«Одна из проблем татарстанского бизнеса — отсутствие производства как такового»
Производители республики сами изготавливают для себя оборудование и просят «дешевых» денег
На этой неделе татарстанские предприниматели соберутся за круглым столом — обсудить наболевшие проблемы. Одной из таких стала острая нехватка поставлявшихся ранее из-за рубежа сырья и оборудования. На некоторых предприятиях, чтобы избежать остановки, налаживают производство собственных средств производства, сообщили в республиканской Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса. Как местные производители собственными силами обеспечивают развитие деятельности, каким видят импортозамещение и свою роль в нем, и почему до них не доходит господдержка в виде дешевых кредитов — разбиралось «Реальное время».
Как выжить без ТОСЭР
Одну из глобальных проблем татарстанского малого и среднего бизнеса в профильном объединении сформулировали так: «отсутствие производства как такового». С чем приходится иметь дело предпринимателям республики и как они пытаются решить вопрос собственными силами «Реальному времени» рассказал исполнительный директор Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Риман Фатыхов:
Время, когда в предпринимательстве успешно работал принцип «каждый сам за себя», безвозвратно ушло: предприятия должны налаживать связи между собой, выстраивать партнерские отношения, в результате которых они будут поставлять друг другу необходимое оборудование, сырье и компоненты, считают представители МСП. Прежде всего это касается оборонных предприятий, но они сегодня получают мощную господдержку. У остальных производств такой поддержки нет.
— Сегодня многие предприятия закупают оборудование и компоненты в Китае — это не выход, это все равно зависимость от внешнего поставщика, да и цены сказываются на конечной себестоимости продукции. Но главное — далеко не все, что требуется, сегодня можно закупить там, — подчеркнул Фатыхов, — В нашу ассоциацию входит, например, завод — производитель промышленных пружин «Пружинный проект». Им нужны станки, китайские стоят по 40 млн. А завод начал сам строить их для себя и себестоимость такого станка — 7-8 млн. Тут даже не надо объяснять, какой путь выгоднее и для производителя, и для потребителей. Но, чтобы идти по этому пути, надо поддерживать производство!
Собеседник «Реального времени» отметил, что предприятия, которые работают на территории ОЭЗ и ТОСЭР, имеют от этого бонусы и преимущества. Однако основная масса производств находится вне таких зон:
— Те, кто не попал на такие площадки, не имеют ни льгот, ни господдержки, и в существующих условиях зачастую едва выживают.
«Сделай сам» в промышленном масштабе
Предприятие изготовило всю необходимую технику для собственных нужд, не на продажу. В итоге сначала появились свои навивочные (для навивки проволоки) станки с ЧПУ (на них проволока «закручивается» в пружины, — прим. авт.), затем — ударный станок и лазерные станки из готовых комплектующих. На производстве прибегли и к опыту «клонирования» сложной техники — скопировали купленное в Австрии оборудование и усовершенствовали копию, сделав ее более мощной. На предприятии есть собственный фрезерный станок с ЧПУ и лазерные — для работы по металлу и по фанере.
Собственное производство средств производства оказалось делом выгодным: навивочное оборудование, говорит Измайлов, обошлось предприятию в 4—5 раз дешевле, чем покупное из России и в 30—40 раз по сравнению с закупаемым в Европе. Но сейчас на заводе собирают закалочную линию, часть оборудования для нее сделали сами, часть закупили в Китае — но только то, что купить выгоднее, чем построить.
— Прежде чем сделать или купить новый станок, мы считаем, сколько он нам будет приносить денег, когда окупится, какая у него рентабельность, сколько мы в него вложим, — объяснил собеседник «Реального времени». — Из нескольких вариантов, естественно, выбираем тот, который быстрее всего окупится и принесет больше прибыли.
