Галина Ахмерова: «Сейчас нарушением прав ребенка могут счесть даже просьбу протереть доску»
Эксперт — об инициативе вернуть в школы черчение и трудовое воспитание
В России растет спрос на инженеров, о задачах развивать профильное образование не раз говорил и Владимир Путин. Ведь решение этих вопросов сегодня особенно важно — в условиях тотального импортозамещения и отказа многих носителей технологий от их поставки и обслуживания в нашей стране. О том, как может повлиять на ситуацию инициатива по возвращению в школы черчения и трудового воспитания, в авторской колонке для «Реального времени» рассуждает основательница фонда развития доступности современного образования «Дарвин» и создатель платформы Round Галина Ахмерова.
Вернуть в школы черчение и трудовое воспитание
Вопрос к качеству инженерного образования поднимался на встрече президента России Владимира Путина с руководителями передовых школ и индустриальных партнеров еще в сентябре прошлого года. Все единогласно отметили необходимость повышать престиж технических профессий, а также создавать специальные инженерные классы (наряду с авиа- и судостроительными). Похожий запрос озвучивают и компании, которые обращаются к нам по вопросу взаимодействия с молодежью.
И вот с инициативой, логично продолжающей тему, первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова обратилась к главе Минпросвещения Сергею Кравцову: рассмотреть возвращение в школьную образовательную программу черчения. С 2019 года этот предмет исключен из школьной программы.
Несмотря на то, что черчение, как правило, не самый любимый предмет в школе, оно развивает аккуратность и прививает пространственное, техническое и творческое мышление, утверждается в письме. Именно эти навыки закладывают «фундамент для дальнейшего инженерного образования в период профессиональной ориентации у школьников». В обязательную школьную программу черчение не входит, тем не менее предмет является стартовой основой профдеятельности инженеров, архитекторов и дизайнеров.
«Формирование любви к труду — важная часть профориентации»
Оказывается, не только этот предмет исчез из школьной программы, но и классические уроки труда. Например, депутат Сергей Колунов считает, что уроки труда отличаются от нынешних уроков технологии, так как последние посвящены скорее проектной деятельности, а не прикладным навыкам.
Классическому трудовому воспитанию детей (понятному старшему поколению), как выяснилось, препятствует следующая формулировка в законодательстве: «привлечение школьников к труду без согласия родителей запрещено». Нарушением прав ребенка сейчас могут счесть даже просьбу протереть классную доску или помыть парты.
В годы моей учебы дежурство в классе или столовой и совместные субботники были обычной практикой. Ни у нас, ни у родителей даже мысли не было про эксплуатацию, подобная практика, наоборот, всеми поддерживалась. Я убеждена, что формирование любви к труду — важная часть профориентации и она не может быть теоретической и существовать только на бумаге.
Трудовое воспитание в педагогике — это последовательный комплекс действий, направленный:
- на передачу детям знаний о труде и профессиях,
- на развитие навыков самообслуживания, взаимопомощи и совместной коллективной деятельности,
- на развитие элементарных умений на бытовом уровне.
Сущность трудового воспитания — это в первую очередь побуждение к трудовой деятельности. Мы даем элементарные понятия о труде взрослых, о различных профессиях, о важности того, что делает для общества каждый из нас.
И здесь важен именно комплексный подход, использующий параллельно все инструменты воспитательного процесса, которые есть как у педагога, так и у родителя:
- беседа,
- игра,
- бытовой труд,
- экскурсии на производство и на рабочие места,
- техническое творчество.
Когда у детей не возникает вопросов при выборе будущей профессии
Будучи мамой троих сыновей, а также учитывая возможности проекта Round для общения с молодым поколением в более широком формате, могу точно сказать, насколько востребовано это и самими детьми. Запрос о практической профориентации посредством экскурсий или возможных стажировок стабильно приходит как от детей, так и от компаний.
Ребята в большинстве своем не имеют реального понимания о труде в различных сферах. Повезло тем, у кого родители берут на себя организацию таких трудовых проб на своих предприятиях или местах работы друзей и родственников. Я сама часто организую подобное для подростков в своем окружении, и это, конечно, дает иной взгляд и в дальнейшем для их профессионального определения.
Также мы наблюдаем интересный запрос от компаний на тему трудовых династий. Династии появляются в тех семьях, где старшие поколения действительно любят свою профессию, занимаются своим делом с удовольствием и преданностью, с хорошим настроением идут на работу и рассказывают об этом с достоинством, одним словом, когда работа людям в радость. В таком случае у детей не возникает вопросов при выборе будущей профессии, они видят в качестве примера жизнь своих родителей.
Например, сейчас в рамках онлайн-фестиваля «Транспорт: будущее», посвященного перспективам развития городского электротранспорта, утверждена отдельная номинация «Трудовые династии». Ребятам предлагается рассказать о профессиях своих родных и предложить видение своей карьеры в сфере электротранспорта.
Этими примерами я хочу подчеркнуть важность роли родителя в трудовом воспитании. Ведь казус в законодательстве на эту тему возник не на пустом месте.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».