Новости раздела

Смерть основательницы поставила крест на «Ол! Гуде»

Федеральная сеть магазинов бытовой химии, косметики и парфюмерии сворачивается спустя 10 лет после прихода в Казань

Последние из могикан

Как стало известно «Реальному времени», последние два магазина сети дрогери «Ол! Гуд» в Казани — на улицах Декабристов и Шмидта — на днях прекратили свою работу. Федеральный косметический ритейлер, появившийся в Татарстане в 2006 году, закрывает свою сеть во многих регионах. Корреспондент «Реального времени» попытался получить официальный комментарий в компании. Трубки центрального офиса «Ол! Гуд» в Москве не отвечали, по номерам ТД «МАК-ДАК Казань» (юрлицо сети в Казани) звучали короткие гудки, телефоны оказались не активны.

Елена Бубнова из коммуникационной группы SGTK, которая отвечает за пиар-сопровождение «Ол! Гуд», заявила, что сеть продолжает работу в Москве, однако, как обстоят дела в регионах, прокомментировать затруднилась.

В то же время один из участников рынка прокомментировал «Реальному времени» закрытие магазинов сети в Казани. «Закрытие магазинов «Ол! Гуд» не только в Казани, но и по России связано со скоропостижной смертью собственницы Марины Каменской. Ей было 45 лет», — говорит наш источник. По его данным, сеть занимала незначительную долю рынка в Казани, около 5%. Скорее всего, эту нишу займет один из лидеров на этом рынке — «Альпари». Именно последняя претендует на освобождающиеся площади магазинов «Ол! Гуд» в Казани.

Чуть не попали в пятерку

Согласно данным «Контур-Фокуса», собственниками многочисленных предприятий и подразделений ритейлера являются Марина Каменская и ее супруг Дмитрий Каменский.

Свою историю группа «Мак-Дак» отсчитывает с октября 1991 года. Первым поставщиком торгового дома стала отечественная фабрика «Свобода», а первый контракт с зарубежным поставщиком был с компанией Gillette. В 2004 г. было принято решение о создании сети розничных магазинов нового формата «Ол! Гуд». Первый магазин появляется в Москве. Уже на следующий год группа обозначает свое присутствие в Казани. В 2006 году казанская косметическая сеть «Свей», один из бизнес-проектов одноименного проблемного застройщика, сдала все свои торговые площади «Мак-Даку», который открыл на них магазины «Ол! Гуд».

Но в кризис 2008 года дела у сети в условиях ужесточившейся конкуренции пошли под гору. В 2009 году были закрыты магазины в Санкт-Петербурге. Однако Татарстан все это время оставался на карте присутствия. Отметим, что на 2011 год у «Ол! Гуд» оставалось 9 магазинов в столице РТ.

Несмотря на то, что доля сети на рынке с каждым годом снижалась, Марина Каменская, которая считалась основателем и идеологом сети, не сдавалась. Летом прошлого года дрогери-сети «Ол! Гуд» и «Ситимаркет» объявили о создании торгово-закупочного союза. Союз должен был помочь компаниям войти в пятерку крупнейших по количеству торговых точек дрогери-ритейлеров в России. Но тут вмешалось провидение…

Напомним, по данным рейтинга Retailer Russia Top-200, на конец 2013 г. в Топ-5 дрогери-сетей России входили «Рубль Бум» (более 800 торговых точек), «Санги Стиль» (более 700 торговых точек), «Южный двор» (более 450 торговых точек), «Улыбка радуги» (более 300 торговых точек) и «Подружка» (133 торговых точки).

Кредиторка росла из года в год

Аналитическая служба «Реального времени» изучила экономические показатели дочерних предприятий косметической группы, которые работали в Казани.

ООО «Ол! Гуд-Казань» с 2007 по 2009 годы показывало достаточно стабильные результаты (более поздних данных нет). Выручка в 2009 году равнялась 121,1 млн рублей, а чистая прибыль — 6,3 млн рублей. При этом кредиторская задолженность с 2007 до 2009 года выросла на 31% и составила почти 127 млн рублей. Размер непокрытого убытка составил в 2009 году около 9 млн рублей, снизившись за два года почти в два раза.

ООО «Мак-Дак Казань» показывает стабильные финансовые результаты. В частности, с 2011 по 2013 год выручка компании увеличилась на 14% и составила 316,5 млн рублей. В 2013 году по сравнению с 2012 годом чистая прибыль увеличилась на 39%. За два года, однако, на 85% увеличилась кредиторская задолженность: в 2013 году она составила 171,7 млн руб, что является почти половиной выручки компании.

Краткосрочные займы компании с 2011 по 2013 год взлетели со смехотворных 17 тыс. рублей до 161,8 млн.

Основные конкуренты — «Альпари» и «Магнит»

Дмитрий Калачев — директор сети магазинов «Впрок»:

— Я думаю, что закрытие торговой сети «Ол! Гуд» связано с их внутренними проблемами. Я не вижу объективных внешних причин для закрытия магазинов.

Не думаю, что торговая сеть занимала существенную долю рынка в Казани. Возможно, это 3-5%, возможно, и меньше.

На самом деле, в том факте, что торговая сеть «Ол! Гуд» находится на рынке с 2005 года, нет ничего особенного. Это не так долго, есть сети, действующие и гораздо большее время.

Вообще, сеть «Ол! Гуд» является дочерним предприятием дистрибьютора «Мак-Дак». У них есть все возможности, для того чтобы развивать бизнес. Это и прямые договоры по поставке, финансовые ресурсы, представленность в разных регионах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они проработали с 2005 года.

Основными конкурентами «Ол! Гуд» является крупнейшая сеть в Казани — «Альпари». Так же активно развивается «Магнит-Косметик». Кроме самих торговых сетей, гипермаркеты тоже оказывают сильное влияние.

Иван Федяков — директор ИА «Инфолайн»:

— Рынок Казани действительно был серьезно насыщен игроками. В Казань пришли достаточно крупные сети — такие как, например, «Леруа Мерлен». Российские сети наращивали свое представительство в столице Татарстана. Это было связано с положительными тенденциями на рынке Татарстана. Татарстан был лидером по числу вводимых на душу населения квадратных метров новых площадей, что, безусловно, привлекло большое количество игроков рынка.

Сейчас ситуация несколько меняется. Обычно тот, кто высоко летит, тому и больнее падать. Рынки, которые динамично росли в предыдущие годы, сейчас, к сожалению, могут показать такую же резкую динамику, только в падении продаж. Поэтому, определенный профицит, который сформировался в то благоприятное время, приводит к тому, что часть компаний сейчас вынуждены закрываться.

Это общие тенденции, характерные для любого рынка. Сеть магазинов «Ол! Гуд» соответствует этим тенденциям.

В этой ситуации более устойчивое положение занимают крупноформатные сети — гипермаркеты. Гипермаркет всегда эффективнее магазина шаговой доступности. У него меньше издержек: обслуживающего персонала, аренды за счет объемов, а порой и вовсе нет, ассортимент шире. Поэтому крупномасштабные, федеральные сети за счет своей рыночной силы и своих масштабов являются более устойчивыми к весьма неположительным тенденциям потребительского рынка. Сейчас как раз наблюдается рост парфюмерного ритейла в гипермаркетах.

Фото: Роман Хасаев, shop.ol-gud.ru, old.retailer.ru, taras10.land.ru

Анастасия Юрьева, Максим Матвеев, Арслан Минвалеев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров