Новости раздела

Владельцы казанской франшизы кофеен самообслуживания Lifehaсker Coffee продали бизнес москвичам

Владельцы казанской франшизы кофеен самообслуживания Lifehaсker Coffee продали бизнес москвичам
Фото: realnoevremya.ru

Казанские предприниматели Арслан Габидуллин и Кирилл Попов, вышедшие на рынок в период локдауна со своим брендом — франшизой Lifehaсker Coffee, — продали свой бизнес молодой инвестиционной компании «Инвеллект» из Москвы. На ее счету имеется покупка еще одной кофейной франшизы — Coffee Like, которая ранее принадлежала также татарстанскому предпринимателю Аязу Шабутдинову. После сделки с москвичами основатели Lifehaсker Coffee, два бизнес-партнера решили пойти каждый своим путем. При этом эксперты считают, что данный вид франшиз довольно востребован на отечественном рынке и будет только расти. Подробности — в материале «Реального времени».

Новый владелец — инвесткомпания бизнесмена Давида Тащяна

Как стало известно «Реальному времени» два казанских бизнесмена — Арслан Габидуллин и Кирилл Попов — владельцы и основатели франшизы Lifehaсker Coffee продали свою компанию. Ее новым владельцем стала молодая московская инвестиционная компания «Инвеллект». Сумма сделки не разглашается, а выбор в пользу именно этого покупателя был сделан Кириллом Поповым.

— Хотя юридически еще месяц я владелец, но фактически уже нет — сделка состоялась месяц назад, — сообщил в беседе с корреспондентом «Реального времени» Арслан Габидуллин. — По условиям сделки мы не можем разглашать ее сумму. И полученные деньги мы поделили не поровну, поскольку был партнер, это директор, который за результативную работу получил 10% от суммы сделки и по 5% составили опционы ключевым сотрудникам нашей компании — все по-честному. В итоге вышла раскладка, что я и мой бизнес-партнер получили по 42,5%.

Lifehaсker Coffee — не первая франшиза, которую приобрела инвесткомпания из Москвы. Одним из ее активов является еще один татарстанский бренд, развивавший партнерскую сеть франшиз и созданный татарстанским бизнесменом Аязом Шабутдиновым — Coffee Like. Эту компанию он продал в 2018 году за 200 млн рублей. Помимо нее в списке активов — интернет-магазин «Лаборатория кофе», девелоперский проект по инвестициям в загородную недвижимость, инвестплатформа для приобретения акции перспективных российских компаний и другие направления бизнеса.

Lifehaсker Coffee — не первая франшиза, которую приобрела инвесткомпания из Москвы. скриншот realnoevremya.ru с сайта invellect.ru

Согласно данным из открытых источников, «Инвеллект» была зарегистрирована в феврале 2022 года, ее учредителем и руководителем является московский бизнесмен Давид Тащян, с именем которого аффилированы еще семь фирм, в том числе и ТД «Лайфхакер», который ранее принадлежал Попову и Габидуллину. В столичном бизнес-сообществе он известен как основатель франчайзинговой сети ресторанов быстрого обслуживания Country Chicken, сооснователь сети химичисток «Бьянка», владелец бизнеса по эксплуатации недвижимости 3dplus и других проектов.

Основными видами деятельности компании «Инвеллект» являются капиталовложение в уставные капиталы, венчурное инвестирование, в том числе посредством инвестиционных компаний и т. д. Сведений о ее финансовых результатах за прошлый год в сети нет. Как говорится на официальном сайте инвесткомпании, ее команда приобретает перспективные фирмы, выстраивает стратегию их развития и масштабирует бизнес для повышения доходности активов.

«Выгорание» — продажа — новые направления

Идея создать свою франшизу по продаже кофейного напитка в формате кофейни самообслуживания Габидуллин и Попов решили аккурат в пандемийный 2020 год. На тот момент оба предпринимателя уже имели большой опыт в этом сегменте — Кирилл был в свое время генеральным директором компании Coffee Like, а Арслан в течение 6 лет являлся франчайзи этого бренда, управляя 15 точками кофебаров. Пока в бизнес не вмешалась пандемия коронавируса и связанный с ней локдаун — точки стали убыточными, предпринимательская активность и прибыль ушли в минус.

Так появился совместный проект — франшиза по созданию кофейни самообслуживания, не требующая финансовых затрат на обслуживающий персонал — Lifehaсker Coffee. После детальной «упаковки» за 2 года франшиза масштабировалась далеко за пределы России: на момент продажи своего бизнеса московской инвестиционной компании на счету казанцев были 4,5 тысячи фирменных кофестендов, реализованных по франшизе в 450 городах России и семи государствах СНГ, партнерская сеть включала более 2,8 тысячи франчайзи.

