Новости раздела

Александр Кравцов, «Экспедиция»: «Легко инвестировать, когда под тобой нефтяная скважина»

В Казани побывал президент группы компаний «Руян» и владелец бренда «Экспедиция» Александр Кравцов. Он выступил перед участниками конференции «Бизнес-практик 2016: как строить бизнес в новых условиях» для молодых предпринимателей, которую провела 12 марта «Фабрика предпринимательства». Также он выделил несколько минут, чтобы рассказать «Реальному времени» о своем видении предпринимательства в сложных экономических ситуациях.

— Как вы приспосабливаетесь к кризису, как он сказался на развитии вашего бизнеса?

— Я бы не сказал, что мы находимся в состоянии кризиса, мы находимся в состоянии непрерывных изменений и в Казани, и в Москве, и в мире. Вопрос в том, настолько мы умеем использовать их в свою пользу и противостоять рискам, которые возникают. Потому что те годы, которые сейчас принято назвать сытыми и благополучными, — тогда не было хороших площадок недвижимости, был перегретый рынок труда и в чем-то было лучше, а в чем-то — хуже. Поэтому я не думаю, что стоит говорить «приспосабливаться», нужно говорить «непрерывно меняться и развиваться, используя те возможности, которые дает момент, и защищаясь от тех рисков, которые есть».

— То есть вы согласны со словами главы «Билайна» Михаила Слободина о том, что это не кризис, а новая реальность?

— Да. Это другая реальность. Например, в Москве есть сейчас несколько переполненных ресторанов, которые используют тренд, который можно цинично назвать «новые бедные». Это люди, у которых раньше хватало денег ходить в дорогие рестораны, а сейчас не хватает. Поэтому появились рестораны, которые выглядят как дорогие, но с демократичными ценами и первоклассным сервисом. И эти люди ощущают себя так же за другие деньги. Эти рестораны крайне успешны. Для них освобождают площадки неуспешные рестораны, которые не умеют использовать изменения и уже не могут платить аренду.

«У нас есть разные форматы, объект, который называется «Руян-город», в Сибири. В этом году появился новый проект — форум «Сто успешных романтиков», он пройдет под Москвой в нашем парке «Экспедиция». Фото ruyan-gorod.ru

— А вы как использовали эти изменения в своем бизнесе?

— Мы в Москве 12 лет не открывали новые объекты. Строили в Подмосковье, по России, в Белоруссии. Но осенью открыли в Москве «Строганина-бар «Экспедиция», это демократичное клубное место для более молодой, более взыскательной, требовательной, более интернет-аудитории.

— Но при этом эта аудитория не более платежеспособна?

— Да, она не более платежеспособна, хотя часть платежеспособной аудитории «Экспедиции» периодически смещается в «Строганина-бар». И мы этого не боимся, этому не препятствуем, потому что атмосфера очень разная. И мы прикрутили туда партнерскую программу, чего раньше не делали. Это когда вы кого-то привели, и все, что он наел и напил, вам попадает на депозит, потом он точно так же кого-то приведет, и так далее… Сейчас эта программа прекрасно работает.

— А что насчет других бизнесов «Руяна»?

— Они достаточно разные, у нас есть разные форматы, объект, который называется «Руян-город», в Сибири. В этом году появился новый проект — форум «Сто успешных романтиков», он пройдет под Москвой в нашем парке «Экспедиция». Вот Айдар Булатов его поддерживает здесь. И на самом деле все зависит от того, насколько сильное лицо стоит во главе той или иной бизнес-миссии. Если лицо сильное и команда хорошая, все нормально. Там, где это не так, все ненормально. Но мы существуем 21 год, и это всегда было так.

— Насколько площадки для развития молодых предпринимателей, особенно появляющиеся под эгидой государства, помогают в этом?

— Я думаю, любые действия по развитию предпринимательства хороши. Но важно навести порядок в словаре, потому что бизнесмены и предприниматели — это разные ребята. Бизнес имеет своей целью прибыль, а предпринимательство — преобразование мира под себя. Бизнес — это масштабирование капиталов, поэтому он достаточно легко сращивается с большими системами. А предпринимательство — экосистема, которая на самом деле оздоравливает общество. Поэтому я думаю, что такое мероприятие, как «Фабрика предпринимательства», — это хорошо.

