Новости раздела

«В Финляндии на экзаменах никогда не списывают. Пойманных просто отчисляют»

Как получить диплом финского вуза?

В Финляндии выпускники европейских школ при поступлении в вузы находятся в более привилегированном положении, чем российские абитуриенты. На экзаменах студенты не пользуются шпаргалками, а аспиранты участвуют во внутреннем конкурсе на изучение какого-либо предмета. Известный российский и финский педагог Павел Шмаков сегодняшнюю колонку в «Реальном времени» посвятил системе высшего образования в Суоми.

Евросоюзные поблажки

Финская образовательная система признана одной из лучших в мире, прежде всего, это касается ее школьной стадии. Об этом говорится в итогах международных исследований PISA — Program for International Student Assessment.

Много лет высшее образование в Финляндии было бесплатным, в том числе и для иностранцев. Однако в конце 2015 года финский парламент отменил бесплатность высшего образования. Для финнов все по-прежнему остается бесплатным, как и для граждан ЕС. Для тех, кто приехал из-за пределов ЕС, тоже остается вариант получить образование бесплатно — поступить, сдав экзамены на одном из государственных языков страны, то есть на финском или на шведском.

Остальные с августа 2017 года будут обучаться за деньги. Минимальная плата — 1500 евро в год. Это относительно свежие новости.

Поступление два раза в год

А вообще система высшего образования Финляндии, как я сообщал ранее, представлена университетами и политехническими институтами. Университетское образование ориентировано на академические знания, в то время как обучение в политехнических (технологических) институтах приближено к реальной жизни. Университеты в стране работают по системе 4+2, а технологические институты учат будущих инженеров по 3-4 года.

Для абитуриентов введена электронная система подачи на портале министерства образования Финляндии. Вся информация на сайте — на английском и на двух государственных языках Финляндии.

В большинстве вузов порядок такой: заявления подаются до 30 апреля, экзамены идут в мае или июне, результаты становятся известны в основном в июле, учебный год начинается примерно в середине августа. Однако срок подачи заявок на многие англоязычные программы истекает раньше, чем на финно- и шведоязычные программы.

Кроме того, не все финские вузы участвуют в вышеупомянутой электронной системе. Например, поступление в «Миккели Политехник» для иностранных студентов осуществляется без экзаменов, по конкурсу аттестатов. Поступить сюда возможно дважды в год: весной — начало учебы в конце августа (подача документов до 1 апреля); осенью — начало учебы в январе (подача документов до 1 сентября).

Все абитуриенты, за исключением выпускников финских школ, должны, помимо заполненной анкеты, предоставить копию аттестата о среднем образовании. Если аттестат составлен на русском языке, то необходим заверенный перевод на финский или английский язык. Также будущий студент должен подтвердить свое знание английского языка, для этого он приносит результаты теста (TOEFL или IELTS). Кроме того, каждый пишет эссе на английском языке, в котором рассказывает, почему он выбрал именно этот институт (объем — 7-10 предложений). Также он приносит рассказ о своих хобби и интересах на английском языке (7-10 предложений). Еще абитуриент должен предоставить объяснение, почему выбрал именно эту специальность и где впервые о ней узнал (3-5 предложений на английском языке).

Те, кто не успевает получить аттестат до указанного срока, могут предоставить справку из учебного заведения и выписку из личного дела учащегося и принести аттестат не позднее 2 июля.

Если студент казанского или московского университета захочет получить диплом финского института, он должен знать, что перевод из российского вуза невозможен, так как могут быть существенные несовпадения в учебной программе. Поступление россиянам возможно только на первый курс. Однако после поступления можно перезачесть часть дисциплин, изученных ранее в другом вузе.

Ментальная разница

Между финнами и россиянами есть ощутимая разница в менталитете. Школьнику, думаю, стоит съездить в Финляндию на каникулы, чтобы просто ознакомиться со страной. Здесь финн позвонит в полицию, если молодая российская мама шлепнет своего ребенка. И неважно, что ребенок бежал на красный свет — бить его нельзя. Да, здесь не принято перебегать улицу в неположенном месте. Не принято громко разговаривать на чужом языке. Но маленьким детям можно кричать — детей здесь любят и уважают.

В Финляндии на экзаменах никогда не списывают. Пойманных просто отчисляют. Могут и запретить поступать в вузы Евросоюза в течение года, а то и больше.

Здесь все дети говорят кроме как по-фински, еще и по-английски. Все с детства смотрят мультики, а потом и фильмы на английском, часть с субтитрами, но без перевода на финский. Местные шведы говорят на трех языках. Мои старшие дочки учатся здесь в шведской школе, а младшая, как и старшие когда-то, — в шведском садике.

