Уфимские татары — исконные жители Приуралья и основатели Уфы, часть 2
Уфа была заселена в конце XVI века, согласно самым ранним источникам. К тому времени у крепости уже была татарская слобода, население которой проживало здесь еще со времен Казанского ханства. По этой причине местных татар часть исследователей относит к основателям Уфы — подробнее об этом в дзен-канале «Татарский мир» Института истории им. Ш. Марджани АН РТ продолжает рассказывать доктор исторических наук, заведующий отделом истории Поволжья и Приуралья Радик Исхаков.
Уфимские татары — свойственники казанских...
В пользу данной гипотезы говорят наблюдения, сделанные академиком П.С. Палласом в 1770 г. среди потомков слободских татар:
«На западной, южной и северо-западной сторонах Уфы жительствуют так нарицаемые Уфимские Татара, свойственники Казанских, но давно уже в сих странах поселившиеся. Они составляют, особливо в околотках между реками Белою и Иком, многочисленные жилища. Сии Татара из всех Уфимских селенников бесспорно самые прилежнейшие земледельцы, и по большей части люди неубогие. Да и как можно им не иметь довольствуя и счастливого успеху при порядочном хозяйстве, кое между их видно... В окружности Уфы многие монументы, доказывающие жительство здесь некоего от башкирцев со всем особливого народа. Ибо две по ту сторону реки Диомы при отстоящих в 40 почти верстах от города Уфы Татарских деревнях Тирме и Калмаше, находящиеся из кирпичу строенные мечети, и многия при них надгробные камни отчасти с Арабскими, а отчасти с коптическими надписями не Башкирского суть происхождения. Также и находящиеся между Уфою и Бирским по обеим сторонам реки Белой укрепленные места доказывают, что они построены не Башкирцами. Такое же укрепленное место находится еще от города Уфы по прямой линии к восточной стороне, почти в четырех верстах, и лежит на правом горном берегу реки сего названия».
Несмотря на то, что в результате рейда на Уфу кучумовичей и калмыков в 1635 г. сильно пострадали пригороды Уфы, а часть проживавших здесь татар погибла, уфимские татары как особая социальная группа Уфимского уезда продолжала существовать и фиксироваться в документах. В отписке приказчика Краснопольского острога И. Лукашевского верхотурскому воеводе Л.А. Лопухину от 15 июня 1682 г. сообщается, что в результате торговой деятельности среди уфимских татар жителя Мурзинской слободы Петрушки Козла выяснилось о готовящемся восстании башкирцев.
В челобитной, датируемой не позднее 17 февраля 1695 г., уфимские татары, а также мещеряки, казанские торговые люди и башкирцы просили освободить их от незаконных поборов верхотурского заставного головы Гаврилы Калашникова. Указом от 22 января 1719 г. уфимские татары, наряду с башкирцами и сибирскими ясачными иноземцами были исключены из ревизского учета и подушного оклада. Данное правило в отношении уфимских татар было подтверждено указом от 16 марта 1743 г. о проведении второй государственной ревизии. Уфимские татары фиксируются и в этнографических материалах второй половины XVIII в.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.