Новости раздела

Рынок прачечных и химчисток в кризис сам подвергся чистке

Эксперты «Реального времени» проанализировали изменения на казанском рынке. Часть 3

Количество прачечных и химчисток падает, рынок консолидируется в руках нескольких крупных игроков. Незаполненные ниши по-прежнему остаются, но выход на рынок новых игроков крайне затруднен из-за высоких вложений. Несмотря на высокую конкуренцию и снижение спроса, сами участники рынка уверяют, что их выручка растет. Такие заявления неудивительны на фоне роста цен на услуги этих компаний. Компании рост оправдывают падением курса рубля, который привел к удорожанию оборудования и химии в пересчете на валюту. Переход на российские аналоги большинство игроков считают пока неприемлемым.

«В городе-миллионнике на химчистки всех сегментов приходится около 15 тыс. потенциальных клиентов»

Рынок прачечных и химчисток Казани, судя по всему, проходит этап «очищения». С одной стороны, эксперты отмечают бурное развитие, которое он переживал в последние годы.

— В Казани востребованность прачечных растет с каждым годом, — рассказывает Никита Куприянов, заместитель генерального директора прачечной «Глос». — Казань является крупным туристическим городом, третьей столицей страны. Город развивается, мы видим, что постепенно увеличивается количество гостиниц, хостелов, ресторанов. При этом рост наблюдается не только в сфере услуг, но и в сфере промышленного производства: открываются новые заводы, фабрики. Учитывая перечисленные мною обстоятельства, могу сказать, что спрос на услуги прачечных постоянно растет.

С другой стороны, как отмечалось в первой части исследования «Реального времени», количество учреждений на рынке сокращается. Так, в марте 2013-го в Казани насчитывалось 62 прачечных и 83 химчистки. К 2016-му их число сократилось до 43 и 65 соответственно. При этом рынок оказался консолидирован в руках четырех крупнейших игроков, как выяснила аналитическая служба «Реального времени» во второй части. Одним из этой четверки является экс-мэр Казани Камиль Исхаков.

Азар Измайлов: «В городе-миллионнике на химчистки всех сегментов приходится около 15 тыс. потенциальных клиентов». Фото puhoviki.pro

Несмотря на сокращение количества игроков и консолидацию рынка, абсолютное большинство экспертов отмечают высокую конкуренцию. Они также считают, что заход на рынок сейчас крайне осложнен, в том числе и из-за высоких первоначальных вложений.

— Можно сказать, что на рынке работают химчистки трех сегментов: нижнего, среднего и верхнего, — считает Азар Измайлов, руководитель проекта Luxdry. — Для статистики могу сказать, что в городе-миллионнике на химчистки всех сегментов приходится около 15 тыс. потенциальных клиентов. Для работы в высоком сегменте требуются большие инвестиции — около 100 млн рублей, такого игрока я не вижу на рынке. В нижнем сегменте игроки, нацеленные на обслуживание какой-либо части города, могут найти себе место. Однако и таким игрокам сейчас будет сложно войти на рынок, для этого потребуется до 15 млн рублей инвестиций. Здесь, конечно, все зависит от того, какое оборудование приобретет предприниматель.

Правда, по словам Никиты Куприянова, организация прачечной может обойтись и дешевле: «Относительно стоимости открытия бизнеса могу сказать следующее. Все зависит от формата, который хочет выбрать для себя предприниматель. Прачечные могут быть как промышленными, так и могут работать в формате самообслуживания. Если начинать дело, используя хорошее оборудование для промышленной прачечной, минимум потребуется 5-7 млн рублей. Расходы могут достигнуть и 50 млн рублей. Конечно, можно открыть прачечную и за меньшую сумму — 1-1,5 млн рублей, однако от этого будет страдать качество».

Давление бюджетных заказчиков и свободные ниши услуг для частников

Как оказалось, абсолютное большинство заказов на рынке приходится на корпоративных клиентов.

— Что касается корпоративных клиентов, на сегодняшний день все большее количество организаций начинают пользоваться услугами прачечных, — уверен Марсель Хасаншин, руководитель сети прачечных самообслуживания ООО «Эдна-стройторг». — Если раньше стирка белья осуществлялась компаниями посредством использования внутренних ресурсов, то сейчас они предпочитают стирку отдавать в аутсорсинг.

Более того, по мнению экспертов, основная доля заказов приходится на муниципальный и госсектор.

