Новости раздела

Татарстанский МСБ заманивают в третий мир секретными кредитами под 1%

Татарстан не участвует в федеральных программах продвижения местных производителей за рубеж

Вопреки благоприятным условиям, созданным девальвацией рубля, экспорт российской продукции за рубеж растет в 2 раза медленнее, чем того ждет правительство. Тем не менее в прошлом году впервые в структуре экспорта сырье, то есть нефть и газ, уступили место несырьевым продуктам. Федеральное правительство все активнее создает инструменты для продвижения российских продуктов за рубеж, однако татарстанские предприятия в них не участвуют.

Российский экспорт вырос на 3%, татарстанский — упал на 40

Девальвация рубля заставляет российские власти искать новые способы продвижения российской продукции за рубеж. Представить возможности, которые государство предлагает бизнесу, чтобы облегчить выход на экспорт, решила Торгово-промышленная палата РТ, собрав в четверг Клуб экспортеров РТ на заседание с участием федеральных гостей: директора по организации поддержки МСП АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) Бориса Игошина(фото на постере) и гендиректора национального бренда «Сделано в России» Михаила Садченкова. На встречу собралось несколько десятков татарстанских предпринимателей: от владельцев заводов по производству стекол до продавцов меда.

Как рассказал Игошин, отвечая на вопрос «Реального времени», правительство России поставило задачу увеличивать несырьевой экспорт на 6% ежегодно. Однако пока он растет примерно на 3%. При этом центр в основном поддерживает инновационный и производственный бизнес. «Когда мы говорим о сегменте малого и среднего предпринимательства, в основном это торговля, а не производство. Но это не значит, что торговлю не надо поддерживать», — говорит он. Игошин отметил, что доля несырьевого экспорта в прошлом году впервые превысила сырьевой и составила около 52% или $270-280 млрд. Из них около $30 млрд приходится на малый и средний бизнес.

Что касается объемов экспорта из Татарстана, его гендиректор «Фонда поддержки предпринимательства» Андрей Афонин называть не стал, попросив обратиться попозже. Однако на сайте Татарстанстата опубликована статистика, по которой внешнеторговый оборот РТ за 2015 год составил в фактически действовавших ценах более $13 млрд, что менее 60% к уровню 2014 года. Из них $11 млрд –экспорт, в основном в страны дальнего зарубежья.

Татарстанские экспортеры не интересуются дешевыми валютными кредитами

РЭЦ начал работать в 2015 году, за это время в него поступило более тысячи запросов, из которых реально заинтересованных в выходе на зарубежные рынки — около ста. Центр предлагает бизнесу страхование экспортных контрактов, причем практически любого объема — минимальная сумма контракта, застрахованного в центре, составила, по словам Игошина, 87 тыс. рублей, а также сертификацию, юридическое сопровождение проектов, взаимодействие с органами власти.

«Мы поняли, что самое главное — не финансовая поддержка, а продвижение, маркетинг, поиск покупателей, какие-то таможенные вещи», — считает Игошин. Причем, по его словам, в России все это есть, но не централизовано, и задача центра — стать таким «единым окном», — сообщил он. При этом есть и инструменты финансовой поддержки, такие как субсидирование процентной ставки по кредитам для экспортеров. Для них конечная ставка по кредиту в среднем составляет 1-2% годовых (в долларах и евро), кредит выдает «Росэксимбанк» по своей ставке, а Минпромторг его субсидирует. На это в бюджете России выделено порядка 8 млрд рублей. Однако, несмотря на низкую ставку, такие кредиты получают единицы, признал он, а представителей Татарстана среди них нет вообще. Причину Игошин видит в недостаточной информированности самих предпринимателей: с этой целью он и приехал в Казань.

В дополнение к торговым представительствам Россия создает «торговые дома»

Следующим шагом по развитию экспорта станет организация за границей торговых домов РЭЦ, руководители которых будут находиться в ранге заместителя торгового представителя РФ. «Он будет выполнять конкретный KPI по развитию экспорта в этой стране», — туманно описал его Игошин. По его словам, это будет, скорее, «человек, который будет выполнять функции торгового дома» или «административного торгового представительства», поскольку те не выполняют тех функций, которые необходимы для развития бизнеса.

Первый из них откроется через 1,5-2 месяца в Аргентине. Затем еще 10 появятся в других странах Латинской Америки и Азии. По его словам, в Европе таких центров не будет, но не из-за санкций. «Российский товар тоже имеет какие-то определенные предпочтения по странам. Не обязательно, что одна и та же продукция будет востребована по всему миру. Целесообразность в любом случае есть из-за девальвации рубля, рубль девальвировался ко всем валютам. Поэтому совершенно не важно, куда поставлять продукцию, главное, чтобы она была там востребована, есть примеры, когда из Калининграда в соседнюю Польшу капусту поставляют, потому что она в 2 раза дешевле».

Российские товары правительство планирует объединить под недавно созданным единым брендом Made in Russia. По словам Садченкова, единый бренд должен помочь повысить узнаваемость компаний и помочь им найти клиентов. При этом, по его уверению, продукты, которые уже есть на экспортном рынке, либо хорошего качества, либо не имеют аналогов и конкурентов, так что за качество экспорта РФ переживать не стоит. Но сейчас нет единого канала, который рассказывал бы про экспортные продукты, а единый бренд поможет обратить внимание на них как российских, так и иностранных СМИ. Одним из немногих каналов продвижения продукта за рубеж, которые использует РЭЦ и Национальный бренд, являются бизнес-миссии.

Садченков рассказал, что в прошлом году было организовано 8 бизнес-миссий в разные страны, в этом году работа продолжится. Однако ни в одной из этих миссий Татарстан участия не принимал. Можно предположить, что эти поездки заменяют регулярные командировки президента Татарстана Рустама Минниханова за рубеж: не проходит и пары месяцев, чтобы глава республики в сопровождении ведущих бизнесменов и чиновников не слетал куда-либо для привлечения инвестиций в Татарстан и для поиска новых рынков сбыта для местной продукции. География полетов татарстанских делегаций обширна: от западной Европы, СНГ, до Ирана, Японии и даже Северной Кореи. Кроме того, республика уже несколько лет продвигает свой бренд Made in Tatarstan, однако, как правило, его продвижение заканчивается лишь брендированием стойки от Татарстана на какой-либо международной выставке или форуме. Этим брендом, в отличие от «Сделано в России», даже не отмечен сам Центр поддержки экспорта в РТ.

Министр экономики РТ Артем Здунов отметил, что Татарстану не хватает пока информации о специфике работы в тех или иных странах, при этом у республики самое большое в России количество представительств в странах (ОАЭ, Узбекистан, Азербайджан, Чехия, Турция, Казахстан, Украина, Франция, Туркменистан) и регионах РФ. По его словам, тема экспорта будет обсуждаться на заседании экономического совета при президенте РТ. Кроме того, было подписано соглашение о сотрудничестве между «Сделано в России» и Фондом поддержки предпринимательства РТ, по которому татарстанские продукты войдут в список компаний, представленных на сайте бренда.

Дина Валиуллина, фото mert.tatarstan.ru

Новости партнеров