Новости раздела

«Экспресс-печать»: «У нас в Казани проблемы, нас выдавливают с рынка»

«Дочка» «Роспечати» ломает голову, во что вложиться: в покупку земли в столице РТ или в переформатирование сети

Как стало известно «Реальному времени», один из крупнейших розничных операторов печатной продукции в Казани ООО «Экспресс-печать» сокращает свое присутствие на рынке города. Ходят слухи о закрытии компании и чуть ли не о ее банкротстве в связи с истечением договора аренды земли с муниципалитетом. В самой компании говорят, что уходить с рынка не намерены, но находятся в сложном положении из-за давления проверяющих и муниципальных властей. Если же удастся уладить проблемы, сеть обещает представить рынку новый формат торговой точки по продаже печатной продукции.

Слухи о нашей смерти преувеличены, но…

Сеть киосков «Экспресс-печать» прекратила принимать на реализацию периодическую продукцию. Некоторые участники рынка СМИ предполагали, что это связано с банкротством сети. Газета «Реальное время» обратилась за разъяснениями к генеральному директору ООО «Экспресс-печать» Евгению Багрову. По его словам, слухи о банкротстве «преувеличены», однако компания действительно может свернуть свою сеть киосков в Татарстане.

— Мы остаемся, просто у нас будет чуть-чуть другой формат, но пока рассказать о нем я не готов, — ответил глава компании. По его словам, это будет предприятие под тем же юрлицом, но газетных киосков в привычном понимании больше не будет. Все подробности Багров пообещал рассказать ближе к маю, когда идея получит одобрение в Москве, добавив, что она появилась именно в Казани — в связи с особенностями местного рынка. «Мы потихонечку сворачиваемся, какие-то нерентабельные точки закрываем, продаем, увозим. До этого 28 точек уже увезли в другие регионы. Может, также и эти увезем», — рассказал он.

Евгений Багров: «Пресса стала продаваться намного хуже. Человек, у которого уменьшились доходы, уже будет думать, хлеба ему купить или журнал почитать»

По словам главы компании, раньше у нее было 120 точек по городу, но сейчас осталось только 80. «Пресса стала продаваться намного хуже. Человек, у которого уменьшились доходы, уже будет думать, хлеба ему купить или журнал почитать. Более дешевые газеты остались, а то, что дороже 100 рублей, сильно упало в продажах», — говорит Багров.

Однако он отрицает, что возможное переформатирование связано с падением доходов от продаж. «Мы к этому давно шли. Формат киосков себя изжил, возможно, нужно дополнительные услуги вводить, госуслуги, например, прием штрафов и платежей», — уверяет собеседник «Реального времени». По его словам, будущее сети не определено, пока не прояснится вопрос с землей, на которой стоят киоски. Как выяснилось, у всех них истек договор аренды с муниципалитетом, и чтобы вновь документально оформить право на ней находиться, компания ждет назначения даты аукционов за право аренды мест.

Вечный земельный вопрос

Впрочем, источник «Реального времени» в материнской компании оператора периодики — московской «Роспечати» — изложил несколько иную версию. «У нас в Казани проблемы, нас почему-то выдавливают с рынка. Обложили со всех сторон земельные участки и не хотят узаконивать. Столько лет вроде работаем…», — недоумевает он.

По словам собеседника нашего издания, ситуация усложнилась в течение последних трех лет, в период подготовки к Универсиаде. «Когда была Универсиада, это один момент, нас бабахали из-за того, что «не так стоишь, не так покрашен». Сейчас — из-за того, что незаконно занимаем муниципальные площади. Договор аренды уже закончил свое действие, но мы продолжаем выполнять свои обязательства по оплате, и там вроде бы не возражают. Где-то месяц это продолжалось, а где-то — 2 года. А сейчас они проснулись и начинают бомбить, то в одном месте, то в другом, что мы работаем незаконно. То прокурорскую проверку пришлют, то Росреестр, то участковых по поручению. И начинаются акты, штрафы и так далее», — рассказал источник нашего издания в «Роспечати».

По мнению собеседника «Реального времени», ситуация выглядит как передел рынка, однако в пользу кого этот передел затеян, он предположить не смог. Напомним, помимо «Экспресс-печати» в Татарстане работает сеть «Горпечать», у которой более 100 торговых точек.

Дилемма: земля или переформатирование

«Везде разная политика в регионах, но все понимают, что наш бизнес малодоходный. Если в других регионах действует общий паритет, там относятся более благосклонно, какие-то расчеты на тысячу человек делают, сколько торговых точек, то по Казани… Ну Казань всегда была более самостоятельная в этом плане. На письма министра связи туда рекомендательные с просьбами, я так понял, в Татарстане посмотрели и отложили их в сторону. Во многом губернаторы не очень отреагировали, но вот во Владимире, в Туле, Новосибирске, Иркутске нормально подошли», — сетует наш источник в «Роспечати», отмечая, что компания работает в республике уже 15 лет.