— Стоит указать, что основными клиентами прачечных являются бюджетные учреждения, на них приходится, по моей оценке, 80% заказов, — рассказывает Лилия Давлетшина, старший менеджер фабрики-прачечной «Алсу». 15% приходится на коммерческие организации и 5% — на население. В летний период, к примеру, основными клиентами среди бюджетных учреждений являются лагеря.

Лилия Давлетшина: «Основными клиентами прачечных являются бюджетные учреждения, на них приходится, по моей оценке, 80% заказов». Фото grandchistulka.ru

В то же время многие эксперты считают направление работы с частными клиентами также перспективным.

— Мы себя относим в химчистке к среднему и высокому сегментам, — рассуждает Азар Измайлов из Luxdry. — В последнее время мы задумывались над открытием химчистки нижнего сегмента в спальных районах города для того, чтобы население имело возможность получить качественные услуги за приемлемую цену. Что касается структуры заказов, могу сказать, что в нижнем сегменте основные заказы приходятся на брюки, костюмы, платья и пуховики. В высоком сегменте уже чистят все: от повседневной одежды до дорогих мехов и кожи.

В этом направлении, по словам экспертов, еще есть незаполненные ниши. Так, по мнению Алины Виноградовой, исполнительного директора сети химчисток BLESTALIA, предприятий, специализирующихся на мехах и коже, в Казани не так много. По словам Марселя Хасаншина, практически не занята и их ниша — прачечные самообслуживания.

Спрос снижается, а выручка растет?

К дальнейшей «чистке» на рынке может привести и снижение спроса. Большинство участников рынка уверяют, что конкретно их показатели выручки растут или, по крайней мере, не падают. Однако практически все тут же оговариваются: снижение спроса есть.

— В своей сети в 2015 году в сравнении с 2014 годом мы наблюдали увеличение спроса на услуги химчисток примерно на 60%, — рассказывает Алина Виноградова.Если сравнивать 2014 и 2015 годы, могу сказать, что у нас наблюдалось увеличение выручки на 20%. По итогам первых двух месяцев текущего года пока она держится на одном уровне. Стоит отметить, что на данный момент кризис и санкции оказали свое влияние на рынок предоставления услуг химической чистки. Это в некоторой степени отразилось на спросе.

А Алла Емалетдинова, управляющая сетью Renzacci, фиксирует спрос и выручку на прежнем уровне: «В 2015 году в сравнении с 2014 годом спрос на услуги химической чистки остался практически на одном уровне. За последние годы у нас выручка осталась практически на том же уровне. Изменения наблюдаются лишь в зависимости от сезона».

Азар Измайлов, руководитель проекта Luxdry, считает, что изменение спроса зависит от сегмента: «Верхний и средний сегменты практически не ощутили изменения спроса, а вот на услуги химчисток нижнего сегмента спрос уменьшился примерно на 20%».

Лилия Давлетшина, старший менеджер фабрики-прачечной «Алсу», уверена, что снижения спроса фактически не наблюдается в сегменте корпоративных клиентов, чего не скажешь о «физиках»: «В 2015 году спрос со стороны бюджетных организаций был на таком же уровне, что и в 2014 году. Коммерческие организации также пользуются услугами прачечных, но все же стараются сэкономить. Что касается населения, то здесь определенно наблюдался спад спроса. На рынок прачечных сильно влияет и благосостояние населения. В кризисный период люди в первую очередь начинают экономить на услугах — услугах прачечных в том числе. Стремление к экономии наблюдается не только среди физических лиц, но и среди коммерческих организаций, бюджетных учреждений».

По мнению Никиты Куприянова, заместителя генерального директора прачечной «Глос», в корпоративном сегменте речь идет не столько о снижении спроса, сколько о его перераспределении: «Могу сказать, что кризис на рынок прачечных напрямую практически не повлиял. Единственное, из-за снижения загруженности наших клиентов (гостиницы, рестораны, больницы и т.д.), мы также наблюдаем сокращение объемов заказов примерно на 15-20%. Однако отсутствие заказов в одном направлении все равно компенсируется заказами из другого. К примеру, если нет заказов от ресторанов, то есть заказы на стирку спецодежды промышленных предприятий».

