Новости раздела

Три беды татарстанского минюста: бедные судьи, необразованные юристы и непунктуальный Госсовет

На коллегии ведомства попросили поднять зарплаты судьям, а Госсовет — ускориться в принятии подзаконных актов

Три беды татарстанского минюста: бедные судьи, необразованные юристы и непунктуальный Госсовет
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Качество работы мировых судей Татарстана снижается, констатируют власти республики. Причина тому — низкий уровень не квалификации персонала, а зарплат, и высокие нагрузки, которые не дают нанимать на работу профессионалов. Кроме того, как выяснилось на коллегии минюста РТ, татарстанский парламент слишком быстро принимает законы, но не прописывает нормы к ним, что приводит к утрате доверия к местным законам, констатируют чиновники. Нарекания вызвало и приведение республиканских законов в соответствие с федеральными.

Каждый шестой муниципальный нормативный акт приходится отменять

Фундаментальные проблемы законотворчества и судебной системы в Татарстане существовали и продолжают существовать, констатировали на прошедшей сегодня итоговой коллегии министерства юстиции РТ татарстанские чиновники. Так, по-прежнему оставляет желать лучшего уровень районных юристов, признала министр юстиции РТ Лариса Глухова: «Результаты правовой экспертизы муниципальных актов свидетельствуют о недостаточной правовой подготовленности муниципальных юристов, ответственных за нормотворческую деятельность», — говорит она. По данным министра, каждый шестой акт, который они издают (а это 15% от общего числа), требует отмены или изменения. При этом только 25 районов из 45 подписаны на рассылку законодательных обновлений и следят за новыми законами.

Как напомнил премьер-министр РТ Ильдар Халиков, проблема обсуждается ежегодно, в том числе о ней упоминал и президент РТ Рустам Минниханов в своем послании. Он дал министерству поручение организовать постоянное обучение муниципальных юристов, а кроме того ввести обязательный экзамен для подтверждение своих знаний.

Татарстанские мировые судьи работают больше всех своих коллег в Поволжье, вместе взятых

Также пожаловались чиновники и на некомпетентность мировых судов. Отметим, что проблема состояния мировой юстиции в Татарстане была поднята еще несколько лет назад, результатом стала программа развития этой сферы на 2014-2020 годы. По словам Глуховой, на нее в прошлом году из бюджета было выделено 395 млн рублей, однако средства в основном пошли на улучшение условий работы судей. В итоге из 188 участков мировых судей республики 129 располагаются в новых или отремонтированных зданиях или помещениях.

Однако к качеству судопроизводства остаются серьезные вопросы. Как сообщил в своем докладе зампредседателя Верховного суда РТ Роман Гафаров, нагрузка на мировую юстицию перекрывает все установленные стандарты трудового законодательства: 40% всех уголовных дел, 70% гражданских и 95% административных дел приходятся на долю мировых судей. В 2015 году судьи рассмотрели 473 тысяч дел или 60% от общего количества рассмотренных всеми судами республики. «Средняя нагрузка на 1 участок — 280 дел в месяц, это при условии, что все участки укомплектованы судьями, а мы с вами знаем, что так бывает далеко не всегда. У нас 1 судья иногда работает на 2 или 3 участка».

Гафаров напомнил, что аппарат мирового судьи должен состоять из 4 служащих: консультанта, секретаря судебного заседания, заведующего канцелярией, специалиста 2 разряда. Но при этом Татарстану не хватает 127 кадровых единиц — судей и их сотрудников. Таким образом, три четверти участков республики недоукомплектованы.

«На сегодняшний день только по административным делам нагрузка и количество рассмотренных дел превышает всю нагрузку по всему Среднему Поволжью. По количеству рассмотренных административных дел мы занимаем 1 место по России. При этом низкая зарплата, большая нагрузка и высокие требования делают высокой текучку кадров, в среднем она составляет 25%, а в некоторых судах достигает 40%. Наиболее критическая ситуация — в Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и Бугульме», — сетует зампредседателя Верховного суда.

Именно на проблеме зарплат он акцентировал внимание Халикова: «Не всегда получается нанимать квалифицированные кадры на эти должности, зачастую этого становится все больше. Ситуация не имеет тенденции к улучшению, а совсем наоборот. Отсюда ненадлежащий документооборот, утрата дел, проблемы с архивами, в том числе и неисполняемость административных представлений». Напомним, в начале прошлого года председатель Верховного суда признавал, что зарплата помощников судьи составляет примерно 12 тыс. рублей, а специалистов канцелярии — и вовсе 7-8 тысяч. Гафаров попросил премьера найти возможность увеличить зарплаты судьям, несмотря на кризис. Халиков проблему признал, но никаких гарантий давать не стал. «Проблемы оплаты труда требуют дополнительного рассмотрения», — лишь заявил он.

Почему законы, которые принимает Госсовет, не могут работать?

Неожиданные проблемы в законотворчестве вскрылись благодаря сотруднику самого парламента. Начальник правового управления аппарата Госсовета РТ Андрей Ощепков сообщил, что каждая десятая норма закона, имеющая необходимость в подзаконной регламентации, остается нереализованной (для сравнения, в 2013 году оставались нереализованными 22%). Это означает, что парламент принимает основной закон, а дополнительные регламенты для его исполнения не предусматривает.

В качестве примера он привел дополнение к закону об использовании татарского языка в школах от 2012 года, которое было издано только в 2014 году. А к закону от 2014 года о содержании домашних животных так законодательно и не определены места для выгула собак, констатировал он. «Положения закона в этой часто остаются на бумаге, чем подрывают его авторитет. Нам не удалось изменить отношение к изданию подзаконных нормативно-правовых актов к вновь принятым законам. Сроки подготовки недопустимо затягиваются, даже не на месяцы, а на годы», — признал он. Половина норм закона о культурном наследии РТ также остается непринятой, напомнил Ощепков.

«Регламентные сроки, отведенные для предварительного рассмотрения проектов законов, выдерживаются только в 4,5% случаев. 76% законопроектов принимаются в первом чтении уже в 30-дневный срок со дня поступления в Госсовет, 28% — в десятидневный. Три четверти законов принимаются в течение одного дня сразу в 1 и 3 чтении», — рассказал он. Подобную оперативность докладчик счел «неприемлемой для органов законодательной власти», но отметил, что она чаще всего мотивирована серьезными аргументами.

А вот в вопросах приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным Татарстан не торопится: из 15 инициированных кабмином РТ подобных законов в 2015 году 12 поступили в Госсовет с нарушением сроков, говорит Ощепков. Премьер-министр согласился с критикой в адрес своих подчиненных. «Та статистика, которая была дана, никак не красит министерства и ведомства», — признал Халиков. Он призвал их оперативнее работать с законопроектами, не забывать про подзаконные акты. Однако, учитывая привычку премьера строго критиковать подчиненных за недочеты в работе, укор в адрес министерских юристов прозвучал достаточно мягко.

1/33
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов
  • Максим Платонов


Дина Валиуллина

Новости партнеров