Что касается предстоящих аукционов за право аренды муниципальных земель, то тут у «Роспечати» нет уверенности в том, что они смогут в них участвовать. «Как мы с шаурмистами, с цветочными ларьками на аукцион будем выходить? Это же бесполезно. Там совсем другие обороты, они, естественно, нас перешибут деньгами. Поэтому со всей уличной торговлей мы не выдержим аукционы», — говорит собеседник. По его мнению, правильнее было бы провести отдельные аукционы для газетных киосков, которые находятся примерно в равных условиях.

А условия, по его словам, у компании в Татарстане сейчас неблагоприятные: она не банкрот, но работает «в минус». «Это не только из-за нашей коммерческой составляющей, но и потому, что недели не проходит, чтобы не было проверки с выставлением штрафных санкций. Сейчас по 7 исполнительным производствам серьезно списали с расчетного счета деньги, около полумиллиона», — рассказал он.

Кроме того, из-за нестабильной ситуации в компании большая текучесть кадров и не хватает продавцов в киоски. Решение проблемы в Москве видят в том, чтобы ехать в Казань и лично пытаться договориться с местными властями, а уже потом может идти речь о переформатировании объектов. «Багров проекты там рожает, но пока особо не получается, главный вопрос — не можем узаконить землю. Если мы вложимся в переформатирование, у нас не будет денег на аукционы, если вложимся в аукционы, не будет переформатирования. И вот здесь такая немного тупиковая ситуация», — рассказал сотрудник компании и добавил, что Багрову надо «медаль дать» за то, что он такое длительное время «удерживает предприятие на плаву».

Преимуществ у киоскеров больше нет

В пресс-службе мэрии Казани подтвердили «Реальному времени», что истек срок договоров аренды земельных участков, заключенных ранее между комитетом земельных и имущественных отношений и ООО «Экспресс-печать», а в соответствии с изменениями в законодательстве, которые вступили в силу с 1 марта, арендатор не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды участка без проведения торгов.

Однако дата проведения торгов пока не назначена и схема размещения объектов, в том числе по профилю «печатная продукция», пока не согласована.

Мэрия также подтвердила, что борется с незаконным размещением торговых объектов, в том числе и путем их демонтажа: за 2014 год демонтировано 548 самовольно установленных и незаконно размещенных объектов мелкорозничной сети. За 2015 год демонтировано 23 объекта мелкорозничной сети.

Финансы поют романсы

Веб-сервис «Контур.Эксперт» оценивает финансовое состояние ООО «Экспресс- печать» по итогам 2013 года как критическое. По данным системы, финансовые результаты компании — очень плохие, а финансовое положение — критическое. Большинство финансовых показателей значительно ниже нормы, и сервис указывал на высокую вероятность дефолта.

Выручка компании на конец 2013 года составила 134 млн руб., что на 100 млн руб. (или 42%) меньше результата 2012 года. Чистый убыток по результатам 2013 года составил 19 млн руб., что на 4,5 млн руб. больше, чем убыток 2012 года. Чистые активы составили 57 млн руб., в 2012 году чистые активы равнялись 38 млн руб.

В 2013 году у компании в два раза снизились внеоборотные активы, почти на треть — оборотные. Краткосрочные обязательства увеличились на 5%.

В 2012 году ключевые показатели компании также снижались. Собственный капитал снизился на 14 млн руб., внеоборотные средства снизились с 18,5 до 10,5 млн руб., оборотные — с 46 до 31,5 млн руб. Убыток от продаж увеличился с 14 до 15,5 млн руб. Однако в 2012 году чистый убыток снизился с 17,5 до 14,5 млн руб. В 2012 году «Контур.Эксперт» оценивал финансовое состояние ООО «Экспресс-печать» как очень плохое.

Наиболее значительное снижение собственного капитала зафиксировано в 2011 году: по сравнению с 2010 годом он снизился в 4 раза. Краткосрочные обязательства тогда увеличились на треть. Однако в 2011 году увеличилась выручка, и уменьшился чистый убыток.

Город — это не республика

«Реальное время» обратилось к участникам рынка за их мнением относительно положения газетных киосков в городе.

Фарит Шагиахметов — генеральный директор ОАО «Татмедиа»:

— Разговоры о закрытии сетей розничной продажи газет и журналов идут не первый год. По европейским нормам, в Казани должно быть минимум 800 киосков газетно-журнальной продукции (ГЖП). У нас на сегодняшний день их порядка 220. Для понимания, в Нижнем Новгороде только у «Роспечати» более 600 киосков. В Липецке 180 киосков. Истребление киосков приводит к тому, что у людей уходит привычка к чтению. Это приводит к тому, что люди перестают читать периодику.

