Новости раздела

«Люди начнут экономить на фитнесе»

Исследование рынка фитнес-услуг Казани и Татарстана. Часть 3

В рамках исследования рынка спортивно-оздоровительных услуг Казани газета «Реальное время» опросила экспертов и участников рынка и выяснила немало любопытного: повлиял ли на рынок кризис, каким должен быть идеальный фитнес-клуб, сколько платят тренерам и что самые востребованные на фитнес-рынке — специалисты сферы продаж. Кроме того, мы узнали, что многие рассматривают открытие фитнес-клуба только как составную часть бизнеса, а оптимальных помещений для клубов в Казани не так уж много.

Высокая конкуренция, но нехватка «мокрых» клубов

Несмотря на явные кризисные тенденции в 2015 году, игроки, кажется, чувствуют себя достаточно стабильно, уверенные в том, что клиенты «выберут собственное здоровье» и не станут сокращать долю затрат на фитнес-клубы. Так, Валерия Рольник, руководитель отдела рекламы сети фитнес-клубов Maximus, рассказала «Реальному времени», что в 2015 году «спрос увеличился, люди начали заниматься фитнесом чаще, и большая часть из них уже занимается персонально с тренером». При этом, по ее словам, люди больше всего ориентируются на годовые клубные карты, так как покупать именно их наиболее выгодно.

— Кризис и снижение доходов не отразились на посещаемости наших фитнес-клубов. Люди отдают приоритет своему здоровью, экономя на чем-то менее значимом, — заявила она.

Кроме того, по словам Рольник, популярностью пользуются и корпоративные направления (крупными клиентами Maximus являются IKEA и «Оргсинтез»), активнее стала работать по корпоративным программам и сама компания. Валерия Рольник считает конкуренцию на казанском рынке фитнес-клубов очень высокой: появляется все больше новых фитнес-клубов, старые активно обновляются, занимаются ребрендингом.

— Конкуренция растет с каждым днем, потому что фитнес становится все более массовым продуктом: сейчас люди начинают более внимательно относиться к своему здоровью, — отмечает Рольник. — Но, на мой взгляд, пока не хватает комплексных, так называемых «мокрых» клубов, предоставляющих полный спектр услуг. Сейчас большинство новых клубов являются «сухими» и предоставляют услуги только тренажерного зала. Также на сегодняшний день большую популярность набирает направление кроссфита, но немногие клубы города предоставляют данную услугу.

По ее словам, гораздо выгоднее открывать именно «мокрые» клубы (с бассейном, — прим. ред.), а не «сухие», так как большую роль играет опциональность: в тех же самых «мокрых» клубах клиенты могут приобрести, к примеру, абонемент в бассейн и в тренажерный зал либо что-то одно.

Число вакансий в сфере фитнеса на сайтах поиска работы начало падать в 2014 году

Рольник уверена, что и в 2016 году рынок будет расти, «так как в фитнес-услугах на сегодняшний день есть большая потребность, рынок массовый». Единственная, по ее словам, реально вставшая перед фитнес-клубами сегодня проблема, понятная многим татарстанским компаниям и рынкам вообще, — кадровая:

— На рынке труда нашего города не хватает квалифицированных тренеров. Для выхода из ситуации мы привлекаем сотрудников из других городов. На базе нашего клуба открыт образовательный центр, организуются специальные курсы повышения квалификации и для тренеров, и для менеджеров других отделов.

Интересно, что при этом соотношение вакансий к резюме на рынке труда в сфере занятости «спорт/фитнес/салоны красоты» говорит о высокой конкуренции среди потенциальных работников и превышении спроса на вакансии предложений их со стороны работодателей. Павел Лебедев, руководитель направления исследований рекрутингового портала Superjob.ru, рассказал газете «Реальное время», что в целом сфера занятости «спорт/фитнес/салоны красоты» в РТ составляет небольшую долю рынка: около 1% как спроса на рабочую силу (вакансии), так и предложения (резюме).

— Уровень конкуренции (количество резюме, приходящихся на одну вакансию) — 12,1. Количество вакансий существенно снизилось за последние 2 года. Основной спад пришелся на 2014 год. В 2014 году (с января по декабрь) количество вакансий в сфере занятости «спорт/фитнес/салоны красоты» сократилось на 80%. При этом количество активных резюме также снизилось, на 10%, что может свидетельствовать о том, что соискатели, видя негативную тенденцию в этой сфере, начинали искать работу в других, — рассуждает Лебедев.


Вообще же сам спад может лишь отражать общие тенденции кризисной экономики: по словам того же Лебедева, в РТ снижение количества вакансий составило 24% в 2014 году, тогда как количество активных соискателей осталось на том же уровне.

