Казанский паркинг не дружит с Конституцией?
55-летний юрист и автомобилист заявил о незаконности платных парковок у больниц, детсадов и судов
Постановление исполкома Казани о размещении платных парковок станет предметом рассмотрения Конституционного совета Татарстана. Туда обратился казанец Теймураз Минджия, который усмотрел в муниципальном акте правовой пробел. Он считает — чиновники намеренно не включили в текст запрет платных парковочных мест у медицинских, образовательных учреждений и органов власти. Хотя таковой установлен республиканским законом, и право подобных ограничений на уровне региона закреплено на федеральном уровне. Как выяснило «Реальное время», у заявителя есть и другие претензии к платным парковкам столицы РТ. «Единственным и бездонным источником дохода у нас является не нефть, а люди», — рассуждает он. Подробнее — в материале «Реального времени».
Заявитель указал на парковки вне закона
— Недовольных казанскими парковками много. Хочу, чтобы эта тема вышла за рамки разговоров на кухне, — объясняет свое обращение в Конституционный совет профессиональный юрист и водитель с 35-летним стажем Теймураз Минджия. Он считает — постановление исполкома Казани «О порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест) в городе Казани» от 18 апреля 2014 года нарушает его права и просит проверить данный документ на соответствие двум статьям Конституции Татарстана.
Нарушением основного закона республики юрист считает тот факт, что на общедоступных ресурсах найти вышеназванный документ ему не удалось. Чтобы ознакомиться с ним, потребовалась подписка на специализированные информационные ресурсы. Тогда как статья 48 Конституции РТ обязывает органы власти и должностных лиц «обеспечить каждому возможность ознакомления с их решениями и иными материалами, затрагивающими его права, свободы и законные интересы, если иное не предусмотрено законом». Статья 24 содержит требования еще и к соблюдению республиканских законов.
Минджия утверждает — казанские чиновники уже шесть лет игнорируют требования статьи 7 закона РТ «О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения», где говорится о запрете платных парковок на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, в которых размещены образовательные организации (в том числе — дошкольные), государственные и муниципальные медицинские организации, органы госвласти, местного самоуправления и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, а также на участках, относящихся к общему имуществу многоквартирных домов.
Республиканский закон принят в декабре 2018-го — через год после того, как Москва наделила субъекты правом устанавливать подобные ограничения при организации паркингов (статья 13 ФЗ-443 «Об организации дорожного движения в РФ»). Причем федеральный законодатель предусмотрел более широкий перечень зон, свободных от взимания платы за постой авто. В их числе — территории близ объектов спорта и культуры, не попавшие в республиканский закон.
Автор обращения в КС Татарстана говорит — на личном примере убедился, что муниципальные власти данные нормы права не соблюдают, и это оборачивается снижением доступности к получению госуслуг:
— Посещая социально-значимые объекты, я столкнулся с проблемой, что вокруг них размещены только платные парковки. Это касается части дороги по улице Вишневского, примыкающей к зданию «Университетской клиники КФУ», участка на улице Чехова у той же клиники и РКБ-2, а еще детского сада на улице Шмидта. Также платная парковка на улице Патриса Лумумбы примыкает к зданию Советского райсуда и администрации Советского района.
Влияют ли парковки на безопасность и скорость движения?
В оспариваемом постановлении исполкома Казани за подписью Дениса Калинкина декларируются четыре главные цели установления порядка создания и использования платных мест на асфальте:
- увеличение пропускной способности автодорог и улиц,
- повышение уровня безопасности движения и дисциплины водителей,
- увеличение финансовых поступлений в бюджет Казани,
- создание и функционирование парковочных мест.
По мнению автомобилиста и юриста Теймураза Минджия, никакого снижения нагрузки на транспортную сеть та же парковка у Советского райсуда обеспечить не может. А платный паркинг на площади Свободы оборачивается искусственным сужением улицы Большая Красная в районе Казанской консерватории, Следкома и здания, где размещается Конституционный совет РТ — машины внаглую занимают часть проезжей части, затрудняя движение всем остальным.
— Парковки стали источником дохода. Чтобы создать одну на 10 машино-мест, требуется лишь поставить дорожный знак и нанести разметку, что обходится тысяч в 50. Установкой паркоматов на каждой себя не затрудняют. При этом с жителями города организация новых мест даже не обсуждается, — рассуждает автор обращения в КС Татарстана и сетует. — Единственным и бездонным источником дохода у нас является не нефть, а люди...
Еще один дефект сложившейся системы, по мнению заявителя, — отсутствие возможности расплатиться наличными за постой авто. К примеру, в случае утери телефона, карты, внезапной блокировки счета либо сбоев с мобильной связью — как во время саммита БРИКС. Есть у него претензии и к требованию предоплаты за парковку: «Почему я должен заранее отдавать деньги? Постоплата парковок работает в Новосибирске, Красноярске, Челябинске, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Перми, Ижевске, Волгограде, Краснодаре, Ростове-на-Дону и в Сочи. Причем можно оплатить услугу до окончания текущего дня. Ведь всякие ситуации в жизни бывают...».
Впрочем, эти моменты в своем обращении к членам Конституционного совета Теймураз Минджия указывать не стал. Но не исключил возможность подачи судебного иска с требованием признать постановление исполкома незаконным.
Сколько приносит бизнес на асфальте
В 2014-м Комитет земельных и имущественных отношений исполкома Казани выступил учредителем МКУ «Организатор городского парковочного пространства». Организация базируется на улице Черноморской в Казани, в Сети работает под брендом «Казанский паркинг», с 2022-го ее директором является Игорь Тихонов. Общее число парковочных мест — порядка 10 тысяч.
В открытых источниках свои доходы МКУ не декларирует. В отличие от расходов. По данным «СПАРК-Интерфакс», оператор платных парковок выступал заказчиком по 360 госконтрактам — всего на 164,6 млн рублей. Лишь в этом году на деятельность «Организатора городского парковочного пространства» ушло свыше 30 млн рублей из бюджета. Деньги направляют на закупку паркоматов, систем видеонаблюдения, автомобилей, бензина и даже мебели. А еще на оплату услуг поставщиков связи, электричества и сервисное обслуживание техники.
При этом, как сообщала пресс-служба мэрии Казани, за первые четыре месяца 2024-го доход от платных парковок составил 70,7 млн рублей или 17,6 млн рублей в месяц. В 2023-м средний размер ежемесячных поступлений оценивался в 11,2 млн.
Штрафы за неоплаченную парковку приносят казне больше, чем перечисления добросовестных автомобилистов, — признавали власти города несколько лет назад, анализируя поступления в этой сфере. В частности сообщалось — за пять лет работы платного паркинга в бюджет поступило 740,7 млн рублей, из которых 433,5 млн составили именно штрафы...
Как сообщили «Реальному времени» в пресс-службе КС Татарстана обращение поступило 15 ноября и уже принято к рассмотрению. Дата заседания по делу «Минджия против исполкома Казани» пока не назначена. Ожидается, что оно состоится не позднее второй половины декабря.
Заметим, ранее Конституционный совет республики рекомендовал городским властям — исключить из постановления о чествовании юбиляров «золотых», «бриллиантовых» и «коронных свадеб», принятого в 2023 году, норму о денежных выплатах лишь тем казанским парам, которые во времена СССР регистрировали свой брак именно в Казани. Править нарушающий Конституцию документ исполком не стал.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.