Новости раздела

Тюбетейка: визуальный «пароль» татарина

Знаменитые «бренды» Татарстана, часть 25-я

Тюбетейка: визуальный «пароль» татарина
Фото: Олег Тихонов/realnoevremya.ru

Как одним штрихом подчеркнуть свою принадлежность к татарской нации? Какой элемент добавить к дизайну продукта, чтобы все гарантированно поняли: он из Татарстана? Ответ прост: тюбетейка. Она уже давно стала не просто национальным элементом одежды, но визуальным символом принадлежности к Татарстану. Разбираем этот символ в очередной статье о брендах нашей республики.

Подшлемник или меховая шапка?

Начнем с того, что тюбетейка, конечно же, не принадлежит татарам всецело и полностью. Это общетюркский головной убор — просто только татары сумели возвести ее в абсолют в качестве собственного визуального бренда. Тюбетейку (с разными вариациями) носят башкиры, узбеки, туркмены, таджики, казахи и киргизы. Правда, в киргизском языке слово «тебетей» означает вовсе не плоскую шапочку, к которой мы привыкли, а зимнюю шапку, отороченную пушистым мехом. Шапочку без полей киргизы называют «топу». Схожим словом пользуются уйгуры, таджики и узбеки. И оно — прямой и самый близкий родственник слову «түбәтәй».

Ведь оба происходят от тюркского тобе/тюбе/топе, что означает «вершина». Макушка головы — тоже в каком-то смысле вершина. Некоторые исследователи возводят корни слова «тюбе» к праиндоевропейскому языку — предку тюркской, романской, германской, славянской и множества других языковых групп. А значит, и английское слово top с тем же значением — не случайность. Таким образом, вполне возможно, что во фразе «Тюбетейка входит в топ татарских национальных брендов» встречаются два ближайших родственника, только один из них — тюркских «кровей», а второй — германских.

Возможно, привычная нам тюбетейка — не что иное как видоизменившийся подшлемник. realnoevremya.ru/Ринат Назметдинов (репродукция картины Ильдуса Муртазина)

Есть разные версии того, как родилась всем известная татарская тюбетейка. Например, тонкая матерчатая шапочка, облегавшая голову, надевалась под боевой шлем — и такие точно носили и булгары, и пришедшие позже завоеватели с востока. Возможно, привычная нам тюбетейка — не что иное, как видоизменившийся подшлемник. Но зачем его начали носить вне поля боя? Этнографы дают гипотезу и по этому вопросу. Дело, по их мнению, в исламе. По требованиям религии, тюрки должны были покрывать голову не только на улице, но и в доме. Так и появилась матерчатая шапочка, покрывавшая макушку. Это так называемый «нижний головной убор» — в холода поверх тюбетейки носили теплую меховую шапку.

Такыя и каляпуш

Татары носят два типа тюбетейки. Первый — такыя. Суть ее та же самая — круглая плоская легкая шапочка. Она облегает голову, так что есть предположение, что такыя — самая древняя форма тюбетейки, тот самый редуцированный подшлемник. Раньше ее кроили из четырех клиньев. До середины XIX века у нее мог быть только слегка заостренный верх, позже ее начали делать полукруглой. Такыя могла богато украшаться и шиться из драгоценных тканей — шелка, парчи, бархата. Декорировали ее вышивкой, пайетками, канителью, украшали жемчугом, позументом. В этом парадном варианте от татар перекочевал на Русь убор высшего сословия, который назывался тафья. Это был непременный атрибут одежды знатных бояр, князей и даже государей вплоть до самого Петра I (который всю национальную традицию отменил и насильно выпихнул дворянское сословие в окно, прорубленное в Европу).

Второй вариант тюбетейки — каляпуш. Это его продают сегодня в каждой сувенирной лавке на улице Баумана: низкий усеченный цилиндр с твердым околышем и плоским верхом. Чаще всего ее изготавливают из бархата, а самые популярные цвета — черный и зеленый. Каляпуш простеган машинной строчкой. В бытовом варианте (например, среди религиозных татар во время похода в мечеть) каляпуш скромно декорирован или просто черный, а вот в сувенирном на нем может быть изображен сколь угодно развесистый орнамент.

Впрочем, «развесистостью» не гнушались и раньше. Этнограф Н.И. Воробьев в своей работе «Материальная культура татар» писал, что самые богатые тюбетейки делают из парчи, на них нашивали серебряный или золотой галун. Могли их расшивать сложным орнаментом из бисера, унизывать жемчугом. Встречались и каляпуши, сплошь расшитые золотом или серебром. Подобные изделия стоили страшных денег, надевали их в самых торжественных случаях (и самые богатые люди города).

«Мама не покладая рук шила для богачей каляпуши»

Каляпуш — поздняя вариация татарской тюбетейки. Татары взяли его в обиход только в конце XIX века, причем сначала только в Казани и Заказанье. Они были черного цвета, минимально украшены, их очень любила татарская интеллигенция того времени. Вспомним канонический портрет Габдуллы Тукая — он на нем в каляпуше. А носили их в комплекте с коротким казакином и брюками европейского покроя. Был момент, когда к каляпушу пришивали кисточку, как к турецкой феске, но эта мода быстро прошла.