Рост цен на 10-30%

Парадокс роста выручки на фоне падающего спроса легко объясняется ростом цен на услуги прачечных и химчисток. Азар Измайлов, руководитель проекта Luxdry, уверяет: «В последнее время цены на услуги нашей химчистки не изменились, а вот конкуренты изменили цены на услуги на 30-40%».

Правда, конкуренты не так категоричны. Марсель Хасаншин, руководитель сети прачечных самообслуживания (ООО «Эдна-стройторг»), отмечает рост цен на уровне инфляции: «С 2014 года в нашей сети цены на услуги прачечной менялись в рамках инфляции. Вместе с тем у нас не было резкого роста. Мы просто пересмотрели нашу систему ценообразования, вследствие чего незначительно изменились и цены на услуги».

Лилия Давлетшина из «Алсу» и Алина Виноградова из BLESTALIA считают, что за 2 года рост цен составил около 15%. Алла Емалетдинова из Renzacci говорит о повышении на 10%.

«Увеличение арендной платы помещения также сказывается на стоимости услуг прачечной»

Участники рынка уверяют, что повышение цен — вынужденная мера. «Что касается стоимости услуг, необходимо заметить, что ежегодно идет медленный рост цен. Это в первую очередь связано с ростом инфляции, стоимостью коммунальных услуг, цен на оборудование и чистящие средства. Увеличение арендной платы помещения также сказывается на стоимости услуг прачечной», — считает Никита Куприянов, заместитель генерального директора прачечной «Глос».

Стоит также учитывать, что для химчисток и прачечных подходит далеко не каждое помещение. «Основная статья затрат прачечных приходится на оплату электрической энергии, поэтому для работы необходимо искать помещение, способное обеспечить достаточную мощность электроэнергии. Немаловажна и транспортная развязка, подъездные пути к зданию»,— считает руководитель сети прачечных самообслуживания Марсель Хасаншин.

В то же время Алла Емалетдинова, управляющая сетью Renzacci, уверена, что проблем с помещениями нет, а рост аренды зафиксирован лишь там, где ставки определены в валюте: «Ослабление рубля повлияло и на аренду. Как таковой проблемы с поиском арендных площадей не существует, однако изменилась стоимость аренды. В тех точках, где аренда выплачивалась в долларах, в связи с ростом курса иностранной валюты наблюдается удорожание стоимости аренды».

Алина Виноградова, исполнительный директор сети химчисток BLESTALIA, вообще не заметила изменений в размере арендной платы.

«Импортозамещение для прачечного оборудования не актуально»

Именно падение рубля абсолютно все участники рынка называют главной проблемой. Абсолютно все компании в Казани работают на оборудовании, произведенном за рубежом.

— Мы в своей сети используем только импортное оборудование, — поясняет Марсель Хасаншин, руководитель сети прачечных самообслуживания (ООО «Эдна-стройторг»). — Сегодня импортозамещение для прачечных актуально с точки зрения закупки стирального оборудования. В России на данный момент существует лишь один завод, изготавливающий машины и оборудование для прачечных. Однако, насколько мне известно, такое оборудование не полностью удовлетворяет запросы современных прачечных.

— Импортозамещение для прачечного оборудования не актуально: в нашей стране еще не производят промышленную прачечную технику, соответствующую всем стандартам качества, — поддерживает Никита Куприянов, заместитель генерального директора прачечной «Глос». — Отечественное оборудование стоит дорого, оно ненадежно, так как часто выходит из строя. Профессиональное прачечное оборудование производится в Германии и Бельгии.

Марсель Хасаншин: «Сегодня импортозамещение для прачечных актуально с точки зрения закупки стирального оборудования». Фото himchistkamebeli.ru

«Не все отечественные препараты мы можем использовать»

Схожая проблема и с препаратами, применяемыми в прачечных и химчистках. «Вся химия, покупаемая нами для работы, привозится из-за рубежа: из Италии, Германии, — говорит Азар Измайлов, руководитель проекта Luxdry. — В России не изготавливается хорошая химия, поэтому импортозамещение здесь не имеет места». По его словам, именно их удорожание в пересчете на рубли сильнее всего бьет по ценам на рынке.

Помимо удорожания чистящих средств, Алина Виноградова, исполнительный директор сети химчисток BLESTALIA, отмечает и проблемы с их доставкой: «Сейчас наблюдается практически двукратное увеличение сроков поставки импортных чистящих средств. Это связано в первую очередь с увеличением стоимости услуг транспортных компаний и с недавними протестными акциями».