— Мы стали не совсем классической франшизой, когда тебе дают информацию и ты сам все реализовываешь. Мы же предоставляем нашим франчайзи аппараты, методику работы. Это массово потребляемый продукт, кофе пьют почти все. Тем более что купить у нас франшизу мы сначала предлагали за 350 тысяч, сейчас она выросла почти до полумиллиона рублей — с учетом инфляции и затрат на доставку оборудования. Было очень легко продавать этот упакованный продукт, который при этом реально работает и позволяет зарабатывать, — рассказал нашему изданию Арслан Габидуллин.

Франшиза продолжала пользоваться спросом все время ее существования, рос и интерес к ней со стороны россиян, часть из которых прежде вовсе не занимались предпринимательством. 2021 год ООО «Лайфхакер» завершила с выручкой почти в 202 млн рублей — по сравнению с 2020-м она увеличилась на 370%, чистая прибыль также показала внушительный рост на 1759%, достигнув без малого 50 млн рублей.

Причин, которые все-таки привели к решению о продаже довольно успешного бизнеса, было несколько, в том числе свою роль сыграли и события, произошедшие в 2022 году, пояснил предприниматель:

— Сначала появилась проблема из-за мировой ситуации, когда мы не могли выкупить у зарубежных партнеров кофемашины, поскольку у них возникла проблема с поставкой полупроводников. Потом начались массовые волнения в Казахстане, и из-за этого у нас товар не мог пройти. Следом наши кофемашины попали в перечень санкционных товаров, и мы не могли их вовремя привезти в Россию. Самое печальное, что мы деньги у клиентов на кофемашины уже взяли, выплатили их поставщикам оборудования, а они уже не могли ни вернуть деньги, ни привезти само оборудование. Эта ситуация потребовала почти полгода нервного напряжения, переживаний за свои инвестиции от партнеров нашей франшизы. Все это в итоге привело, как говорят сегодня, к нашему выгоранию. В итоге мы компанию свою решили продать.

При этом экс-партнеры и отцы-основатели франшизы Lifehaсker Coffee приняли решение пойти каждый своим путем. Арслан Габидуллин планирует заняться совсем другим бизнес-направлением, связанным со здоровым образом жизни, — одним из видов йоги.

— Вроде бы за плечами уже семилетний опыт бизнеса, а такое ощущение, что начинаешь новый стартап — и страшно, и уверенности нет пока, и это для меня удивительно, — признается казанский бизнесмен. — В новом направлении рынок очень ограничен и поэтому еще не решил — двигаться в нем по франчайзингу или нет. По приблизительным расчетам можно в России продать 1-2 в город или всего 150 франшиз и все — рынок ограничен. При этом в Lifehaсker Coffee всего за 2 года мы продали 4,5 тысячи точек, а после продажи нами компании их количество еще выросло.

Кирилл Попов продолжает развивать историю с кофейной франшизой, но уже за рубежом — в ОАЭ, Сингапуре, Грузии и других странах и уже совсем под другим брендом. По словам его экс-партнера, рынок в этих странах совсем другой, как и менталитет населения, там нет такого понятия, как франшиза, и бизнес-идеи там чаще принято брать в аренду.

Минимум затрат, быстрая окупаемость и устойчивость к кризисам

Франшизы, в основе которых лежит достаточно новый формат — самообслуживание, основанное на вендинге и современных запросах потребителей, — в России считаются одними из самых активно развивающихся. Свое развитие формат получил в пандемийном 2020 году — тогда, помимо Lifehaсker Coffee, о себе заявила аналогичная франшиза — Iteam Coffee — от еще одного казанского бизнесмена, Ильдара Галлямова.

Сегодня в этом сегменте рынка представлены около 10 самостоятельных франшиз. Покупка одной обходится от 350 тысяч рублей до 800 тысяч рублей и выше. Обычно в пакет предложений от франчайзеров входят стенд с оборудованием, помощь в поиске локаций для его установки и при регистрации ИП, обучение, техподдержка, обеспечение сырьем на стадии запуска. Чаще всего у таких франшиз отсутствуют паушальный взнос и роялти.

Окупаемость франшизы зависит главным образом от местоположения кофейной стойки и трафика. скриншот realnoevremya.ru с yandex.ru/maps

Что в целом представляет собой формат кофеен самообслуживания? Чаще всего это стойка, общей площадью около 1 кв. метра, обустроенная кофемашиной, отделением для различных сиропов, стаканчиков, крышек и прочих расходных материалов. При этом покупатель франшизы может сам обслуживать точку, уделяя этому от 10 до 30 минут в день, дополнительных сотрудников не требуется.

