Новости раздела

Критика: что делать, чтобы она не разрушала

Как спокойнее относиться к негативным высказываниям в свой адрес и не давать управлять собой с помощью порицания

Критика: что делать, чтобы она не разрушала
Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

Хочешь избежать критики — ничего не делай, ничего не говори и будь никем, говорил писатель Элберт Хаббард. Вокруг нас неизбежно будут люди, которые укажут, что мы должны делать, попутно критикуя. Критика неприятна, бьет по самооценке и негативно сказывается на настроении. Мы восприимчивы к ней — человека обычно волнует, что думают о нем окружающие. Как помочь себе с восприятием негативного мнения, мы говорили вместе с кандидатом наук и практикующим психологом Инной Городецкой в новом выпуске проекта «И что с этим делать».

«Это стало модным — быть недовольным»

Возникают тяжелые и часто болезненные ощущения, когда наши действия, слова или даже личность подвергаются оценке со стороны окружающих людей. Критика заставляет нас чувствовать, что наши старания не ценят, а нас самих считают хуже, чем мы есть. Это вызывает злость, обиду, грусть. И это нормальная реакция на критику. Мы стремимся защитить себя и сохранить свою индивидуальность.

Есть даже научное предположение, что страх перед критикой в нас заложен. Ведь быть отверженным своей стаей раньше означало верную смерть. Отсюда, кстати, может быть и такое сильное желание нравиться и получать одобрение.

Каждый человек в той или иной степени боится критики: «что скажут», «что подумают». Но об этих страхах особо не принято говорить — частая оглядка на окружающих может показаться слабостью.

— Так было всегда. Человеку свойственно оценивать и себя, и других. Что касается сегодняшнего дня, это стало модным — быть недовольным, циничным и пессимистичным. Тем самым включая себя в культуру декаданса, демонстрируя свое превосходство, — рассуждает психолог Инна Городецкая.

иллюстрация Евгения Федорова/realnoevremya.ru

«Никому не нравится, когда его критикуют»

Как реагировать на критику в свой адрес? Для начала необходимо понять, что ее спровоцировало. Это позволяет нам оставаться в активной позиции. Причинами критики могут быть:

  • самоутверждение: стремление повысить свою самооценку — распространенная причина грубой, необъективной, деструктивной критики;
  • желание помочь — при этом кто-то может критиковать конструктивно и давать советы, а кто-то весьма обобщенно указывает на несовершенство и ничего не предлагает;
  • привычка — порой люди критикуют все подряд именно в силу привычки;
  • желание нанести вред, испортить репутацию — это может быть из-за ревности, старых обид, стремления отомстить или личной неприязни.

— Никому не нравится, когда его критикуют. И даже понимая мотивы критики, можно расстроиться и принять это на свой счет — особенно если мы сами испытываем неуверенность. Критика нас не задевает, когда мы понимаем: критикующий однозначно не прав. Но чаще всего человек думающий сомневается в себе. В таком случае критика может больно ранить. И в этой ситуации имеет смысл легитимировать свою отрицательную эмоцию — понять, что да, я расстроился, и позволить себе расстроиться. Приняв эмоцию, мы можем ее проанализировать и понять — она была соответственно ситуации или нет, — говорит Инна Городецкая.

Максим Платонов/realnoevremya.ru

«Попробуйте быть неуверенным с прямой осанкой»

Есть работающие методы, чтобы справиться со своими эмоциями. Наши процессы — когда мы говорим, думаем, слушаем, воспринимаем — происходят на определенном эмоциональном фоне.

— Когда критика выбивает из колеи, человек начинает хуже соображать, говорить. Нужно вернуть эмоциональный фон в прежнее состояние. Самый легкий способ — через дыхание. Наша психика живет в нашем теле. И наши эмоции выражаются через дыхание. Мы по-разному дышим, когда расстроены, спокойны или боимся. Соответственно, если есть путь от эмоции к дыханию, значит, есть и обратный путь — от дыхания к эмоции. Обычно мы не отслеживаем свое дыхание. Если я начинаю осознавать его, дышать спокойно и ровно, состояние равновесия возвращается, и я уже могу достойно ответить, — рассказывает Инна Городецкая.