«Каляпушный» промысел был характерен для ремесленников Казани и Заказанья, искусные мастерицы шили и богато расшивали их на продажу. Кстати, одна из приемных матерей Габдуллы Тукая — жена того самого Мухамметвали, что забрал его с Сенного базара, куда ненужного внука прислал на усыновление дед, — занималась именно таким ремеслом. «Мама не покладая рук шила для богачей каляпуши», — писал о ней Тукай в своих воспоминаниях.

А самой крупной фирмой, которая в конце XIX века торговала произведенными на своих фабриках каляпушами и калфаками, была фирма Гайнутдина Сабитова с сыновьями. Филиалы ее были на Нижегородской, Мензелинской, Бугульминской и других ярмарках, а изделия удостаивались наград на промышленных выставках и в России, и за рубежом. Например, Сабитов привез золотую медаль из Лондона в 1884 году, серебряные из Амстердама (1883) и Парижа (1888).

К началу XX века кустари каляпушного промысла изготавливали и доставляли в казанские магазины около 50 тысяч головных уборов в год (сюда относятся и тюбетейки, и калфаки). Цена их варьировалась от 2 рублей до 70 и выше.

До революции татары продолжали носить тюбетейки. Фото liart.ru

XX век: «синусоида» популярности

До революции татары продолжали носить тюбетейки: горожане — каляпуш, крестьяне — в основном привычную такыю. После 1917 года национальный костюм резко девальвировался, маргинализировался, стал считаться реакционным и устаревшим. Так что и тюбетеек на улицах стало гораздо меньше. Однако промысел не исчез — фактически из всего богатейшего традиционного пласта культуры татарского костюма только тюбетейка и сохранилась до наших дней, протянув тонкую непрерывную ниточку из глубокой древности к современности. Остальное приходится сегодня восстанавливать заново по крупицам.

В 1929 году стала работать первая казанская женская кооперативная артель по производству вышитых головных уборов «Азат хатын». Здесь работали 150 женщин, 25 из них — в мастерской артели, 125 — на дому. В 30-е годы артель работала «под крылом» Татарского союза промысловой кооперации Татпромсоюза.

В конце 1940-х и в 1950-е годы тюбетейка вдруг стала очень популярным головным убором на всей территории Советского Союза. Но это была матерчатая тюбетейка среднеазиатского образца, ближе к такые, чем к каляпушу. Причина этой популярности проста: огромное количество обитателей европейской части СССР были в войну эвакуированы в Среднюю Азию (самый большой поток эвакуированных принял Узбекистан). А поскольку там традиционный уклад сохранялся гораздо сильнее, чем в сильно европеизированной Казани, то тюбетейки в том же Ташкенте или Самарканде были частью ежедневного быта. И когда эвакуированные стал возвращаться назад, в свои города (те, кому это было разрешено в итоге), они несли за собой часть этого среднеазиатского быта. И по привычке, и в знак благодарности к приютившему их народу.

Ближе к концу Советского Союза тюбетейка стала еще и религиозным символом. Всем известно, как советские власти относились к религии — в Казани более полувека работала только одна мечеть, но все, кто в нее ходил, были в тюбетейках. Таким образом и возникла классическая связка: каляпуш равно религия.

В поздней ТАССР тюбетейку на улице города было практически не встретить. Зато она была частым атрибутом татароязычного концерта. От нее так и не отказались в деревне, да и на любое традиционное национальное мероприятие — свадьба, похороны, аш — мужчины все же приходили в каляпуше. А в 1978 году на Московском рынке построили одно из самых колоритных зданий Ленинского (на тот момент) района — павильон «Тюбетейка», круглое здание, снизу доверху украшенное национальным мозаичным орнаментом.

В 1978 году на Московском рынке построили одно из самых колоритных зданий Ленинского (на тот момент) района — павильон «Тюбетейка». Фото: realnoevremya.ru

Тюбетейка сегодня: символ нации и туристический сувенир

Идейно-образная символичность тюбетейки сегодня не вызывает вообще никаких сомнений. Хочешь показать, что человек татарин — надень на него богато расшитый каляпуш. Хочешь поместить на упаковку продукции намек на Татарстан — подрисуй тюбетейку, все сразу всё поймут. Смекалистые предприниматели «надевают» тюбетейку на гуся, на утку и даже на многострадального Казанского кота.

Татарская эстрада без тюбетейки не обходится. При этом остальной костюм может быть сколь угодно европейским, тюбетейка в этом отношении абсолютно, совершенно самодостаточна. Ей вообще не нужны дополнения, с выражением татарскости она справляется в одиночку.

