Новости раздела

Как дружина Собянина проиграла команде Минниханова «инновационный матч — 2015»

Татарстан взял новую вершину в череде рейтингов экономического развития регионов России

Создатели рейтинга инновационного развития регионов России (не путать с рейтингом инвестиционного климата!), представители ВШЭ и МЭР РФ объявили накануне о том, что Татарстан впервые занял в нем первое место. В видеомосте Москва — Казань участвовал и «виновник торжества» — представитель Татарстана министр экономики Артем Здунов, рассказавший, как республике это удалось. Следивший за ходом дискуссии корреспондент «Реального времени» узнал, что у РТ еще «есть резервы»: у нас пока невысок показатель участия МСБ в инновационном развитии. Тем временем Москва продолжает жить «жирком», накопленным еще в советские времена…

«Казань видит, слышит, прислушивается!»

Любопытно, что в самом начале видеомоста для проверки слышимости Москва поинтересовалась, видит и слышит ли ее Казань? На что тут же получила бодрый ответ самого Артема Здунова из студии «Татар-Информа»:

— Казань видит, слышит, прислушивается!

Перед объявлением результатов первый проректор ВШЭ Леонид Гохберг рассказал о том, что сегодня инновационная отрасль РФ, как и экономика в целом, сталкивается с рядом вызовов, «альтернативными источниками роста»:

— Об этом говорили и на Петербургском экономическом форуме. Сегодня новая технологическая волна — новая промышленная революция или «индустрия 4.0», новые «взрывные» технологии в энергетике (например, ожидается изменение логики энергетической отрасли и других отраслей). Усиливается конкуренция на глобальном рынке за инвестиции и рабочую силу. К сожалению, в России недостаточно участвует частный бизнес в развитии перспективных секторов в РФ — для нас это вызов! И все это в условиях сложной политической обстановки, — предупредил эксперт.

Гохберг посоветовал регионам определиться со специализацией («умной»), найти ниши в разработке новых технологий, новых отраслей, «продумать доказательные серьезные региональные проекции, включая и стратегию инновационного развития».

«Модные темы» — в отрыве от собственных проблем регионов

Увы, далеко не все регионы РФ вообще как-то участвуют в продвижении инновационной политики: «треть регионов находится в спящем режиме». Чем ближе к практике и конкретнее меры инновационного развития рейтинга, тем меньше регионов их реализует. Менее четверти регионов выделили к настоящему моменту приоритетное развитие инноваций в схеме планирования регионов. Меньше трети регионов имеют институты развития с конкретным функционалом. С другой стороны (тут в голосе Гохберга появились ироничные интонации), с программными документами и «совещаниями» ситуация позитивная! Он выразил надежды, что регионы ими лишь не ограничатся.

Однако даже если у регионов есть инновационные стратегии, еще не факт, что они приводят к развитию инновационных отраслей. Многие стратегии «не имеют долгосрочного измерения, не ориентируются на серьезные технологические изменения сегодня».

— Часто стратегии не носят комплексного характера и фокусируются на поддержке научных проектов, мер в сфере трансфера технологий, не затрагивая спрос, его стимулирование и доступ на рынок для местных предприятий. К сожалению, многие региональные документы концентрируются на модных темах! И это в отсутствие критической массы тех производственных предприятий, университетов, имеющих необходимые компетенции, и в отрыве от собственных проблем регионов, — посетовал эксперт. — Кроме того, многие регионы очень слабо используют и возможности федерального центра (читай: не участвуют в соответствующих программах, ФЦП, — прим. ред.).

Татарстан сместил Москву с первого места как ему это удалось?

Наконец, перейдя к самому рейтингу, Гохберг объявил, что лидером его стал Татарстан, который все эти годы хотя и занимал самые высокие позиции, но не достигал первой ступеньки, уступая Москве (см. прошлогодний рейтинг).

— Мы подробно проанализировали факторы успеха Татарстана. Во многом это связано с усилиями властей! — порадовал Гохберг сидящего в Казани Артема Здунова. — Поддержка инновационной деятельности властями дает конкретные результаты. Тем не менее не по всем позициям Татарстан занимает лидирующие позиции. Надеемся, что регион проделает анализ, решит проблемы и закрепит свою лидирующую позицию. Так как есть регионы, которые достаточно динамично продвигаются…

Так, Татарстану следует опасаться дышащей в спину тройке лидеров Мордовии, которая за год рванула с 18-го на 4-е место! В числе 12 регионов, помимо Татарстана и смещенной на второе место Москвы: Питер, Мордовия, Калужская, Нижегородская и Томская области, Чувашия, Хабаровский край, Пенза, Новосибирская область и Красноярский край.

Евгений Куценко, завотделом кластерной политики ВШЭ, объяснил, за счет каких показателей РТ смогла сместить москвичей с пьедестала: за счет увеличения научного потенциала и числа инновационных предприятий. Социально-экономические показатели Татарстана превышают общероссийские показатели.

«Татарстан трудяга, который выжимает максимум»

— Сразу бросается в глаза лидерство Татарстана в высокотехнологической промышленности, удельный вес занятых в ее отраслях крайне высок. С другой стороны, несмотря на лидерство по научному блоку, низки относительно среднероссийских показателей затраты на науку и кадровое обеспечение! — предупредил он Здунова. — В то же время в Татарстане в инновационно-научной сфере работает много молодежи, 52-53 % научных сотрудников в возрасте до 39 лет. Этот показатель лучше, чем в Москве и Питере. Отличные показатели у Татарстана по результативности науки, по экспорту технологий, патентам.