«Предпринимательство — экосистема, которая на самом деле оздоравливает общество. Поэтому я думаю, что такое мероприятие, как «Фабрика предпринимательства», — это хорошо». Фото business16.ru

— В Татарстане развитие бизнеса в последнее время на повестке дня. Например, на днях приезжал бизнес-омбудсмен Борис Титов для участия в Совете по предпринимательству. Кто из двух «крайностей» вам ближе по духу: условный Титов или условный Чичваркин?

— Есть еще третья крайность — например, Мельников из Gloria Jeans, который никуда не уезжает. Он для меня более серьезный авторитет, чем Чичваркин. Повторюсь, путаница между понятиями «предприниматель» и «бизнесмен» особенно молодым умам туманит мозг. Вот, например, Олег Тиньков — мы знакомы, я с уважением к нему отношусь, он блестящий бизнесмен, но, с моей точки зрения, он не предприниматель.

А предприниматели меняют среду вокруг себя, изыскивая и зарабатывая ресурсы по дороге, поэтому с этой точки зрения командир военной части, ректор вуза, главный инженер, руководитель больницы, в конце концов, Александр Васильевич Суворов, великий русский полководец — это люди, которых я бы назвал предпринимателями. То, что у Суворова было в два раза больше музыкантов, чем положено по уставу, и некоторые другие элементы — они абсолютно предпринимательские. Крайность Титов… Я тоже с уважением отношусь, но так или иначе это политика, это другая история, большие системы.

Чем интересен Татарстан мне лично: это место, где достаточно органично вместе живут и развиваются большая клановая официальная система, с одной стороны, и предпринимательство — с другой. Поэтому Казань — один из самых динамичных и красивых городов сегодня. Это место, где хорошо сосуществуют православие и ислам, это хороший пример. Сращивание разных элит, потому что предприниматели — стоящая элита общества. Потому что легко инвестировать, когда у тебя под тобой нефтяная скважина, и не так легко заработать миллион рублей ребятам, которые сейчас на сцене.

«Молодым предпринимателям советую никогда не терять веры в себя и заражать этой верой тех, кто рядом, а все остальное приложится». Фото chief-time.ru

— Чью заслугу вы видите в том, что происходит сращивание этих элит?

— Безусловно, грандиозной фигурой стал Шаймиев. С другой стороны, посмотрите на Гонконг и Сингапур: совершенно разные этносы, религии. Говорят же, что самые талантливые люди — дети-метисы. Я думаю, что в Татарстане совпало много элементов, и мы наблюдаем тот успех, который есть сейчас. Поэтому молодым предпринимателям советую никогда не терять веры в себя и заражать этой верой тех, кто рядом, а все остальное приложится.


Дина Валиуллина
Справка

ГК «Руян» начала свою деятельность с продажи обувной косметики Salamander в России в 1995 году. Год спустя она начала создавать собственные бренды: «Раптор», «Москитол», Gardex, обувная косметика — Salton, «Твист», Patisson. Затем возник бренд товаров для пикника Forester, элитное термобелье Norveg, а в 2002 году появилась наиболее раскрученная и используемая сейчас оранжевая «Экспедиция». Сейчас она включает в себя около 300 одноименных магазинов по всему миру, интернет-магазины на разных материках, сеть ресторанов «Экспедиция» и бани, «Экспедиция Парк». Также Кравцов создал Академию предпринимательства, выпускает журналы и альманахи, фильмы, музыкальные альбомы и является организатором гонки на внедорожниках через всю Россию «Экспедиция-Трофи». Помимо бренда «Экспедиция», компания развивает бренд Expetro! и строит клуб — бизнес-сообщество близких по духу людей.

Кроме того, группа компаний организовала в Сибири целый город. Как сказано на сайте организации, «Руян-город» – это «главный духовный проект компании «Руян», в котором заложен универсальный алгоритм создания и развития социально-экономических кластеров, использующих как новейшие индустриальные технологии, так и энергетику живой природы». Он включает в себя площадку для «идейного сотрудничества людей без границ», лабораторию бизнеса и музей брендинга под открытым небом, учебный центр с менторами — наиболее успешными предпринимателями, проекты по оздоровительному и экотуризму и пр.

Новости партнеров