Рафаэль Хакимов: «Образ жизни татар был ориентирован на выживание без помощи государства»
«Исторический путь татар» казанского ученого. Часть 38-я

Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов написал книгу «Исторический путь татар: перипетии судьбы». В ней казанский историк рассматривает некоторые аспекты отношения к татарам в различных источниках. «Реальное время» продолжает публикацию отрывков из этого сочинения.
Положение татар в России
Татары из истории России не выпадали, но после взятия Казани и покорения Крыма их роль оказалась предельно свернутой. С одной стороны, они были частью российского сообщества и участвовали во многих общероссийских делах (например, в войнах), с другой — были относительно самостоятельными и имели собственную историю. В татарском сообществе происходили свои праздники, свои «революции», нередко под влиянием общероссийских или европейских событий, другие же были традиционными, вроде сабантуя.
Татары в Российской империи считались «инородцами». Вначале их место проживания регламентировалось — их выселяли с больших дорог, берегов больших рек, в Казани они селились за чертой города, в Старо-Татарской и Ново-Татарской слободах. В местах компактного проживания административные границы проводили так, чтобы нигде татары не могли составить большинство. Им не разрешали открывать светские школы и университеты, иметь свою печать и т. д. Все это продолжалось столетиями, но татары воспроизводили свою жизнь там, где оказывались даже в небольшом количестве. Образ жизни татар был ориентирован на выживание без помощи государства.

Когда властям нужны были знания и опыт работы с Востоком, тогда татар привлекали в качестве переводчиков, писарей и даже дипломатов. И, конечно же, татар всегда было много в армии. В ходе экспансии на Центральную Азию татарам разрешили основать Оренбург в качестве «окна» в Азию, т. е. плацдарма для экспансии России. Потом Оренбург заселяли славянами в две волны, пока они не составили большинство.
Конечно, те татары, что крестились, сохранили собственность, князья и мурзы автоматически стали дворянами. Те, кто остался мусульманами, становились людьми второго сорта, приписывались к сословию мусульман с ограничением прав.
Крестившиеся со временем ассимилировались и составили солидный слой российского общества. Один из ярких представителей обрусевших татар — это князь Феликс Юсупов, избавивший Россию от Распутина. Он происходил из ногайского рода, из того же, что и царица Сююмбике.
Кряшены и нагайбаки — татары, принявшие православие, которые тем не менее сохранили язык и культуру. Хотя они православные, но у них свои церкви, где службы идут на татарском языке.

Татарская «реформация»
Идейные течения в татарском мире, так или иначе, были связаны с русским мироощущением, где-то противодействуя ему, в чем-то его заимствуя. Но даже восторженное отношение к русской литературе, изучение русского языка преследовало лишь одну цель — повышение конкурентоспособности татарского народа.
Капитализм стимулировал формирование национального самосознания, что выразил Марджани в своем риторическом вопросе: «Кто же ты, если не татарин?». Это время совпало с антиимперскими и антиклерикальными настроениями среди татар, которые не были отягощены мессианскими амбициями, как у русских, а потому «национализация» сознания происходила довольно естественно. К концу XVIII в. период изолированного существования татар завершился, и возникла задача масштабной реформации ислама с учетом российских условий.
Татарская «реформация», начатая Курсави в 1804 г., исторические изыскания Марджани, новая модель медресе, предложенная Галимджаном Баруди стали детонатором изменения всей системы социальных отношений в татарском мире. Вопрос, который решал Марджани, актуален по сей день: «национализация» ислама, его адаптация к культуре своего народа и условиям страны. Его подход стал путеводной звездой для татар на последующие времена. Татарское сознание из этнорелигиозного стало национальным и к революции 1905 г. заявило о своих претензиях, создав политические организации, участвуя в выборах в Государственную Думу. В ходе революции 1917 г. татарское общество стремилось возродить государственность.

Обобщая, можно сказать, что татары оценивали религию или какие-то идейные течения с точки зрения этнического самосохранения, а потому — всячески старались приспособить их к своим интересам. Было бы неверно рассматривать религиозное сознание татар как самостоятельное явление, часто оно было всего лишь маской этнического. Это видно по такому факту, как строительство мечетей. Татары всюду по России строят мечети, но это не значит, что они собираются там молиться. Они могут оказаться и не практикующими мусульманами. Самое интересное, что и практикующие мусульмане нередко молятся у себя дома, поэтому на многих мечетях висят замки. Но мечеть — важный символ сохранения национального самосознания.
комментарии
Или это очередной миф.
Или легенда?
Или сказка?
"Предок", кстати, какой?
Ещё язычник?
Или уже отказавшийся от религии своих предков и принявший ислам?
В каком году?
Если Вы такой знаток, уважаемый, ответьте, пожалуйста.
Если есть время и желание просветить.
Спасибо.
Прочитал.
Это всё легенды, мифы и домыслы.
А лень у Вас какая-то однобокая - домыслы Вам тиражировать не лень.
А ответить на конкретный вопрос лень.
Настоящий российский человек?
"Князь Фе́ликс Фе́ликсович Юсу́пов, граф Сумаро́ков-Эльстон (11 (23) марта 1887, Санкт-Петербург, Российская империя — 27 сентября 1967, Париж, Франция) — последний из князей Юсуповых, известен как участник убийства Г. Распутина и автор двух книг воспоминаний — «Конец Распутина» (1927) и «Мемуары» (1953)".
Только непонятно почему "последний".
У него была дочь Ирина.
И у неё были дети.
Юсуповы расселены по всему Земному Шару.
Много их и в РФ.
И это гораздо надежнее (100% надежность), чем по мужчине, по отцу.
Поэтому род Юсуповых не прервался - на планете Земля огромное количество людей носящих гены Юсуповых.
Частично сторонники промосковской партии переслилитсь в Московию, в т.ч и старший сын Юсуфа мурзы. От них пошли Юсуповы.
О Юсуповых есть отличный рассказ Булгакова Ханский огонь. Прототипом князя Тугай-бега является один из Юсуповых.
К этой партии принадлежала большая часть Казанских ханов-чингизидов и их верные союзники великие Московские князья.
И была партия сепаратистов, предавших заветы Чингизхана и расчленивших Золотую орду на мелкие "ханства" - к ним принадлежала небольшая часть приглашенных сепаратистами (не чингизидами) со стороны Казанских ханов.
Победили имперцы-чингизиды и их сторонники.
Только к Феликсу Юсупову это не имеет никакого отношения, потому что он никакой не Юсупов, он Сумароков Эльстон, взявший имя своей жены Ирины Юсуповой.
Отец его был Феликс Эльстон, который взял себе имя своей жены Елены Сумароковой.
Дедом его был Феликс Николаевич Эльстон, о котором неизвестно ничего, никто не знает, кто его отец, кто его мать.
Все народы и этносы проходили эту стадию.
Что, извините, значит "становились людьми второго сорта"?
И какие, извините, "ограничения прав"?
Например, в начале 20 века.
Посмотрел в интернете - ответов не нашел.
Например, в имперский Казанский университет поступали все желающие мусульмане.
Которые проходили испытания.
Как и христиане, как и иудеи.
Да, у современных "русских" очень много от тюрок.
Тюрки одни из предков "русских".
А Россия законная наследница Монгольской империи и Золотой Орды.
Тюрки настоящин имперцы - среди них очень мало сепаратистов.
Но бывают.
Обычно История быстро расставляет все точки над i.
Кочевники не жили в городах.
И не селились на берегах рек.
Им милее были бескрайние просторы степей.
По которым они кочевали.
А городские "татары" всегда жили в Казани
Никто их не выселял.
Из учёных и культурных образованных людей.
Прекратите нагло врать.
Битва шла между имперцами-чингизидами и их имперцев-союзников, наследников Чингизхана, и сепаратистами.
Победили имперцы.
Когда побеждали сепаратисты, то они вырезали всех имперцев.
И так по всему Земному Шару.
И не селились на берегах рек.
Им милее были бескрайние просторы степей."
Вам не известно что в среднем Поволжье нет степных народов?
И такая "ассимиляция" протекает по всему Земному Шару.
Мы не понимаем самих себя, не можем "читать" проявления собственной культуры. Окружающий мир преувеличен для нас, а мы преуменьшены для него.
Яркий пример - государство, империя Чингизхана, Монгольская империя.
А вот настоящие разбойники отбирают всё, включая жизнь - яркий пример Гражданская война в Красной России в 1917 - 1922 гг.
Она пришла на смену 200 лет геноцида
Или Вы по детски провоцируете?
Какой "геноцид"?
Какой геноцид?
В Российской империи (как и в Монгольской империи и Золотой Орде) элитой государства, дворянами, государственными деятелями, писателями, поэтами, деятелями образования, науки и культуры становились талантливые люди вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности.
В том числе около 30% "русских" дворян имели своими предками тюрок и монгол.
Какой "геноцид"?
Ответьте, пожалуйста.
Если Вы культурный и образованный человек.
Согласно «Своду законов о состояниях» (ст. 762) инородцы подразделялись на:
сибирских инородцев;
самоедов Архангельской губернии (ненцев);
кочевых инородцев Ставропольской губернии (калмыков, ногайцев и трухмен);
калмыков, кочующих в Астраханской и Ставропольской губерниях;
киргизов (казахов) Внутренней Орды;
инородцев Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областей (казахов);
инородцев Туркестанского края (народы Средней Азии)
инородческое население Закаспийской области (туркмены и казахи-адайцы);
горцев Северного Кавказа
евреев.