— В 2015 году общее снижение количества вакансий в РТ составило 16%, рост активных соискателей составил 14% (с января по декабрь 2015). В сфере «спорт/фитнес/салоны красоты» отрицательная динамика продолжилась. Количество вакансий за год снизилось еще на 32%, а количество активных соискателей, напротив, увеличилось на 48%.

При этом, отмечает Павел Лебедев, уровень зарплат для работающих в сфере фитнеса остается стабильным на протяжении последних лет. Сама же заработная плата тренеров зависит от количества отработанных часов, а также от уровня квалификации, преподаваемого вида спорта и в среднем в Казани составляет 20-25 тыс. рублей.

Самые востребованные специалисты на фитнес-рынке — специалисты сферы продаж

В другом агентстве — HeadHunter — также подтверждают спад числа вакансий в сфере фитнес-услуг. По словам Натальи Парфеновой, руководителя пресс-службы казанского филиала HeadHunter, 2015 год для рынка спортивных и фитнес-услуг «закончился не очень удачно». В пример она приводит ситуацию декабря 2015 года, когда работодателями РТ в этой сфере было размещено на 20% вакансий меньше, чем в декабре 2014 года.

— Спад спроса [на рабочую силу со стороны работодателей, — прим. ред.] начался в конце лета — начале осени и сохранился до конца года. Это при том, что общая динамика местного рынка труда к концу прошлого года показала положительный тренд, — обращает внимание Парфенова. — Что касается прироста резюме, то активность соискателей в сфере фитнес-услуг была довольно высокой в течение всего прошлого года и превышала показатели общего входа резюме в два раза. Пик соискательской активности пришелся на июнь и сентябрь 2015 года, когда кандидатами было размещено на 67% и 64% резюме больше, чем в июне и сентябре 2014 года.

В то же время, по данным HeadHunter, конкуренция на рынке труда в сфере фитнес-клубов менее высокая, чем в Superjob, и значение hh.индекса (показывает сбалансированность рынка труда) в течение 2015 года варьировалось от 2,4 до 5.

— В декабре 2015 года hh.индекс в сфере фитнес-услуг был равен 4,6, что говорит о том, что на одну открытую вакансию в этой сфере приходилось 4,6 резюме соискателей. Для сравнения: hh.индекс в целом по рынку труда Татарстана в декабре 2015 года был равен 7,1, — отмечает Наталья Парфенова.

Наиболее востребованными специалистами на рынке труда РТ в сфере спортивных и фитнес-услуг в 2015 году оказались вовсе не тренеры, а специалисты сферы продаж — на их долю пришлось почти 20% всех запросов местных работодателей. Второе место по востребованности, по данным HeadHunter, — у административного персонала, заинтересованность в нем в течение года проявляли 16% игроков рынка фитнес-услуг. Третье место по востребованности по итогам 2015 года заняло направление «Косметология» (14% от всех размещенных вакансий), а тренеры и массажисты (9,4% и 6,1% соответственно) лишь замыкают топ-5.

«В условиях ухудшения экономической ситуации люди начнут экономить на фитнесе»

Эксперты не совсем согласны с позицией руководства фитнес-клубов и их мнением о том, что от фитнеса клиенты в кризис отказываться не будут. Мурат Ахмеров, гендиректор консалтинговой компании «А-Девелопмент», отметил в беседе с корреспондентом «Реального времени», что «фитнес все же не относится к первичным потребностям»:

— В условиях ухудшения экономической ситуации люди начнут экономить на фитнесе, в первую очередь это коснется среднего класса, — предупреждает он.

В целом же, говоря о тенденциях самого рынка, Ахмеров уверен, что продолжится четкое разделение фитнес-клубов по «премиальности», а не покрытые пока фитнес-клубами районы (напомним, в предыдущих материалах мы называли их: это Московский и Авиастроительный районы Казани) будут все-таки постепенно, но заполняться. Но заполнение будет происходить невысокими темпами, считает аналитик, «так как у населения все же доходы ограничены».

Мурат Ахмеров также согласен с нами (см. предыдущие материалы), что «мокрые» фитнес-клубы открываются большей частью федеральными сетями, так как местные работают на арендных площадях, где зачастую поставить бассейн бывает просто технически невозможно (а то и запрещено нормативными и законодательными актами).

— Фитнес-клубы, как правило, размещаются на первых этажах зданий, так как если фитнес-клуб имеет бассейн, разместить его на этажах выше будет проблематично. Некоторые фитнес-центры уже изначально проектируются под наличие бассейна. Это в основном федеральные сетевые операторы, такие как «Планета Фитнес». Местные же операторы в большинстве своем адаптируются к площадям, которые есть в наличии, и больше работают на арендованных площадях. Есть, конечно, и исключения. К примеру, возьмем «Унистрой». У них первым фитнес-проектом стал клуб Pandagym. К крупным местным проектам можно также отнести «Акимбо», — полагает Ахмеров.