Кроме того, Татарстан лидирует по интенсивности затрат на инновации в промышленном производстве. Так, доля «инновационных затрат» в выручке предприятий в РТ составляет 6 % (для сравнения, в Москве — 0,5 %; в Питере — 1,6 %). Лидирует РТ и по привлечению федеральных средств (занимает 2 место), однако Куценко отметил, что Татарстан вырвался вперед далеко не только благодаря федеральному золотому дождю.

— Мы видим, это не случайность, что Татарстан занял первое место. Это результат большой работы по улучшению результативности науки, по ряду показателей инновационной активности. Татарстан — трудяга, который выжимает максимум, и поэтому занял первое место, — резюмировал эксперт.

В Татарстане в инновационно-научной сфере работает много молодежи, 52-53 % научных сотрудников в возрасте до 39 лет. realnoevremya.ru/Максима Платонова

В чем проблемы работы команды Собянина?

Что произошло с Москвой? — задали сами себе вопросы эксперты — создатели рейтинга ВШЭ. С 2008 года занимала первое место, и вдруг — второе… При этом по-прежнему столица РФ является лидером по социально-экономическим показателям. Высоким зарплатам. Образовательному потенциалу. Сильной науке. Но вся эта база, которая складывалась давно, отметил Куценко (читай: прежде всего в советские времена). Тогда как сегодня Москва демонстрирует невысокую инновационную активность предприятий и качество инновационной политики: находится на 11-м месте. Почему? Во-первых, в 2014 году утратил силу целый ряд документов, регулирующих сферу инноваций. В 2015 году отменен даже закон, регулирующий эту сферу, зато принят закон о промышленной политике… «Это повод подумать…». Большое отличие от Татарстана в том, что Москва упала по 11 показателям. Численность студентов упала. Просела столица РФ и по «коэффициенту давления основных фондов»: доля новых фондов, введенных за год, невысока (то есть опять же Москва живет за счет прошлых наработок). Удельный вес затрат на разработки в предпринимательском секторе крайне низок. Доля молодых научных сотрудников не сопоставима с татарстанской. А по величине зарплат и отношению зарплат ученых к средней зарплате работников Москвы столица вообще находится на самых низких местах рейтинга (77 место!). «Ученым в Москве живется непросто», — прокомментировали печально сами ученые ВШЭ.

В то же время у Москвы есть и сильные стороны: в отличие от Татарстана столичный малый бизнес прикладывает гораздо больше усилий в инновациях. Тем не менее очевидно, что новая собянинская команда живет пока на наработках прошлого, не используя достаточно свой потенциал. В то время как столицу РФ догоняет Казань, Питер и Мордовия.

«Мы успели создать за три года сеть инжиниринговых центров по всем направлениям (биотехнологиям, механообработке, медицине и др.)», — отметил Артем Здунов. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

«За напоминание о том, что есть резервы, спасибо»

Комментируя успехи Татарстана, министр экономики Артем Здунов ответил на вопрос создателей рейтинга, «за счет чего все-таки Татарстан стал лидером»:

— За напоминание о том, что есть резервы, спасибо… — признал недостатки министр РТ. — Что же касается результатов рейтинга, то Татарстан планомерно улучшает инновационный и инвестиционный климат — неразрывные две вещи. Сильные наши стороны — теснейшая работа с университетами. У нас много НТЦ на предприятиях, в том числе на «КАМАЗе» и в «Нижнекамскнефтехиме». Без науки невозможны инновации. Кроме того, мы успели создать за три года сеть инжиниринговых центров по всем направлениям (биотехнологиям, механообработке, медицине и др.). Прозвучало, что у нас много молодых людей работает в науке. Так вот, они работают не только в вузах, но и в инжиниринговых центрах, и в НТЦ. Мы создаем необходимую инфраструктуру, центры кластерного развития.

Леонид Гохберг в свою очередь, отвечая на вопросы СМИ, будет ли эффективным «Иннокам» и когда ждать от него реальной отдачи (тем более, что реальная отдача от нефтехимической отрасли РТ есть уже сегодня), заявил, что Камский кластер — один из самых лидирующих в РФ.

— Он профессионально выстроен. Там реальное взаимодействие между предприятиями и наукой, вузами. Думаю, у него есть шансы в программе «Кластер 2.0», которую инициирует МЭР РФ. Думаю, что ситуация на рынках нефти и газа, неизбежная переориентация мировой и российской экономики на продукцию высокой степени переработки и более высокой добавленной стоимости затронет и экономику РТ. Мы недавно консультировали «Татнефть» по поводу нефтехимических производств. И РТ имеет здесь серьезные конкурентные преимущества, — отметит эксперт ВШЭ.

Сергей Афанасьев
Справка

  • Леонид Гохберг — первый проректор ВШЭ
  • Евгений Куценко — руководитель кластерной обсерватории
  • Алексей Беспрозванных — директор департамента региональной политики
  • Рустам Хафизов — МЭР РФ

Новости партнеров