Впрочем, многие компании пробуют отходить от зарубежной химии. «Чистящие средства, используемые нами, закупаются за рубежом, поэтому колебания курсов валют на нас сильно сказывается. С учетом удорожания импортных чистящих средств для рынка химчисток сейчас актуально импортозамещение. Мы мониторили отечественный рынок препаратов для профессиональной химической чистки и стирки, однако обнаружили, что не все препараты мы можем использовать. Основной препарат — перхлорэтилен — в нашей стране еще не производится надлежащего качества», — рассказывает Алла Емалетдинова, управляющая сетью Renzacci.

По словам Лилии Давлетшиной, на отечественную химию пытается перейти и фабрика-прачечная «Алсу», но это «пока не всегда удобно».

По мнению Никиты Куприянова, заместителя генерального директора прачечной «Глос», проблема заключается именно в промышленных средствах: «Относительно порошков и других чистящих средств могу сказать, что импортозамещение уместно. При правильном подходе российские производители могут изготовить хорошие чистящие средства, по качеству не уступающие импортным. И у нас в Казани есть заводы, производящие чистящие средства, к примеру, «Нэфис Косметикс». Однако для промышленного использования они не подходят».

В этом плане выгоднее всего сети прачечных самообслуживания: «Что касается чистящих средств, то они у нас в основном отечественного производства: используем такие известные населению бренды, как Tide, Ariel», — говорит Марсель Хасаншин.

«Достигнуть прошлогоднего увеличения выручки будет сложнее»

Учитывая описанные выше проблемы и неясность экономической ситуации, участники рынка, несмотря на заявления о растущей выручке, прогнозы дают крайне осторожно.

— Относительно прогнозов на этот год, думаю, что в текущем году мы будем работать такими же темпами, что и в предыдущем. — считает Алина Виноградова, исполнительный директор сети химчисток BLESTALIA. — Да, конечно, достигнуть прошлогоднего увеличения выручки будет сложнее. Хоть многие и не любят говорить, что у нас в стране кризис, тем не менее он есть. Свое сильное влияние на рынок будет иметь и введение в России с 1 апреля 2016 года обязательного чипирования меховых изделий. Из этого следует, что с мехового рынка уйдут многие производители, в том числе китайские. По нашим прогнозам, в дальнейшем должны возродиться российские предприятия по пошиву меховых изделий. В таком случае и рынок химчисток будет ожидать подъем, ведь перед пошивом мех подвергается химической чистке.

Никита Куприянов, заместитель генерального директора прачечной «Глос», строит оптимистичные планы исходя из предстоящих международных мероприятий: «Говоря о прогнозах на развитие рынка, хочу заметить, что у нас в городе планируется проведение крупного спортивного мероприятия — чемпионата мира по футболу. Город ждет большого притока гостей, поэтому гостиницы, рестораны, фитнес-клубы и дальше будут развиваться. На фоне этого и мы ожидаем подъема спроса на услуги прачечных. Услуги стирки всегда актуальны так же, как и еда: люди не будут в кризис ходить в грязной одежде. Чистота — это не роскошь, а жизненная необходимость, поэтому спрос на качественные прачечные услуги будет всегда актуальным».

Однако большинство прогнозов далеко не так оптимистичны.

— Если материальное положение людей не будет улучшаться, то на услугах прачечных они и дальше будут продолжать экономить, — уверена Лилия Давлетшина, представляющая «Алсу». — Что касается работы с бюджетными учреждениями, здесь прогнозировать что-то сложно, так как заказ услуг прачечных проходит через аукцион.

Алла Емалетдинова: «По моему мнению, из-за снижения покупательной способности населения люди будут больше стараться отдавать вещи в химчистку, а не покупать новое». Фото russkiev.info

Однако по мнению Аллы Емалетдиновой из Renzacci, ухудшение материального положения основной массы населения, наоборот, может сыграть на руку химчисткам и прачечным: «На рынок сильно влияет общая экономическая ситуация в стране. По моему мнению, из-за снижения покупательной способности населения люди будут больше стараться отдавать вещи в химчистку, а не покупать новое».

Часть 1. Рынок прачечных Казани: сколько с вас возьмут за чистку норковой шубы

Часть 2. Грязное белье Камиля Исхакова: экс-мэр оказался одним из видных владельцев казанских прачечных

Дмитрий Семягин, Лилия Хафизова
Аналитика

Новости партнеров