В условиях ухудшения экономической ситуации люди начнут экономить на фитнесе, в первую очередь это коснется среднего класса, считает Мурат Ахмеров. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Идеальный клуб: площадь от 1000 кв. м, панорамное остекление, потолки под 3 метра

По его мнению, особенностью площадей, рассматриваемых под деятельность фитнес-клуба, является в первую очередь свободная планировка, возможность расставить тренажеры. По площади это помещения размером от 1000 кв. м. Желательно, считает Ахмеров, чтобы у помещения было панорамное остекление, «так как часто при занятиях спортом, беге, к примеру, людям необходимо видеть окружающее пространство». Еще одним необходимым условием являются высокие потолки, «так как при занятиях спортом необходим большой объем воздуха».

— В идеале, конечно, высота потолков должна быть минимум 3 метра, при этом помещение должно быть хорошо вентилируемо. Также необходимо отметить, что площади под фитнес-клубы должны обеспечивать определенные электрические мощности, многие фитнес-клубы оснащены саунами, в некоторых есть и хаммам, поэтому выделенная мощность должна быть не менее 50 кВт. Значимым условием является и наличие парковки. Клиентам необходимо без проблем припарковаться, желательно, чтобы парковка была бесплатной для членов клуба, считает аналитик.

Интересно, что сейчас, по словам Ахмерова, появился спрос на небольшие, так называемые «ленивые» фитнес-центры. Площади таких заведений до 100 кв. м. Здесь на тренирующихся надеваются специальные «костюмы с электродами, дающими сигнал мышцам так, что они сами начинают сокращаться». В целом же клубы разнятся по категории, обращает внимание Мурат Ахмеров, начиная от простых «качалок» и заканчивая комфортабельными фитнес-клубами с дополнительными услугами:

— К последним относятся такие, как «Планета Фитнес», «Терра Вита» и другие. Недавно в Казани открылся новый небольшой проект «Милтроник» на Пушкина. Владельцы фитнес-клуба взяли помещение в собственность.

В свете вышесказанного очевидно, что вакантных площадей, оптимально соответствующих запросам фитнес-центров, не так уж много. Можно сказать, что рынок фитнеса достаточно узкий: объективно, слишком много их и не может быть.

— Думаю, около половины фитнес-центров сами строят здания под свои запросы, а остальная половина уже адаптируется. Арендаторы выбирают под эти цели первые этажи современных жилых комплексов, как, к примеру, «Золотая подкова». В них площади достаточно большие и позволяют разместить фитнес-клуб, — предположил Ахмеров.

«Многие рассматривают открытие фитнес-клуба только как составную часть бизнеса»

Несмотря на кризисные тенденции, отмечаемые специалистами рынка труда, кажется, оптимистичны не только отдельные игроки, но и сам рынок в целом: спрос на новые площади со стороны фитнес-клубов не повторяет динамику размещения вакансий. Ахмеров удивляется тому, что спрос увеличился, «даже несмотря на то, что рынок фитнес-услуг довольно узок и специфичен»:

— У нас, конечно, население еще не так повально, как в зарубежных странах, занимается фитнесом и следит за своим здоровьем, но все же спрос постепенно растет. К крупным проектам 2015 года можно отнести, к примеру, «OLYMP-Тандем», POWERHOUSE GYM, Pandagym и прочие. Рост спроса на фитнес-услуги также можно проследить и по увеличению количества магазинов спортивного питания.

Высокий спрос, впрочем, отчасти объясним небольшим числом оптимальных помещений, в частности, возможно, играет роль тот факт, что на рынке аренды помещений под фитнес-клубы используется достаточно большой формат — от 1000 кв. метров. Соответственно, для таких помещений нельзя применять классические арендные ставки, отмечает Ахмеров. Самые низкие арендные ставки, как правило, у помещений, размещенных выше первого этажа, там цена за квадрат не более 500 рублей в месяц. На первых этажах цена примерно 600 рублей в месяц.

— Ставки здесь ниже, чем для помещений, предназначенных под торговые компании, так как рентабельность этого бизнеса все же ниже, чем у торговли. Многие рассматривают открытие фитнес-клуба только как составную часть бизнеса, формирующую некоторую инфраструктуру основного бизнеса. Для торговых центров, к примеру, фитнес-клуб — это бизнес, формирующий определенный имидж и дополнительный приток клиентов. Многие, конечно, сдают помещения под низкую арендную плату из-за плохой заполняемости помещения. Размещение фитнес-клубов в центре города оправдано большим потоком клиентов, в том числе студентов. В спальных районах такая же ситуация, здесь как минимум один из 20 человек все же занимается фитнесом, — резюмирует Ахмеров.

Часть 2. Фитнес в Казани: местные клубы берут ценой, федералы — бассейнами

Часть 1. Как Татарстан проиграл Башкирии по числу спортивных сооружений

Сергей Афанасьев
Аналитика

Новости партнеров