Новости раздела

Павел Шмаков: «Когда русских в Финляндии стало становиться больше, их стали недолюбливать»

Известный финский и российский педагог – о проявлениях расизма в двух странах

Иностранцам в чужой стране многие будут не рады. Финляндия не исключение. Причин жителям Суоми недолюбливать русских хватает. Такое «радушие» к россиянам временами проявляется и в школах соседнего северного государства. По мнению выдающегося российского и финского учителя Павла Шмакова, в России ситуация ничуть не лучше. О проявлениях такого отношения у маленьких финнов к нашим соотечественникам и опасности расизма он рассказал в авторской колонке «Реального времени».

Почему финны нас не любят?

Финская школа от церкви не отделена, и посему с воспитанием христианской нравственности в детях ситуация обстоит неплохо. И вот в середине августа начинается учебный год. Ребята непосредственны. И как-то в классе, когда проходили Советско-финскую войну, мальчики, сложив пальчики нужным образом, направляли на мою дочку – русскую девочку – пистолетики. Учитель пол-урока объяснял, что она в той войне не участвовала и совсем в ней не виновата.

Когда на уроках родного языка школьникам раздавали темы рефератов, никто не хотел рассказывать о России.

У меня и у старшей дочери есть ПМЖ в Финляндии, о котором я сообщил ФМС России. Над тем, стоило ли моим четырех- и шестилетним дочерям давать право на ПМЖ, финская полиция размышляла пять месяцев. Русские друзья, живущие в Финляндии, ругали меня за откровенность, рекомендуя молчать и не высовываться. «Мы сами скоро будем подавать на визу, настраиваемся ждать долго… Это их право думать и оформлять нам бумаги столько, сколько они захотят. Мы приехали в эту страну, мы здесь иностранцы, и нас здесь никто не держит, если нам что-то не нравится…»

Европейские газеты часто пишут об Украине и России. Финские продукты, предполагавшиеся быть проданными в Россию, не раз возвращались и продавались в полцены. В петербургском офисе финской компании Valio проходили обыски.

«Дети не всегда понимают, что нельзя переносить отношение к России на своих одноклассников из России, владеющей куском Финляндии после Второй мировой». Фото yle.fi

Финские приятели, не скрывая своего отношения к России и ее политике, не меняют своего отношения ко мне и к другим русским знакомым. Но у себя дома они откровеннее. И дети не всегда понимают, что нельзя переносить отношение к России на своих одноклассников из России, владеющей куском Финляндии после Второй мировой…

Год назад дочка-первоклассница, придя из школы (она, как и старшая дочка, учится в шведской школе в Финляндии), рассказала, как к ней, крохотной, подошли два четвероклассника («очень большие мальчики») и спросили: «Это ты из России? Знаешь, кто ваш президент?» Дочка не знала… После этого было еще несколько слов. Она не смогла передать их точно. Но смысл был понятен. Конечно, я сходил к ректору школы. Но грустно, когда чувствую, что не все могу изменить к лучшему.

Детский расизм… Понимаю, что проистекало это из отношения взрослых к иноплеменникам. Мне приходилось слышать местную пословицу: «Рюсся он всегда рюсся, хоть его в масле изжарь». Если кто не в курсе, рю́сся, ryssä — уничижительное финское прозвище русских.

Когда русских в Финляндии стало становиться больше, их стали недолюбливать. И это в цивилизованной европейской стране, известной высочайшим уровнем образования. Финнов в России тоже не жалуют, насмешливо называя чухонцами. На самом-то деле, всего этого, унижающего и оскорбляющего по национальному признаку, в Финляндии немного.

В России не лучше

Думаю, что и в моей России отношение к евреям, к «лицам кавказской национальности», к чукчам, к украинцам оставляет желать лучшего. Но как-то раньше все это не затрагивало моих друзей, близких и учеников.

Но вот как-то с трибуны августовского педсовета в Казани депутат Думы призывает меня и моих коллег начать заниматься политической деятельностью внутри школы, бороться с врагами из-за границы. Мама моей ученицы рассказывает, что девочку обижают в классе, поскольку она не поддерживает общее понимание того, чей Крым. Шестилетний сынишка моего завуча, честного и интеллигентного человека, придя из садика, сообщил, что они, все мальчики, скоро пойдут воевать на Украину против фашистов.

«Нобелевский лауреат Энрико Ферми был одним из тех ученых, кто рекомендовал сбросить атомные бомбы на Японию, назвав варварскую бомбардировку Хиросимы «красивой физикой». Фото eduspb.com

Во имя чего?

СОлНЦе – лидер 2015 года по математике на ЕГЭ. Наш Никита Алкин взял «золото» на Международной олимпиаде по биологии, проходившей в Дании в июле. Он вошел в «Top 10 gold medals». Но теперь меня волнует то, во имя чего используют свои знания, свой интеллект мои ученики.

Умные люди, гитлеровские врачи, инфицировали заключенных, отравляли их новыми, не проверенными на животных лекарствами, держали в ледяной воде, наблюдая, как в этих условиях происходит процесс агонии у людей, резецировали кости, мышцы, сухожилия и внутренние органы, выбрасывали людей из самолетов с различной высоты… Ибо это же евреи, или славяне, или… — во имя науки.

Нобелевский лауреат Энрико Ферми был одним из тех ученых, кто рекомендовал сбросить атомные бомбы на Японию, назвав варварскую бомбардировку Хиросимы «красивой физикой».

Всю жизнь работаю учителем и директором. Наша школа «СОлНЦе» добилась фантастических успехов. Школу проверяли, закрывали, но не смогли закрыть. Казалось бы – радуйся, директор!

Ан нет. Новая напасть – расизм, проникающий в души наших чудесных детей. В еженедельных сочинениях дети пишут мне, что в стенах нашей неказистой двухэтажной школы они дышат воздухом свободы.

«В еженедельных сочинениях дети пишут мне, что в стенах нашей неказистой двухэтажной школы они дышат воздухом свободы». Фото shkolasolnce.ru

Люблю Россию. Люблю российских детей. Не умею любить воспитанных в рабстве родителей – но терплю и их, как и они меня. Значимая часть родителей опьянена успехами поднимающейся с колен страны, которой нипочем все санкции врагов из Европы и Америки. Опрос показал, что родители наших интеллектуально увлеченных делятся в основном на две группы: на желающих уехать (или чтобы дети уехали за границу) и на единодушно поддерживающих политику государства. И уже невозможно заниматься физикой и математикой со школьниками, не думая, зачем учим и во имя чего…

Павел Шмаков
Справка

Павел Анатольевич Шмаков – российский и финский педагог, создатель и директор школы «СОлНЦе». Разработал концепцию интеллектуальной увлеченности школьников.

  • Родился в Казани в 1957 году.
  • В 1982 году окончил МИФИ (кафедра теоретической ядерной физики).
  • В 1983 году начал работать в физико-математической школе «Квант» (Казань).
  • В 1992-2000 годах был директором Академического колледжа при КГУ.
  • В 2000 году уехал в Финляндию. В 2004-2005 годах обучался в педагогическом училище. В 2004-2006 годах учился в Университете Хельсинки.
  • В 2006-2010 годах преподавал математику, физику и химию в школах Финляндии.
  • В 2009 году признан лучшим учителем года школы им. Алексиса Киви (Хельсинки).
  • В 2011 году по приглашению казанских властей вернулся на родину и стал директором лицея им. Лобачевского при КФУ.
  • В 2013 году создал и возглавил Специализированный олимпиадно-научный центр «Школа СОлНЦе» для детей с выдающимися способностями.

Новости партнеров