Вообще, по-моему, образование на шведском здесь поставлено на более высоком уровне. Хотя меня больше волновало то, что в шведских школах меньше расизма. После шведской школы можно поступать в шведские вузы. И вообще на всех уровнях — от детского сада до докторантуры — можно получать образование на трех языках.

«15 падежей финского — это не наши шесть»

Сам я получал второе высшее образование ускоренным образом. ЕС, городские власти Хельсинки и Университет столицы Финляндии, спрогнозировав недостаток учителей математики, физики и химии через несколько лет, взялись обучать иностранцев с высшим непедагогическим образованием, чтобы подготовить учителей для своих школ.

Год нас обучали финскому (хотя перед этим мы сдавали экзамен на третий уровень). Для преподавания был нужен уровень не ниже четвертого (всего их шесть). Затем было обучение на уровень помощника учителя и работа в школе около года, после чего — обучение в университете по ускоренной программе, что вместе с педагогической практикой отняло около двух лет. Слушать лекции и сдавать экзамены на финском было непросто. 15 падежей — это не наши шесть…

Теперь я — учитель и в системе образования в Финляндии чувствую себя в той мере, в какой мне самому пришлось примерить ее на себе — педучилище, университет. Сейчас — докторантура.

ЕС, городские власти и Университет Хельсинки взялись обучать иностранцев с высшим непедагогическим образованием, чтобы подготовить учителей для своих школ. Фото emigrant.guru

Аспирантские «кредиты»

Я попросил моего друга, доктора биологических наук Михаила Павельева, защищавшегося и работающего в Университете Хельсинки, рассказать о своих впечатлениях о системе научных исследований в этой северной стране. Вот, что он написал:

«Я сталкивался с магистерской программой и аспирантурой в области нейробиологии. Аспирантуру я заканчивал сам, а для магистратуры читаю лекции и руководил одной студенткой.

Для поступления в аспирантуру нужно найти себе научного руководителя и написать план исследования, которое станет содержанием диссертации. Иностранным студентам для учебы в аспирантуре на английском еще нужен сертификат о сдаче экзамена по английскому, обычно TOEFL.

Для учебы в аспирантуре финские образовательные учреждения выдают гранты, из которых аспирантам выплачивается зарплата. Гранты выдаются на конкурсной основе, и получить их очень непросто. Для этого, в частности, нужен сильный план исследования, предлагающий пути решения важной научной или прикладной задачи.

В аспирантуре студент слушает лекции и проходит практикумы, сдает экзамены и зачеты. Набор изучаемых предметов он выбирает сам. На ряд практических курсов можно попасть только по конкурсу — студенты разных уровней и подразделений университета могут подать заявку на участие в курсе через электронную систему ООДИ. При этом студент может обосновать свое желание обучения на этом практикуме, например, своими задачами научной работы.

Далее преподаватель, ведущий курс, выбирает, для кого из студентов этот предмет будет наиболее полезен на основе представленных обоснований.

За сданные зачеты и экзамены по теоретическим и практическим курсам студенту начисляются «кредиты» — своего рода баллы. Для окончания аспирантуры и защиты диссертации студент должен набрать определенное количество баллов — за сданные экзамены, участие в конференциях и т.д.

Для защиты диссертации студент должен опубликовать одну или несколько научных работ в серьезных журналах, так чтобы совет факультета признал научные результаты диссертации достаточно значимыми для присуждения университетом ученой степени.

В магистратуре все похоже на аспирантуру, только требования более умеренные, в том числе для защиты магистерской диссертации не требуется наличие статей, опубликованных диссертантом в научных журналах».

Павел Шмаков
Справка

Павел Анатольевич Шмаков — российский и финский педагог, создатель и директор школы «СОлНЦе». Разработал концепцию интеллектуальной увлеченности школьников.

  • Родился в Казани в 1957 году.
  • В 1982 году окончил МИФИ (кафедра теоретической ядерной физики).
  • В 1983 году начал работать в физико-математической школе «Квант» (Казань).
  • В 1992-2000 годах был директором Академического колледжа при КГУ.
  • В 2000 году уехал в Финляндию. В 2004-2005 годах обучался в педагогическом училище. В 2004-2006 годах учился в Университете Хельсинки.
  • В 2006-2010 годах преподавал математику, физику и химию в школах Финляндии.
  • В 2009 году признан лучшим учителем года школы им. Алексиса Киви (Хельсинки).
  • В 2011 году по приглашению казанских властей вернулся на родину и стал директором лицея им. Лобачевского при КФУ.
  • В 2013 году создал в Казани и возглавил специализированный олимпиадно-научный центр «Школа СОлНЦе» для детей с выдающимися способностями.

Новости партнеров