Новости раздела

Премьера «Бруклина»: теплое ламповое сентиментальное «воспитание чувств» — в декорациях 1950-х

В ограниченный прокат вышел еще один «маленький» и незаметный номинант на «Оскара» этого года – незамысловатая британо-ирландская мелодрама о судьбе и романах молоденькой ирландки, переехавшей из Старого Света в Бруклин 1950-х. Сюжетно выстроенная по всем шаблонам и мелодраматическим клише – лента очаровала обозревателя «Реального времени» своей простотой, как очаровала его и ее героиня, сыгранная Сиршей Ронан. И фильм, и героиня Ронан – «простушки», но в таких «простушек» незаметно для себя легко влюбляешься.

«Бруклин» (Brooklyn, 2015) Джона Краули


Считается (хотя хорошо спросить: кем и почему считается?), что попадание в номинанты американской киноакадемии автоматически означает, что перед зрителями нечто значительное или хотя бы знаковое, если не большое и великое кино. Это, конечно, не так, и никогда оно таковым не было. Попадание в номинанты большей частью зависит от того, какое кино выберет и как хорошо будет его продвигать та или иная голливудская киностудия и/или дистрибьютор (купивший неголливудский фильм для проката в США — за право прокатывать британо-ирландский фильм в США, к слову, развернулась настоящая «война» между тремя американскими студиями и дистрибьюторами). В конечном счете, в финальном «забеге» перед нами всегда — некая сборная солянка из неравнозначных картин: кассовых и не очень, авторских и старомодных, больших, наконец, и маленьких и незаметных средь великанов. «Бруклин» — из последних. И потому, ознакомившись с ним, мы оказались несколько в замешательстве…

Представьте, что перед вами ультра-мелодраматическая история девушки, покинувшей в 1950-х ирландскую провинцию в поисках лучшей жизни, и «приземлившейся» в Нью-Йорке, в Бруклине. Она живет в некоем пансионе (там, кажется, все тоже как она – ирландки), работает в большом магазине продавщицей и, наконец, встречает парня, в которого влюбляется. Он – итальянец, у него традиционная большая итальянская семья, он ее очень любит. Но – на родине случается семейная трагедия, и героиня возвращается домой, где… встречает другого парня, в которого тоже влюбляется. И который тоже ее любит (только он ирландец, и, кажется, богат).

Формально «Бруклин» — безусловно «дамский роман», очень «женская история», мелодрама как она есть. Снята она в таких классических, традиционных и старомодных формах, что большинство «номинанток-соседок» в сравнении с ней кажутся модернистскими. Картинки «Бруклина» – открыточные, сентиментальные, почти «пин-аповские» и рекламного ретро-рода. Кажется, перед тобой реклама 1950-60-х годов (и в фильме есть, кстати, одна актриса из сериала про рекламный бизнес той эпохи «Mad Men» или «Безумцы). Классик «высокого кэмпа» Голливуда 1950-х Дуглас Сирк встречает литераторшу Даниелу Стил. Ни меньше ни больше. Напоминает местами стилистику сериала «Острые козырьки» (он хороший, но ничего особенного). То есть, в конечном счете, «Бруклин» — маленький сериал, прекрасное «мыло», и да, «ничего особенного».

Что тут, казалось бы, может быть, живого? И, тем не менее, это самый теплый, даже «горячий» фильм из «оскаровской» программы. Его трогательность и мелодраматичность – подкупающе просты. «Бруклин», кажется, способен растопить самое холодное зрительское сердце. С другой стороны, ничуть не удивимся, если найдутся и у него недоброжелатели.

И вот не знаешь, в чем причина того, что твое именно сердце растаяло. В необыкновенной художественной силе? В замечательно придыхательной интонации мизансцен? В том, что все актеры, простите за шаблонность, «как живые и настоящие»? Не знаем. И потому – в замешательстве.

Сирша Ронан сыграла свою лучшую роль. Это особенно надо отметить, потому что ее героиня, Эйлиш Лейси, испуганная мешковато-угловатая скромная ирландка в Большом Городе, не представляет собой «ничего особенного». Но какая же она очаровательная и влюбляющая в себя! И там – все такие!

Хозяйка пансиона и ирландки-соседки героини – восхитительно милые даже в своих заморочках. Итальянская семья первого возлюбленного показана только лишь во время одного ужина, когда свою девушку итальянец знакомит с родными: но с какой любовью и «мелочной» точностью обрисованы все! Самый замечательный, конечно, мальчик, который с порога заявляет нашей бедняжке, что ирландцев итальянцы не любят и не должны.

И когда героиня вынуждена вернуться домой, в Ирландию, и дом этот всеми на свете способами пытается зацепить ее, чтобы она-таки бросила якорь в Старой Европе – даже там и тогда нет громких минорных нот: все (ну, почти) хорошие, замечательные, добрые и – немного грустные. Как же героине выбирать между тем и этим? Сердцем. А зрителю и выбирать не надо – здесь любишь всех (ну, почти).

Прелесть «Бруклина», на наш взгляд, невозможно объяснить. Он весь из себя «ничего особенного» и «немного грустный». Совершенно банальный, но – сердцу не прикажешь. Сердце говорит, что перед нами очень тонкое и очень доброе кино, которое и не может развернуться во что-то поразительно-новое и сверхъестественно-выдающееся. Его очарование – какое-то человеческое, сердечное, и, еще раз простите, «задушевное».

Замечательно еще то, что в этом, казалось бы, глазированном, глянцевом, пряничном изначально фильме – нет ни одной фальшивой сцены. Даже самые измызганные и истертые десятилетиями «мыльных опер» и бульварных книжонок эпизоды («так всегда снимали», «вот еще одна мелодрама, а то мало их!») – поцелуи, признания в любви, расставания – поданы просто, без прикрас, без как раз ошибочных почти всегда попыток авторов зрителей удивить. И, возможно, этой-то своей «тургеневской» простотой – они и удивляют.

Да, видимо, в ленте нет чего-то исключительного. Но в этом-то и парадокс. Она, лента, нежно притягивает тебя, улыбаясь, и заключает в объятия. Как героиня Ронан – на деле простушка, так и фильм – простушка. И, возможно, в безыскусности подачи этих простушек можно найти объяснение его чуда?

Больше всего хочется, конечно, говорить про Сиршу Ронан, и мы били себя по рукам, чтобы не начать отзыв с гимнов и восторгов по ее поводу. Тем более, ну, как будто, что там играть? Но такая естественность в этой, в принципе, не очень-то и киногеничной девице, не особенной по современным киномеркам красавице, столько в этой ирландке, незаметной поначалу и таящейся от пристального взгляда, привлекательности. «Бруклин» не в последнюю очередь благодаря ей – живое и киногеничное чудо, и это чудо – мило и прекрасно в самых незначительных мелочах, которые как будто слизаны со всех на свете дамских романов и кинематографических мелодрам, но здесь – захватывают, и, опять же, привлекают к себе, и – заключают в объятия.

«Бруклин» как бы говорит зрителю: «Я ничего от тебя не хочу, не надо восторгов и фестивально-наградных прогнозов. Посмотри, зато, каких милых людей ты у меня встретишь. И какие живые и настоящие чувства, движения души и «мелочи жизни». Я – простое кино. Ну, и ладно! Но разве часто ты испытываешь чувства такой теплой симпатии к героям? Разве мои герои не достойны того, чтобы понаблюдать за ними два часа? Давай я тебя поцелую, мой милый зритель! И забудь ты про все эти «но», про «слишком много ретро» и «какая старомодность» и «мелодрама, ничего не хочу знать, мелодрама!» Вот я тебя поцелую, и ты забудешь про все, а только порадуешься за мою героиню Эйлиш. Разве она не очаровательна? Да ты только посмотри на нее, мой милый зритель»!

Кадры из фильма — kinogallery.com, трейлер — movieclipsTRAILERS

Сергей Афанасьев

Новости партнеров