иллюстрация Евгения Федорова/realnoevremya.ru

Есть и еще один способ — выпрямиться и расправить плечи. «Попробуйте быть неуверенным с прямой осанкой. Это практически невозможно. Физиология неуверенности другая — в этот момент хочется стать меньше. Поэтому если в вас летят критические комментарии — расправьте плечи. Во-первых, тот кто хочет обидеть, считает ваш язык тела, что вас не так легко задеть. И, во-вторых, нам самим будет проще выдерживать критику. А потом за этим последует интеллектуальный уровень — вы сообразите, как ответить. Это кажется очень простым, но это действительно работает», — говорит Инна Городецкая.

К тому же, если сказанное вас задело, вы можете рассказать об этом собеседнику. Это поможет отрегулировать ваше состояние, потому что озвучивание переживаний снижает их интенсивность. Это также поможет установить эмоциональный контакт и взаимопонимание.

Но если уровень коммуникации не позволяет высказать, что вы чувствуете, напомните себе, что это лишь оценка другого человека, который может ошибаться, быть неточным или вообще искажать реальность в своих интересах. Постарайтесь отделить одно от другого и мысленно сформулировать, в чем вы согласны с собеседником, а в чем — нет.

Фокус внимания не на себе, а на деле

Два главных метода в общении с критиком — уточняющие вопросы и фиксация на деталях. Они помогают разобрать категоричное послание на составляющие, с которыми можно работать. «Вы сделали совершенно не так, как мы хотели» — критика, которая не дает возможностей для исправления ошибок и ничего не объясняет. Тогда как критика должна стать инструкцией — готовыми рекомендациями, направленными на результат.

иллюстрация Евгения Федорова/realnoevremya.ru

Следующий момент — держать фокус внимания не на себе, а на деле. «Когда человек, например, выходит на сцену, он может презентовать себя: посмотрите, какой я талантливый. Он словно сдает экзамен. Тогда человек держит фокус на себе, а это эгоистический фокус. Есть другой — фокус на других, когда человек хочет понравиться. Тоже достаточно болезненная позиция. И третья — фокус внимания на деле. Замечали, наверное, когда начинается процесс, волнение проходит, вас затягивает. И это уже не про меня, не про тебя — это про произведение», — объясняет Инна Городецкая.

Критика и вина

Важный момент — критикующий часто пытается вызвать чувство вины. А вина позволяет управлять. «На базовом чувстве вины построено очень много религиозных доктрин. Грех — то, что хочется сделать. Получается, на уровне желания человек уже неправильный, он уже виноват. И это не только в религиях, но и в корпорациях, во многих семьях: ты виноват, поэтому проси прощения, и я, возможно, тебя прощу. Это способ управления человеческим сознанием. Если мы хотим адекватно воспринимать критику — надо поработать не только со своей самооценкой, но и со своим чувством вины. Вину стоит заменить на ответственность, тем самым сохраняя свою активность. Чувство вины демобилизует, не несет ничего хорошего. А ответственность задает вопрос: «Что я могу сделать?», — рассуждает Инна Городецкая.

Максим Платонов/realnoevremya.ru

Особенно сильно критика, конечно, задевает людей неуверенных. Когда критика попадает в их адрес, они часто переживают сильные эмоции и начинают сомневаться в собственной ценности. Тогда как критика — это лишь мнение другого человека, далеко не всегда отражающее истинную ценность и качество работы. Мы можем стремиться к росту и развитию без излишнего критического отношения к себе и своим достижениям.

Практикующий психолог Альсина Газизова. telegram-канал: https://t.me/alsina_psy. Автор проекта «И что с этим делать». Почта для предложений alsina.gazizova@gmail.com

Альсина Газизова
Общество Татарстан

Новости партнеров