Новости раздела

Амбиции, вера и насилие в противостоянии с Новым Светом

Книга этой недели — работа мексиканского историка Фернандо Сервантеса «Конкистадоры»

Амбиции, вера и насилие в противостоянии с Новым Светом
Фото: Реальное время

Во второй понедельник октября в США отмечают День Колумба, в честь открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 году. В этот раз праздник выпал на 12 октября. И это отличный повод вместе с книгой Фернандо Сервантеса «Конкистадоры» вспомнить, как происходило завоевание Америки. Фернандо Сервантес погружает читателя в мир, где честь и жестокость были неразделимы, а великие империи рушились под натиском жажды золота и славы. «Конкистадоры» — это не только пересмотр легенд о завоеваниях, но и попытка понять людей того времени, их веру и мотивы, которые стоят за разрушительными завоеваниями Нового Света.

Амбиции и вера в одном флаконе

Мексиканский историк Фернандо Сервантес написал о завоеваниях испанских конкистадоров так, что этот печальный эпизод мировой истории начинает казаться не просто цепью трагических событий, а сложным переплетением человеческих страстей, веры, амбиций и морального выбора. В своей книге «Конкистадоры» он берется за непростую задачу — показать завоевателей и покоренные ими цивилизации в контексте их времени, а не сквозь линзу современных оценок.

История конкистадоров — это история потрясений и парадоксов. Мы привыкли видеть в этих испанских авантюристах жестоких захватчиков, пылающих жаждой золота и власти. Это правда. Но Сервантес предлагает взглянуть глубже. Он подчеркивает, что конкистадоры — это продукт своего времени. Продукт эпохи, где честь и богатство были неразрывно связаны с вооруженными подвигами, а вера в божественное предопределение оправдывала любые деяния.

Сервантес описал мир, который увидели конкистадоры в Новом Свете. Его детализированные и яркие описания Теночтитлана — великой столицы ацтеков, поражают воображение. Он рассказывает о городе, который изумлял своими прекрасными зданиями, многие из которых даже в Испании бы выделялись своей величественностью. Этот мегаполис, как пишет Сервантес, превосходил европейские столицы по масштабам и уровню развития.

Тем не менее история неумолимо двигалась в сторону катастрофы. Император Монтесума II встречал Эрнана Кортеса на носилках под пышным балдахином из зеленых перьев, украшенным золотом и нефритом, но с «тревогой, которую трудно было скрыть». Сервантес наполняет страницы книги атмосферой обреченности. Это не просто исторический факт, это предчувствие конца мира для ацтеков, когда судьба их империи была практически предрешена.

Конечно, завоевание Нового Света — это история не только о военных подвигах. Испанские конкистадоры были мастерами как в искусстве ведения войны, так и в политике. Они умело использовали внутренние конфликты покоряемых народов. Например, Кортес в значительной степени опирался на союз с народами, которых угнетали ацтеки, что, как отмечает Сервантес, стало ключом к успеху его экспедиции.

В поисках золота и вечной славы

Но эта книга не романтическая хроника. Сервантес ясно показывает, что за яркими триумфами конкистадоров скрываются мрачные страницы жестокости и разрушений. Золото было движущей силой большинства экспедиций. «Что действительно нужно было монархам, так это деньги», — пишет Сервантес, напоминая, что основная цель испанской короны заключалась не только в распространении христианства, но и в захвате ресурсов.

Пример Перу и завоевания инков Франсиско Писарро — яркий тому пример. Сервантес описывает захват Куско как «четко организованное предприятие, где каждое золотое или серебряное изделие тщательно документировалось, прежде чем было переплавлено в слитки». Но особенно ужасает история казни Атауальпы, последнего императора инков, которого Писарро безжалостно уничтожил, несмотря на полученный выкуп. Эта сцена становится символом не только личной жестокости Писарро, но и разрушительных последствий европейского присутствия для местных цивилизаций.

Переписывая историю: кто жертвы, а кто победители?

Одна из ключевых тем книги — это вопрос о том, как и кто пишет историю. Сервантес напоминает нам, что большинство рассказов о завоеваниях пришли к нам из уст самих испанцев, что, естественно, повлияло на восприятие. Сами конкистадоры, которые отправляли донесения испанской короне, стремились приукрасить подвиги и подчеркнуть свою лояльность. Однако Сервантес не просто пересказывает эти истории, он постоянно ставит под сомнение официальные версии событий, предлагая читателю взвесить различные свидетельства.

История конкистадоров всегда будет историей победителей, но Сервантес показывает, что важно также помнить о голосах покоренных. Примеры беспрецедентной жестокости по отношению к местным жителям, массовые уничтожения и грабежи оставили неизгладимый след в судьбах коренных народов. В то же время Сервантес отмечает, что в некоторых случаях испанцы даже восхищались культурой завоеванных народов, что проявлялось, например, в стремлении некоторых миссионеров синтезировать католицизм с местными верованиями, что позволило христианству укорениться в этих регионах.

Чтение «Конкистадоров» — это не только погружение в захватывающую историю, но и возможность задуматься о сложных моральных вопросах. Как справедливо отмечает Сервантес, наше современное осуждение насилия конкистадоров — это продукт более поздних эпох, когда в XIX веке независимость стран Латинской Америки требовала переоценки колониальной истории. Однако уроки этой истории актуальны и сегодня: как часто завоеватели, движимые идеалами цивилизации и религии, оправдывают насилие и разрушение? Как говорит сам автор, попытки «реабилитировать» конкистадоров бессмысленны, но важно понимать их время и мотивы, чтобы не повторять ошибок прошлого.

Издательство: «Альпина нон-фикшн»
Перевод:
Александр Свистунов
Количество страниц:
482
Год:
2024
Возрастное ограничение:
16+

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор телеграм-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».

Екатерина Петрова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультураИстория

Новости партнеров