Окупаемость франшизы зависит главным образом от местоположения кофейной стойки и трафика — в среднем это от 5 до 7 месяцев. Цена порции за любой напиток в среднем составляет 100 рублей, и, как утверждают владельцы франшиз, больше половины от этой суммы является прибылью франчайзи. Так, продавая в день 30 стаканов бодрящего напитка, за месяц можно выручить порядка 50 тыс. рублей чистой прибыли.

Сюда же входит стоимость аренды квадратного метра площади, на которой стоит мини-кофейня — в месяц за одну точку приходится выплачивать 3—5 тыс. рублей. Чаще всего их устанавливают в бизнес-центрах, вузах, МФЦ или на стадионах с большой посещаемостью, отмечает эксперт по коммерческой недвижимости. Причем в крупных торговых центрах, где чаще всего уже есть кафе или кофейни, такие стойки самообслуживания, скорее всего, не будут сильно востребованы, считает эксперт по коммерческой недвижимости, заместитель гендиректора компании A-Development Владимир Шайхиев:

— Чаще всего такие арендаторы «садятся» на хороший трафик в холлах бизнес-центров — это сегодня очень актуально. Спрос и интерес к таким франшизам есть, к кофе отношение у людей складывается довольно хорошее. Причем стоимость аренды по сравнению с прошлым годом, несмотря на растущие везде и всюду цены, существенно не изменилась — сказывается большее наличие свободных площадей из-за ухода ряда арендаторов, чаще всего иностранных брендов. Тем более ставка для таких точек обычно ниже, чем для магазинов.

По словам генерального директора АН «РеАгентство» Юрия Чикирова, с просьбой подобрать удобную локацию в ТЦ или бизнес-центре, в его агентство франчайзи обращаются часто, но не всегда вызывают интерес:

— Цена аренды очень сильно зависит от проходимости и, по моим оценкам, стоимость для стойки вендинга может доходить до 20—25 тыс. рублей в месяц, часто она включает в себя затраты на электричество. К примеру, ставка по размещению банкоматов сопоставима с такой же месячной стоимостью. Очевидно, что самая большая потребность в таких мини-кофейнях там, где создаются очереди или ожидание, например, каких-то услуг. Когда при продаже франшизы говорят, что аренда точки стоит 3—5 тысяч, это нереальная цена. Попробуйте снять за эти деньги — сдадут, но в захудалом офисном центре, где у кофемашины не будет выручки.

Как считают эксперты, изучающие рынок франчайзинга в России, франшиза на мини-кофейне, работающая по принципу самообслуживания становится все популярнее, и число таких игроков будет только расти. Свою роль тут сыграет формат франчайзинга, минимальная цена инвестиций в бизнес и его достаточно быстрая окупаемость, а для участия во франшизе не всегда нужен предпринимательский опыт. К тому же такие кофейни-стойки, как показали два прошедших года, устойчивы к кризису.

Ангелина Панченко
Бизнес Татарстан
комментарии 9

комментарии

  • Анонимно 23 мар
    Вот они крутые, смогли с 0 развить бизнес и круто продать его
    Ответить
    Анонимно 23 мар
    только кофе у них так себе
    Ответить
    Анонимно 23 мар
    а мне нравится
    Ответить
  • Анонимно 23 мар
    у нас народ тоннами кофе употребляет
    Ответить
  • Анонимно 23 мар
    много умных слов только нет слов о том как варят они кофе. из каких зерен. как обжаривают. сказка о кофемашине это просто отговорка. можно найти варианты. Когда кофе хорош то покупатели будут всегда. а у этих людей кофе был не хорошим. учитесь у питерских у них кофе очень хорош. а прибыль показали ну знаем бух. фокусы

    какие бариста где набирали. какие зерна почем где брали.

    а кофе если хорош он притягивает любителей. а плохой отталкивает видел как врдном ТЦ кофейня пустует , бариста спит никого нет. но спящий бариста , спящий!! это символ плохого кофе в казани. а в другом тц не пафосном вижу очередь за стаканчиком кофе . Хотя там столиков нет пьют стоя и кофе там очень и очень вкусно. бодрит. короче уметь надо. а эти герои очерка не могли и не умели
    Ответить
    Анонимно 23 мар
    спящий бариста может быть и символом высокой цены, а качество кофе тут не причем. а где вы очереди видели?
    Ответить
    Анонимно 23 мар
    если сам бариста не пьет свое же кофе ну символ плохого кофе,а если пьет кофе свое но потом спит то это тоже символ плохого кофе
    Ответить
  • Анонимно 23 мар
    а я и не знала, что это казанская компания
    Ответить
  • Анонимно 03 апр
    Кто следующий? Хохоро?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров