Новости раздела

К вопросу сохранения татарского исторического наследия: астраханская Ногай-мечеть

К вопросу сохранения татарского исторического наследия: астраханская Ногай-мечеть
Фото: скриншот realnoevremya.ru сайта google.com/maps

Ногайская мечеть в Астрахани, или Ногай-мечеть, до революции имела порядковый номер «12». Название «Ногайская» она получила, поскольку здесь молились сельские ногайцы. Некоторое время мечеть также называли Зеленой, пока ее деревянные конструкции были окрашены в соответствующий цвет. Однако позднее ее архитектурный облик претерпел значительные изменения. Эти перемены были «недопустимы с точки зрения культурно-исторической памяти не только астраханских татар, но и всего татарского народа», полагает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела истории Поволжья и Приуралья Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Марина Имашева, рассуждая об этом на страницах дзен-канала «Татарский мир».

Ногайская мечеть (Ногай-мечеть, Нугай-мячет) является (вернее, являлась до недавнего времени) одной из старейших исторических мечетей Астрахани, непосредственно прилегает к Татар-базару.

Название это она получила потому, что с 1820-х гг., когда мечеть и была построена, основными торговцами на Татар-базаре становятся местные юртовские (ногайские) татары. Не стоит особо акцентировать внимание на соотношении этнонимов «ногай» и «татарин» в регионе, но отмечу, что сочетание «ногай» (не ногаец!) и «татар» вполне обычно. И пример тому — Ногай-мечеть на Татар-базаре. Юртовские татары называются в источниках и ногайскими татарами, а в Средней Азии татар называют ногаями. А если учесть, что Татар-базар примыкает к территории Бухарского гостиного двора (этноконфессиональной торговой колонии среднеазиатских купцов), то и название этой мечети вполне объяснимо.

Ногай-мечеть, вид с улицы Казанской, 2000-е годы. Марина Имашева, предоставлено realnoevremya.ru Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ

Следует отметить, что мечеть называется Ногайской исключительно в устной традиции астраханцев. В документах дореволюционного, советского и постсоветского периодов она значится только под порядковым номером. Также эту мечеть называли Зеленой из-за окраса стен. Сейчас это уже не актуально. До 2016—2017 гг. это была единственная сохранившаяся в центре города действующая деревянная историческая мечеть.

Мечеть уже более двух столетий находится на восточной стороне Татар-базара, в самом начале ул. Казанской (Спартаковской — в советское время). Согласно архивным данным — справке Астраханского губернского правления от 1901 г., Ногайская мечеть (деревянная, Соборная, мечеть Ниязова) имела порядковый номер «12» и выстроена была, по опросам татар-старожилов, около 100 лет назад. Некоторые современные исследователи (без отсылки к архивным данным) датируют постройку этой мечети 1820—1830-ми гг. Так или иначе, в момент переноса Татар-базара на современное место она стала мечетью, в которой, помимо прихожан-домовладельцев, могли молиться и торговцы с рынка. В пользу того, что мечеть построена ранее 1820-х гг., говорит и тот факт, что в 1817 г. на территории, прилегающей к Татар-базару, была построена православная церковь Иоанна Златоуста. А по законам Российской империи строить вблизи православных храмов мечети было нельзя.

Следуя данным архивных источников о том, что мечеть — Ниязова, и отталкиваясь от предполагаемой даты ее постройки (начало XIX в.), вполне логично предположить, что мечеть изначально была построена юртовскими татарами. Ниязовы — это фамилия юртовских казыев, которым в конце XVIII — первой половине XIX в. ОМДС было поручено «духовное попечение» над астраханскими татарами. Соответственно, получается, что с благословения и, безусловно, при финансовом участии казыя юртовские татары построили мечеть.

В силу того, что мечеть находилась при рынке, несмотря на достаточно большие объемы, в начале ХХ века постоянных прихожан было немного: мужчин — 165, женщин — 180, домохозяев — 45 (для сравнения — при мечети №8, Зеленой, при которой имамом был Абдурахман Умеров, 142 домохозяев). С 1890 г. и до начала 1920-х гг. имамом при Ногайской мечети был указный мулла Фарит Хамзяевич Муртазин. «Рыночный» статус мечети привлекал сюда не только и столько постоянных прихожан, а больше торговавших на базаре татар-мусульман. Сохранились свидетельства, что на пятничные молитвы до революции собиралось до 350—400 молящихся.

Мечеть была построена в классическом «средневолжском» стиле, минарет был встроен в крышу. Именно такие деревянные мечети описывает специалист по истории архитектуры татарских мечетей Н.Х. Халитов в своей работе «Татарская мечеть и ее архитектура: историко-архитектурное исследование» (Казань, 2012). Это еще одно свидетельство этнокультурной связи Татарской слободы Астрахани и Средневолжского региона. Как я писала выше, стены мечети были выкрашены в зеленый цвет. Внутри мечеть (и это сохранилось до наших дней) также схожа по организации пространства и убранству с татарскими деревенскими мечетями. Это, кстати, отметил Дамир-хазрят Мухетдинов, посетивший мечеть осенью 2020 года.