В России предприятию предложили закалочную линию за 75 млн рублей, пообещав изготовить примерно за 9—10 месяцев. В Китае запросили уже 100 млн. Тогда было решено собирать линию по частям. Комплекс длиной 36 метров состоит из закалочной печи, закалочной ванны, мойки, сушилки и отпускных печей. Российского поставщика попросили разбить линию на части. Закалочную печь с конвейером брать за 30 млн рублей не стали — посчитали, что сами построят за 13—14 млн. От мойки с конвейером за 14 млн также отказались — полагают уложиться в 5 млн собственными силами. Отпускные печи решили брать в Китае — там они оказались почти в пять раз дешевле, чем у российского поставщика. В общей сложности вместо 75 млн рублей планируют потратить на комплекс 25 млн или втрое меньше.
Для развития производств нужны земля и дешевые деньги
— Чтобы в республике развивалось собственное производство, нужны земля и дешевые деньги, — считает Рамиль Измайлов. — В настоящее время лишь около одного процента всей территории России занято населенными пунктами и дорогами. Можно выделить свободные земли для развития, масштабирования, расширения производств.
По его мнению, сегодня земельные участки слишком дорого обходятся бизнесу, который готов расширять производство. Он полагает, что государству выгодно выделить таким предприятиям земли и вложиться в строительство производственных площадок и инфраструктуры для них на средства налогов, которые платят предприятия:
— Производственные компании в идеале должны вкладывать свои средства не в строительство промышленных зданий и инфраструктуры, а в развитие своих производственных мощностей. Они должны расширять и совершенствовать производство, направлять финансы на покупку нового оборудования, модернизацию. При таких условиях будет стимулироваться локализация производства в одном месте на долгие годы. Здания для промпредприятий имеет смысл строить на средства государства — они будут сдаваться в аренду, и плата за них будет поступать в госбюджет, а не частным лицам. Такое распределение ресурсов государства и производственников выгодно всем — промпредприятия являются постоянными потребителями больших количеств ресурсов — газа, электроэнергии и обеспечивают постоянной работой другие отрасли, при этом одно рабочее место на заводе обеспечивает восемь рабочих мест в других областях.
Дорогая господдержка и лишняя волокита
Предприятие производит более 2,5 миллиона различных пружин в месяц и в среднем ежемесячно отгружает в 1 400 компаний. Производство развивается, но необходимые на это деньги производителям обходятся слишком дорого. Последняя попытка получить господдержку в виде дешевого кредита обернулась предложением этого займа по цене выше рыночной и на невыгодных условиях:
— Первое условие, которое выставил участвующий в этой программе банк — я должен все имущество предприятия заложить — без вариантов. Второе — с меня потребовали еще и банковскую гарантию, которую банк дает под 6—7 процентов. То есть Фонд развития промышленности нам дает деньги под 1 процент, потом какую-то часть этого долга может перекрыть Гарантийный фонд еще за 1 процент, потом добавились другие условия, и льготный кредит стал стоить для нас 3,5 процента. А за банковскую гарантию с нас потребовали еще 6 процентов, причем заплатить надо было сразу за все 5 лет, на которые мы возьмем деньги. И оказалось проще вообще не брать эти деньги! В итоге мы выбрали лизинг под 6 процентов, по цене одной только банковской гарантии.
Основу современного экономического поля составляют высокотехнологичные компании, которые способны развиваться не менее, чем на 15% в год, поэтому очень важно, чтобы правительство изменило подход к таким предприятиям, считает Рамиль Измайлов. Чтобы получить грант, субсидию, кредит производственному предприятию надо приложить огромные усилия по сбору данных, которые давно есть во всех необходимых инстанциях. Между тем их состоятельность на рынке уже доказана — о ней можно судить по налоговым отчислениям, по тому, что активы компании располагаются на больших площадях. По устойчивости на рынке: несмотря на любые потрясения последних лет, включая коронакризис, СВО, антироссийские санкции, потерю зарубежных партнеров, эти фирмы продолжают расти и развиваться внутри страны.
— Я бы предложил предлагать гранты, субсидии и кредиты таким компаниям по упрощенной системе или внедрить для них налоговый вычет, который можно вкладывать в покупку оборудования и тем самым способствовать развитию компании и отраслевого сектора в целом. А еще надо убрать ненужных посредников — фонды, банки и тому подобное, которые ничего не производят, а только перекладывают бумаги. Доверять деньги надо проверенным участникам рынка, а не тем, кто умеет «красиво» оформлять документы, — заключил спикер.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.