Крошечная тюбетеечка, приколотая на макушку, сразу и национальный характер передаст, и образ не загромоздит. Фото: Максим Платонов/realnoevremya.ru

В бытовой жизни это тоже часть культурного кода Татарстана. Каждый второй мужчина на Сабантуе — в тюбетейке. Возрождается этот обычай и в женском костюме: все больше женских тюбетеек продается в сувенирных ларьках и на дизайнерских ярмарках (например, на «Печән базары»). Оно и понятно: калфак выглядит более объемно, а крошечная тюбетеечка, приколотая на макушку, сразу и национальный характер передаст, и образ не загромоздит. Интересно, кстати, что среди татарстанских чиновниц высокого ранга самой яркой поклонницей женского национального образа и популяризаторшей тюбетейки и калфака была Наталия Фишман, женщина совсем не татарских кровей. Чиновники высочайшего ранга тоже носят тюбетейки: два года назад все СМИ республики облетели колоритные фотографии, на которых Рустам Минниханов, Марат Хуснуллин, Ирек Файзуллин и полпред президента в ПФО Игорь Комаров, обнявшись, сидят в каляпушах на фоне стога сена.

Фото: Илья Репин/realnoevremya.ru

Итак, сегодня тюбетейка символизирует все татарстанское (и даже не всегда строго татарское по этничности). Она стала безусловным брендом, своеобразным знаком нации, вросла в культурный код татар.

Самый мощный национальный символ — татарская тюбетейка разбирается десятками тысяч туристов и развозится по всей России. Как и в царской России, цена на нее может быть очень разной (а изготовлена она, в отличие от царской России, может быть и в Китае, так что внимательно читайте этикетки). Дешевый ширпотреб можно купить сегодня за 400 рублей (это будет скромная матерчатая такыя, сшитая на безымянной китайской фабрике). А произведения искусства из именных мастерских ручной работы могут стоить десятки тысяч.

Людмила Губаева
ОбществоИсторияКультура Татарстан
комментарии 10

комментарии

  • Анонимно 02 окт
    Вот егетлэр на последнем фото????
    Ответить
  • Анонимно 02 окт
    Калфак тоже маленькая женская тюбетейка
    Ответить
  • Анонимно 02 окт
    татарские бренды это не только тюбетейка.
    Все так называемая русская национальная одежда, она татарская.
    армяк, бушлат, куртка (от татарского кеурта), камзол, казакин, бурка, бишметь, шуба, халат, ферязь, кафтан, тулуп, башмак, чуваки, чулки, портянка, кавуши, малахай, шаровары, штаны, юбка (от татарского юка /старотат:юфка, тонкая ткань), шаль, ткань (от татарского тукыман), войлок, кошма, балахог, башлык, папаха, епанча, сукман, ермолка, бахилы, ичиги,, гайтан, гамаши, тесьма, фата, чапан, чекмень, капторга, чарыки, чакчуры и т.д.
    Ответить
    Анонимно 03 окт
    Естественный взаимообмен (но какой!): много тюркских названий одежды на одно русское слово "татары".
    Ответить
    Анонимно 03 окт
    Тюрки - только часть татар.
    Причем, небольшая часть.
    Ответить
    Анонимно 05 окт
    Неродное слово "татары" "режет ухо", наверное, и у Тукая было такое ощущение:
    Габдулла Тукай:
    Доказательства представим, что достойны жизни мы,
    Чтобы спорить перестали с нами чуждые умы.
    Пусть увидят, что на свете ещё булгары живут,
    Пусть увидят наше счастье, сами к счастью повернут.
    Перевод В. С. Думаевой-Валиевой
    Ответить
  • Анонимно 02 окт
    Самый популярный головной убор в 30-50 годах в СССР была тюбетейка. Все мальчишки страны ходили в тюбетейках.
    Ответить
  • Анонимно 02 окт
    Соловьев например утверждает, что вся одежда московских правителей была татарская, вот что он пишет про одежду Алексея Михайловича (7 том):"Из платья перечисляются: кушаки, ферязи, терлики, армяки, кафтаны, кафтанцы, шапки, чуги, наурузы, тегеляи, епанчи, тафьи, шубы, колпаки, зипуны; упоминаются чулки сафьяновые, шитые золотом, серебром, шелками, башмаки, чоботы". (История России с древнейших времен, 7 том).
    Вся одежда, на все 100 % - татарская.
    Ответить
  • Анонимно 04 окт
    /Некоторые исследователи возводят корни слова «тюбе» к праиндоевропейскому языку — предку тюркской, романской, германской, славянской и множества других языковых групп. А значит, и английское слово top с тем же значением — не случайность. /
    Индоевропейские языки - флективные, фузионные, cинтетические определённого типа, возводят к санскриту, которому 4-5 тыс. лет, агглютинативные языки уходят своим возрастом за цикл прецессии (10 тыс. лет) В английском множество базовых слов схожих с тюркскими, построение отрицаний постфиксами как в тюркских языках, например, /shameless/ частица отрицания /less/ сзади слова как и в слове о/ятсыз. Надо быть объективными, скорее всего существовал язык "предковой популяции" и он был, по всей видимости, агглютинативным поскольку они древнее в своём принципе..
    Ответить
  • Анонимно 30 окт
    У евреев каляпуш называется " кипа .
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров