«Легализация криптовалют в России увеличит доходы бюджета за счет взносов инвесторов»
Регулирование рынка криптовалют как альтернатива радикальному предложению ЦБ
В ответ на предложение Минфина России о регулировании криптовалют в Центробанке заявили, что даже в таком случае этот рынок будет сопровождаться рисками. Тем не менее инициатива ЦБ о полном запрете «денежных суррогатов» вызывает возмущение многих россиян. Объем операций физлиц с криптовалютой в нашей стране достигает $5 млрд в год. Колумнист «Реального времени», экономист с многолетним банковским стажем Артур Сафиулин в очередной статье для нашего издания оценивает оба варианта решения проблемы.
В кошельках россиян около 2 триллионов рублей криптовалюты
Центробанк выступает с инициативой полного запрета криптовалют в России: выпуск, майнинг и обращение. Такой жесткий подход вывал волну возмущения среди инвесторов и клиентов крупнейших игроков. Запрет повлечет за собой отток специалистов, сокращение рабочих мест и потери для бюджета потенциальных поступлений в размере 50 млрд рублей в год. ЦБ видит в криптовалютах «денежный суррогат», который несет риски для граждан.
Министерство финансов в свою очередь поступило гораздо умнее и, пользуясь принципом «не можешь победить — возглавь», предложило регулирование криптовалют, которое исключает полный запрет. По мнению Минфина, операции с криптовалютами необходимо проводить через российские банки, ввести систему идентификации для владельцев кошельков и разделить инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных.
По разным данным, в настоящий момент у россиян имеется несколько миллионов криптовалютных кошельков, объем средств на которых составляет порядка 2 трлн рублей. По оценкам ЦБ РФ, объем операций российских физических лиц с криптовалютами достигает 5 млрд долларов в год.
Что говорит ЦБ?
Проект ЦБ предусматривает полный заперт на использование российской инфраструктуры для операций с криптовалютами. У нас останется возможность делать это только в иностранных юрисдикциях. Если коротко, то ЦБ видит в криптовалютах риски в отношении финансовой стабильности, благосостояния граждан, спонсирования преступной деятельности и так далее.
Основной посыл предложения ЦБ — при выводе средств из криптовалют граждане не будут испытывать проблем, но полученные средства придется задекларировать. Как говорится, и на этом спасибо. В остальном же абсолютно жесткий подход, посудите сами:
- запрет на использование криптовалюты в качестве средства оплаты за товары, работы, услуги, продаваемые и покупаемые российскими физическими и юридическими лицами;
- запрет на организацию выпуска и сам выпуск криптовалют, на организацию и обмен криптовалют в России посредством криптобирж, криптообменников, p2p-платформами (для проведения переводов между физлицами);
- введение ответственности за нарушение вышеуказанных запретов: будут разработаны механизмы выявления операций и лиц, которые их осуществляют после введения запрета, инструменты блокировки операций по покупке и продаже криптовалют за обычные деньги. Пока непонятно, какой орган будет следить за реализацией этих мер;
- запрет финансовым организациям иметь собственные вложения в криптовалюты, использовать российских финансовых посредников и российскую инфраструктуру для любых операций с криптовалютой и связанных с ней финансовых производных инструментов (например, деривативы);
- разработка плана по мониторингу рисков, связанных с вложениями в криптовалюты: вместе с банками ЦБ сейчас выявляет такие риски через мониторинг p2p-платежей, которые проводятся для покупки и продажи криптовалют. ЦБ намерен наладить взаимодействие с регуляторами иностранных криптовалютных бирж для обмена информацией об операциях российских клиентов, чтобы потом наладить инфообмен с ФНС для декларирования в рамках готовящегося законопроекта о порядке декларирования криптовалют.
Суть предложения Минфина
Предложение Минфина гораздо прагматичнее, со своими ограничениями, но все же.
- Операции с криптовалютами проводить в периметре российской инфраструктуры. По мнению Минфина, таким образом будет возможность обеспечить надлежащий контроль за данными операциями и идентификацию всех участников. Для этого необходимо на законодательном уровне ввести новые субъекты регулирования по аналогии с уже действующим регулированием цифровых финансовых активов.
- На базе банков создать операторов по обмену криптовалют. Они будут контролировать и отслеживать операции с криптовалютами, выявлять операции, проводимые в целях незаконной деятельности, идентифицировать клиентов, обеспечивать хранение информации о сделке в течение как минимум пяти лет. Помимо этого, они будут обязаны предоставлять данные по запросам в ЦБ, Росфинмониторинг, ФНС, следственные органы и осуществлять банковское обслуживание участников сделки (клиента и оператора обмена цифровых валют).
- За образец процедуры полной идентификации клиентов Минфин предлагает взять швейцарский проект Aximetria, который собирает следующие личные данные: имя, адрес, дату рождения, адрес электронной почты, номер телефона, паспортные данные, фотографию клиента, номер банковского счета, карту, которая используется для приобретения виртуальных активов, ее срок действия и CVC-код и т.п. Минфин также предлагает отслеживать информацию об устройстве, с которого совершаются транзакции, и данные о самих транзакциях (дата, время, сумма, местоположение).
- Разделить инвесторов-физлиц на квалифицированных и неквалифицированных. У последних будут ограничены суммы для операций, перед операциями со сложными инструментами им придется пройти тест.
- Использовать сервис «Прозрачный блокчейн» для контроля и отслеживания операций с криптовалютами. Это система анализа криптовалютных транзакций с помощью искусственного интеллекта, разработку которой летом 2020 года предложил Росфинмониторинг. Минфин предлагает применять такой сервис для выявления противоправных операций с криптовалютами. Например, создать базу данных криптокошельков, связанных с осуществлением противоправной деятельности, финансированием терроризма.
- Оставить возможность работы на российском рынке иностранным биржам криптовалют. Для этого им надо будет открыть представительство в России, провести техническую интеграцию с российскими банками — организаторами системы обмена цифровых валют, заключить с ними договоры и т.д. В России не смогут работать те биржи, которые зарегистрированы в странах, предоставляющих льготный налоговый режим или не предусматривающих предоставления информации по финансовым операциям.
- Надзорные функции предлагается распределить между ЦБ, Минфином, Росфинмониторингом, ФНС, Минцифры и Генпрокуратурой.
- В сопроводительном письме к концепции Минфин также предлагает определить ключевые параметры осуществления майнинга криптовалют. По его информации, Россия занимает третье место в мире по майнингу.
- Проект Минфина также учитывает озабоченность ФСБ: регулирование поможет бороться с преступными схемами, где для расчетов применяются криптовалюты, так как есть система идентификации и найти бенефициара гораздо проще. Помимо этого, прошедший регистрацию счет можно будет арестовать или заблокировать.
В заключении хотелось бы отметить, что предложение Минфина гораздо более дальновидное, нежели у ЦБ. И самое интересное: предложение Минфина включает в себя правильное регулирование криптовалют, которое решает проблемы, обозначенные самим ЦБ. Полный запрет, равно как и отсутствие регулирования вообще, несет риски дестабилизации отрасли, роста теневого оборота и мошенничества в этой сфере, усложнения работы МВД, ФСБ в раследовании преступлений с использованием криптовалют. Легализация криптовалют в рамках российского законодательства позволит увеличить доходы бюджета за счет налогов и страховых взносов от инвесторов.
В целом предложение Минфина реализовано в русле передового международного опыта регулирования криптовалютных рынков. Запретить мы успеем всегда, для начала необходимо разумно ввести регуляторные меры и последить за их результатами.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции «Реального времени».