Новости раздела

Нуриевский фестиваль-2016: истории любви

Нуриевский фестиваль-2016: истории любви
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

На сцене ТГАТ оперы и балета им. М. Джалиля продолжается Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева. После премьеры «Эсмеральды», которую можно считать успехом театра, ежевечерне идут спектакли фестиваля, и в каждом из них можно увидеть приглашенных звезд. За ходом фестиваля наблюдает корреспондент «Реального времени».

Алая роза в награду

«Эсмеральда», шедшая на фестивале дважды, когда в первый вечер открытия феста танцевали артисты балетной труппы казанского театра, а во второй — их коллеги из Кремлевского балета, задала высокую планку, и она затем была поддержана «Жизелью».

На фестивале всегда интересны балеты, которые тем или иным образом имеют отношение к творчеству Рудольфа Нуриева. В этом смысле нынешний фестиваль словно своего рода иллюстрация к его биографии. «Жизель», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядерка» — здесь «летающий татарин» был непревзойден. Правда, «Жизель» и «Баядерка» стоят особняком, обрамляя биографию Нуриева на Западе. Но о «Баядерке» позже, ее на фестивале еще предстоит увидеть, тогда как «Жизель» уже прошла.

В партии графа Альберта Рудольф Нуриев дебютировал на Западе в дуэте с Марго Фонтейн, своей будущей многолетней партнершей и музой. Фонтейн была в этот период уже на излете своей карьеры и решила попрощаться с публикой, исполнив партию Жизели — одну из самых удачных в ее репертуаре.

Когда ей в партнеры предложили молодого солиста (разница в возрасте была почти двадцать лет), она засомневалась: «Не будет ли это походить на танец овцы с ягненком?» Но уже на первой репетиции Фонтейн почувствовала силу и мощь таланта и темперамента Руди.

А когда спектакль окончился, занавес раздвигали несколько десятков раз, Марго вынула из одного из букетов алую розу и протянула партнеру, а Рудольф встал перед ней на одно колено. Так началась многолетняя творческая жизнь этого одного из самых красивых и необычных дуэтов.

«Марго была очень лаконична в классике, она научила меня многому, она убрала у меня всю «шелуху», — говорил Рудольф Нуриев в интервью автору этих строк в Казани в мае 1992 года.

Повести о любви — печальные и веселые

Фестивальная «Жизель» этого года, когда за дирижерским пультом стоял маэстро Нуржан Бейбусинов из Алма-Аты, презентовала казанцам двух солистов «Ковент-Гардена» — Сару Лэмб и Мэтью Голдинга. И если с Голдингом казанские балетоманы уже давно знакомы, то Сара Лэмб была дебютанткой фестиваля.

Романтический балет с трогательной фабулой, поэтичный, воспевающий чистую любовь, — такой была фестивальная «Жизель». Сара Лэмб продемонстрировала всю амплитуду чувств — от нежной влюбленности, ребячливости до отчаяния и всепрощения. Мэтью Голдинг — статный, красивый, породистый Альберт — был убедителен в своем раскаянии. Нельзя не упомянуть казанского танцовщика Артема Белова в партии Ганса — доброго, простодушного, любящего.

Ровно и стабильно прошло «Лебединое озеро», где в титульной партии можно было видеть солистку Мариинского театра Оксану Скорик — выразительную, тенетную Одетту. Скорик удивила не только техникой, но и актерски точным перевоплощением в роковую Одиллию. Партнером Скорик был также солист Мариинского театра Евгений Иванченко.

Все нюансы музыки Яруллина донес до зрителей оркестр, который уверенной рукой вел Ренат Салаватов. realnoevremya.ru/Максима Платонова

«Шурале», который в этом году был посвящен юбилею Габдуллы Тукая, — все же надо помнить, что в основе либретто его поэтичная сказка про лесного хитрого духа, — в очередной раз покорил публику особой энергетикой, темпераментом, сказочной атмосферой, синтезом народного и классики. Все нюансы музыки Фарида Яруллина, ее особый мелос донес до зрителей оркестр, который уверенной рукой вел главный дирижер театра маэстро Ренат Салаватов.

Один из ожидаемых спектаклей каждого фестиваля — «Дон Кихот» Людвига Минкуса. Спектакль-праздник, веселый и яркий. И пусть к роману Сервантеса он имеет мало отношения, пусть либретто далеко от совершенства, «Дон Кихот» подобен шампанскому, которое ударяет в голову.

Фестивальный «Дон Кихот», где титульные партии исполнили Майя Махатели и Артур Шестереков из Национального балета Нидерландов, был гимном любви и радости от сознания молодости и силы. Капризная Китри, своенравная и темпераментная, была героиней спектакля.

В том, что каждый вечер публика видит качественные балетные спектакли, есть немалая заслуга Владимира Яковлева. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

«Дон Кихот», прошедший вчера, был посвящен юбилею шефа балетной труппы, прекрасного характерного танцовщика Владимира Яковлева. В том, что каждый вечер публика видит качественные балетные спектакли, есть его немалая заслуга. Еще одним героем вечера был оркестр театра, которым блестяще дирижировал Ренат Салаватов.

Татьяна Мамаева

Новости партнеров