Согласно закону, вопросами размещения торговых точек занимается муниципалитет. Установка киосков проводится на конкурсной основе, объявляется стартовая цена площади, условно — 70 тыс. рублей, доходит до 2 млн.

В том же Липецке местные власти предоставляют всяческие льготы ГЖП, понимая их значимость. Так, стоимость одного кв. метра киоска, который реализует периодику там — 12,5 рублей. У нас же стоимость одного кв. метра от 800-1 000 рублей.

Среди киосков по реализации периодики «Экспресс-печать» находится на втором-третьем месте.

Говоря о создании условий для сохранения ГЖП, то в 2013 году был предложен проект мультимедийных киосков. Но поскольку все процессы регулируются на уровне муниципалитета, а не на уровне республики, то данный вопрос встал. Если бы муниципальные власти города приняли решение о создании данных объектов, то проводился бы конкурс, собирались заявки, рассматривались варианты. Но поскольку пока подвижек в этом вопросе нет, то и появление медиакиосков нового типа стоит под вопросом.

Сворачивание бизнеса по периодике

Зуфар Хакимзянов — директор сети «Горпечать»:

— На сегодняшний день, на рынке дистрибуции медиа в Казани 2 игрока — мы и «Экспресс-печать». Насколько нам известно, компания «Экспресс-печать» будет работать под другим названием и другим составом учредителей. Возможно, уменьшится количество торговых точек. Мы, медиадистрибуторы, находимся в очень тяжелом положении. По статистике в России закрывается 10 киосков в день. Если раньше читали газеты, то сейчас есть планшеты и смартфоны. Административный барьер очень мешает развитию нашего бизнеса. В 2005 году появление новых технологий привело к сокращению количества копий, в 2009 году государство поменяло систему налогообложения, по которой могли работать медиараспространители, это привело к увеличению налоговой нагрузки, притом что количество продаваемых копий упало. На фоне всего этого сохранить рентабельность можно было только за счет увеличения количества точек дистрибуции или повышения стоимости. С издателями на тот момент было сложно договориться, у них было три источника дохода — розница-подписка, реклама и государственные дотации. Для них мы никогда не были интересны с точки зрения дохода, и поэтому они редко шли нам навстречу. Сейчас, когда сократилась реклама в печатных СМИ, прекратились дотации, уменьшилось число подписок, издатели стали сотрудничать с розничными дистрибуторами.

Что касается востребованности печатной периодики, то Казань, несмотря на то, что носит звание «третьей столицы», находится в самом низу рейтинга по количеству потребления копий на душу населения. В Европе на одну точку распространения прессы приходится от 800 до 1 000 человек. У нас в стране на одну точку приходится 4 000 человек. Развиваться сейчас невозможно, точно так же, как и получить новые земельные участки, не говоря о сохранении старых.

На сегодняшний день газеты превратились в продукт импульсного спроса, то есть покупатель обращает на них внимание в процессе приобретения другого товара — продуктов питания, питьевой воды и пр. Сейчас, чтобы сохранить этот бизнес, нужно расширять ассортимент — вводить в продажу снэковую продукцию, стрит-фуд, увеличивать количество торговых точек.

Геннадий Наумов — главный редактор газеты «Аргументы недели — Казань»:

— Наблюдается тенденция по сворачиванию бизнеса по продаже периодики. На мой взгляд, этому способствуют объективные и субъективные причины. В первом случае виновато государство, которое нанесло ряд ударов по данному бизнесу — смена системы налогообложения, увеличение процента социальных взносов. К субъективным причинам можно отнести то, что федеральные сети «выгребают» всю прибыль из регионов и на развитие местным игрокам ничего не оставляют.

Перед Универсиадой все киоски были преобразованы, от этого пострадали многие газетные киоски, которые не смогли себе позволить переформатироваться. Парадоксально, но складывается впечатление, что власти не заинтересованы в развитии киосков печати, несмотря на то что газеты — политический ресурс.

Есть данные статистики минсвязи РФ по оптимальному числу киосков. И по этим данным Казань отстает в пять раз. И дело не в том, что люди перешли на другие носители информации, с нас киоски требуют дополнительного тиража. Если бумажная пресса умрет, виноваты будут киоски, а не читатель.

Дина Валиуллина, Гузель Шамилова, Максим Матвеев. Фото Романа Хасаева
Справка

ОАО Агентство «Роспечать» — это одна из крупнейших в России сетей распространения периодики. Она насчитывает порядка 4 тыс. торговых точек в 19 регионах страны, таких как Республика Татарстан, Краснодарский и Ставропольский край, Брянская, Владимирская, Иркутская, Калужская, Московская, Нижегородская, Ростовская, Рязанская, Самарская и Тульская области, в городах — Воронеж, Екатеринбург, Москва, Новосибирск, Пенза, Санкт-Петербург. Оно было создано на базе ЦРПА «Союзпечать» в 1994 году.

Новости партнеров