоровья, поскольку симптомы могут быть вызваны разными причинами. На основе обследований назначается психофармакотерапия, которая компенсирует выявленные проблемы (например, тревогу, депрессию, эмоциональные перепады). Одновременно с этим ведется психологическая терапия.

Развеем ещё один миф, который мешает некоторым людям обратиться за помощью. Наркозависимому вовсе не обязательно вставать на учет, чтобы получить лечение. Принудительная постановка на учет возможна, если человек представляет угрозу для себя или окружающих, а также в случае судебного постановления. В остальных случаях пациент может отказаться от этой процедуры.

По завершении стационарного этапа пациент может выбрать дальнейшую тактику: продолжить лечение амбулаторно, посещая психолога и врача по графику (при этом он живет дома) или пройти реабилитацию открытого типа, посещая групповые и индивидуальные занятия.

Также возможна реабилитация закрытого типа, как государственная, так и частная. И такой вариант считается одним из наиболее эффективных для успешного выздоровления и стойкой ремиссии.

Нарколог Ирина Бега: «Реабилитация в специализированной клинике эффективна, потому что здесь работают профессионалы с опытом и психологическим образованием, которые проводят индивидуальную и групповую работу с зависимыми. Важно, что это не близкие люди, склонные к созависимости[ Созависимость — это патологическое состояние, при котором человек полностью поглощен жизнью другого, часто зависимого (например, от алкоголя, наркотиков или азартных игр), жертвуя собственными потребностями, целями и благополучием], а специалисты, способные вовремя заметить и предотвратить срыв».

С этим согласна и Ксения Шап, блоггер, которая проходила реабилитацию в учреждениях закрытого типа и на своем опыте убедилась в эффективности данного метода лечения. Кроме того, Ксения прошла обучение на консультанта по зависимостям и сейчас помогает выздоравливать другим зависимым.

Ксения Шап, блогер: «По моему мнению, 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев — это самые оптимальные сроки. Многих туда завозят, якобы, «на месяцок», но за месяц проблему решить невозможно. Человек является абстинентом[Абстинент — это человек, находящийся в состоянии наркотической или алкогольной «ломки»] вообще первые 3 года после прекращения употребления. И зависимость — это заболевание, которое затрагивает абсолютно все сферы. А на формирование новых нейронных связей, когниций, привычки иного поведения нужно время».

В основном, реабилитационные программы в центрах по лечению наркозависимости базируются на программе «12 шагов». Это программа реабилитации для людей, страдающих зависимостями от алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, а также от других зависимостей. Она основана на самоанализе, принятии проблемы, и взаимопомощи зависимых людей в анонимных группах. Программа предполагает последовательное прохождение двенадцати этапов, которые помогают человеку осознать свою проблему, изменить свое отношение к ней, а также научиться жить трезво и брать на себя ответственность за свои поступки. При этом, несмотря на популярность и широкое применение программы «12 шагов», она подходит далеко не всем. В частности, из-за определенной догматичности. Например, для выздоровления человеку нужно признать свое бессилие перед зависимостью, осознать, что жизнь стала неуправляемой и довериться высшей силе. В противовес шаговым программам существует ряд других современных методик, которые также доказали свою эффективность в реабилитации наркозависимых.

Клинический психолог Илья Гавин: «Вместо «12 шагов» зачастую эффективнее использовать личную, индивидуальную терапию в таких направлениях как: терапия принятия и ответственности (ACT), когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), а также другие актуальные направления. Число специалистов, которые работают в рамках этих и других эффективных и подтверждённых методик постепенно растёт.

Что касается реабилитационных центров, то, к сожалению, немногие из них используют современные подходы или имеют специалистов, работающих по доказательной медицине. В целом, важно понимать, что выбор метода лечения зависит индивидуальных особенностей человека, и для многих личная терапия — это наиболее подходящий вариант, особенно в условиях отсутствия универсальной программы, которая подходила бы каждому».

Перечислим программы и методы, кроме шаговых программ, которые применяются для реабилитации зависимых:

  • Терапия принятия и ответственности (ACT);
  • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ);
  • Smart Recovery;
  • Smart Recovery Family&Friends;
  • CRAFT;
  • Диалектико-поведенческая терапия (DBT).

Нужно достигнуть дна, чтобы начать меняться?

Клинический психолог Илья Гавин: «Существует распространённый миф, что нужно дойти до «дна», чтобы начать меняться. Это не так. Даже если вам кажется, что всё вроде бы в порядке, но при этом вы чувствуете, что что-то немного беспокоит, — важно не игнорировать эти признаки».

Рекомендуется обратиться за консультацией к психологу, который понимает особенности расстройств и может помочь определить, есть ли необходимость в дальнейшем лечении. Не обязательно сразу идти на полноценную терапию — достаточно просто спросить у специалиста: «Я переживаю, нужна ли мне помощь или нет?»

Другими словами, если человек ещё не начал разрушать свою жизнь, но чувствует, что стоит на грани близко к откосу, то лучше не откладывать, а получить профессиональную консультацию. Это поможет понять есть ли «звоночки», говорящие о том, что употребление превращается в зависимость, которая может повлечь за собой крах того, человек добился в течении своей предыдущей жизни. Или наоборот, консультация со специалистом покажет, какие изменения нужно внести в свою жизнь, чтобы избавиться от страхов за свое ментальное и физическое здоровье.

Критерии зависимости, которые помогут определить необходимость обратиться к специалисту:

1.Длительное и обильное употребление психоактивных веществ.

2.Формирование толерантности с необходимостью увеличивать дозу или интенсивность.

3.Наличие синдрома отмены (физические и/или психоэмоциональные симптомы).

4.Сильная физическая и/или психологическая тяга.

5.Продолжение употребления/поведения несмотря на вредные последствия (здравье, соц. отношения, психика).

6.Увеличение времени, посвящённого объекту зависимости.

7.Неудачные попытки контроля или прекращения.

8.Повторные срывы, в том числе в опасных ситуациях.

9.Невыполнение социальных и личных обязательств.

10.Отказ от иных интересов и активностей.

Ксения Шап, блогер: «Уже «пора» в реабилитацию, когда потерян контроль. Главный симптом зависимости — это если происходит потеря контроля. То есть человек запоями пьет или человек на марафоне (прим. редакции: «марафон» — многодневное употребление наркотических средств). И если контроль теряется, то у человека проблема. И если он не остановится, то в лучшем случае рано или поздно он попадет в реабилитационный центр. «Пора» — когда разрушены сферы жизни: социальная, духовная, материальная. Но мне кажется, многие могут почувствовать, что проблема уже очень большая и не доводя до крушения».

Напоследок пару слов о родных.

Олеся Рябова, Клинический психолог, ACT-терапевт, про помощь близким зависимого:: «Часто, когда созависимые погружаются в проблемы зависимого близкого, они про себя вообще забывают. Тут самый важный шаг — это развернуться к себе. Вспомнить о собственных потребностях, а не о проблемах, которые навлёк на себя зависимый человек, а также о том, что нам самим важно в собственной жизни. Сконцентрироваться на своих проблемах и болях. Неплохо к психологу пойти в данном случае. Помимо того, что мы говорим обернуться к себе и спросить: «А как я сейчас?», важно разграничить себя и близкого с зависимостью. И через это разграничение мы возвращаем близкому ответственность за то, что с ним происходит и даем пространство для самостоятельного принятия решения о необходимости выздоравливать и возвращаем ему ответственность за собственную жизнь.»

Анастасия Мурзина

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube и «Дзене».

Новости партнеров