Вид Ногай-мечети на октябрь 2013 года. скриншот realnoevremya.ru сайта google.com/maps

Еще одной и важной особенностью Ногайской мечети является то, что она никогда не закрывалась, с того времени имеет порядковый номер «2». В советское время была постоянно действующей мечетью, в 1940-е гг., когда была закрыта на несколько лет Красная — Казаковская мечеть, была единственной в регионе. Многие поколения мусульман-астраханцев в советское время проводили (иногда тайно от партийного и иного начальства) здесь никах, ат кушар и другие обряды. Постоянных прихожан в 1950—1980-х гг. было немного — 50—70 человек (по пятницам — до 200), в основном старики-татары из Махалли. Но в праздничные дни — на Ураза- и Курбан-байрам — собиралось до 2 000—2 500 человек (так следует из обкомовских отчетов). С 1981 г. до настоящего времени приход возглавляет выпускник бухарского медресе «Мир-Араб», уроженец Казани имам Юнус Загидуллович Набиуллин.

С начала 1980-х гг. началось постепенное «наступление» городской застройки на Махаллю. Особенно это коснулось бывшего Царева. На месте одноэтажных деревянных домиков стали строиться блочные и кирпичные многоэтажки, татарские огороды постепенно исчезали, люди получали квартиры и переселялись в другие районы города. С конца 1980-х гг. происходят и серьезные демографические изменения в области. В Астраханскую область направился значительный миграционный поток с Северного Кавказа (преимущественно из аварских районов Дагестана и из Чечни). Стремительно стали урбанизироваться астраханские казахи. В течение двух десятилетий национальный состав прихожан астраханских городских мечетей (которые старые астраханцы по привычке называют «татарскими») сильно изменился, татары-мусульмане как прихожане городских мечетей неожиданно оказались в меньшинстве. Сегодня даже председатель регионального ДУМ — Рауф-хазрят Джантасов — этнический казах.

В 1990—2000-е гг. ДУМ Астраханской области властями были возвращены здания каменных исторических мечетей, которые были отреставрированы. На окраинах областного города, в районных центрах, селах области построены новые мечети. Ногайская мечеть перестала быть центром притяжения мусульман-татар. Изменился и сам Татар-базар. Сегодня вы с трудом найдете здесь торговца-татарина. Как и на всех городских рынках, здесь в основном торгуют выходцы с Северного Кавказа и Закавказья. Они же выкупили, перестроили или построили заново многие дома в районе базара и мечети. Реалии таковы, что практикующих мусульман среди кавказцев значительно больше, чем среди астраханских тюрок. Они же сегодня составляют и основную массу прихожан.

Имам Ногайской мечети Юнус-хазрят Набиуллин уже 40 лет возглавляет приход. На сегодняшний день у него единственного из астраханских имамов фирман о назначении подписан Т. Таджуддином, в Астрахань он был «распределен» еще при содействии советских властей. В течение 1980-х гг. он был одним из двух официальных астраханских мусульманских священнослужителей, вместе с будущим муфтием ДУМ АО Назымбеком-хазрятом Ильясовым. С точки зрения теологической подготовки, следования нормам ислама Юнус-хазрят — человек, безусловно, достойный своего звания. В течение длительного времени он является советником муфтия по вопросам богословия. В 1980—2000-х гг. имам в Ногайской мечети произносил хутбу на татарском языке, искренне переживал, что местные татары язык практически забыли, особенно молодое поколение.

Под руководством Юнус-хазрята произошли архитектурные изменения облика Ногайской мечети. Февраль 2021 г. скриншот realnoevremya.ru сайта google.com/maps

Но именно под руководством Юнус-хазрята произошли архитектурные изменения облика Ногайской мечети, которые недопустимы с точки зрения культурно-исторической памяти не только астраханских татар, но и всего татарского народа.

Мечеть ныне существует как бы в двух формах: внешней — безликой и похожей на новострои, и внутренней — татарской деревянной мечети со столетней историей.

Еще в начале 2010-х гг. мечеть под руководством имама была обложена белым сайдингом, к сожалению, это фото я найти не смогла. Я даже спросила хазрята, зачем это было сделано. Оказалось, что так «красивее» и мечеть не выглядит «старой». Но на этом, к сожалению, имам не остановился. У мечети не было статуса исторического памятника. Если сайдинг можно было легко разобрать, то следующее преображение мечети, к сожалению, необратимо.

В 2016—2017 гг. историческая мечеть окончательно пала жертвой «реновации», в результате которой утратила свой архитектурный и исторический облик. На средства меценатов под руководством имама она была обложена блочными кирпичами, минарет был сломан и на его месте вырос «кавказский» купол. Появились стрельчатые окна, здание окрашено в белый цвет. При этом, следует отметить, внутренние объемы не были перестроены, и мечеть ныне существует как бы в двух формах: внешней — безликой и похожей на северокавказские новострои, и внутренней — татарской деревянной мечети со столетней историей.

Ногай-мечеть, современный вид. Марина Имашева, предоставлено realnoevremya.ru Институтом истории им. Ш. Марджани АН РТ

Такие трансформации очень больно наблюдать. Мне непонятно, куда смотрело руководство области и астраханского ДУМ, а также ЦДУМ РФ, в состав которого входит региональное управление мусульман. Почему промолчали и молчат татарские общества, которых два в регионе — «Дуслык» во главе с А. Алмаевым и национальная автономия татар во главе с Д. Межитовой? Кстати, в репортаже (август 2021 г.) о деятельности астраханских татарских обществ и посещении их представителем ВКТ А. Бурхановым, посвященном вопросу необходимости сохранения исторического облика Астраханской татарской слободы, о Ногайской мечети написано как о деревянной и «Зеленой»… Что это? Равнодушие? Безразличие? Чем занимаются татарские общества в Астрахани? Кто дал деньги на эту варварскую реконструкцию? Почему новый архитектурный облик этой мечети не соответствует ее истории?

Марина Имашева
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров