О «башкирце» Токмаке Ильмаметове из Казанского края
В Киргизскую поземельную волость из Казанского края приезжало много татар, которые получали вотчинные права, платили ясак и тем самым в документах фиксировались как «башкиры-вотчинники». Подробнее об этом на примере судьбы «башкирца» Токмака Ильмаметова, переехавшего в волость в середине XVII века в период массового заселения края, пишет кандидат исторических наук Тагир Каримов. Его исследование приводят в дзен-канале «Татарский мир» специалисты Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.
Документы 17—18 веков часто имели замысловатые названия и оставили нам немало загадок, разгадать которые под силу только исследователям, упорно трудившимся в поисках истины. Одним из таких является историк Каримов Т.Т., к работам которого мы уже неоднократно обращались.
Одно из исследований Т.Т. Каримова посвящено изучению архивного дела со сложным на первый взгляд заголовком «Свиток без окончания и году по челобитью чувашенина Бекейки Янгикова о припуске его для общего хождения в вотчину Киргизской волости башкирца Токмака Ильмаметова». Кто же этот Токмак Ильмаметов? И что можно узнать, обращаясь к его судьбе, об истории татар? А перед нами, как показывает автор, не просто «непонятный» документ, а свидетельство о пришлых в Киргизскую волость татарах Казанского уезда, зафиксированных по превратности судьбы «чувашами» или «башкирцами».
Вот как пишет об этом сам автор:
«Вернемся к Токмаку Ильмаметову, к которому мы обратили внимание лишь только сейчас, в связи с происхождением «башкирцев» Киргизской волости. Кроме д. Токбердино, этот человек может быть причастен к возникновению соседней с ней с. Катаево. Часть угодий с. Катаево по сей день называется «Тукмаклы», а в легенде, которую записал башкирский ученый Гайса Хусаинов, есть «Тукмак карт» (т.е. «старик Тукмак»). А происхождение названия самой д. Катаево, нужно полагать, связано с именем марийца Катая Иштерякова, зафиксированного в III ревизии с списке умерших в период 1747—1762 гг. вместе с Тактагулом Токбердиным (последний, возможно, сын основателя д. Токбердино).
Мы полагаем, что Токмак Ильмаметов — внук жителя деревни Старокиргизово (ныне Илишевского района РБ) Кулчана Куккузова, который в 7140 (-5508 = 1632) году получил владенную грамоту от уфимского воеводы М.Ю. Трубецкого. В составленной Ф.С. Марваровым шеджере его имя дано «Тукман», а отца — Альмет («Әлмәт»). Альмет (Альмемет) — диалектальный вариант имени Альмухаммет. Мы полагаем, что составитель шеджере неправильно прочитал имя «Ильмет», полный вариант которого «Ильмухамет», а диалектальный — «Ильмамет» (сокращенно «Ильмет»). Данное тюркско-арабское (с тюркским корнем «иль», имеющим значение «родина», и арабским компонентом «Мухаммет») имя свидетельствует о распространении влияния исламской религии в среде вотчинников-земледельцев. Имя — немаловажный фактор, который косвенно указывает на происхождение рода. Один раз мы указали, а сейчас, с учетом нового фактора (имени), вновь утверждаем, что этот аристократический (мурзинский) род происходит из просвещенного и наиболее религиозного Казанского уезда».
Историк приходит к выводу, что, несмотря на то, что Токмак Ильмаметов хоть и назван в документе «башкирцем», является потомком выходцев из Казанского уезда. Как пишет Т.Т. Каримов, такие, как он, «всегда знали свою татарскость», а в некоторых документах XVIII в. даже указывали «свою этничность как «татарин».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.