Новости раздела

Как «малая Родина» казанского криминала превратится в престижный центр

Новая застройка на территории трампарка и ипподрома, реконструкция насосных станций и соединение ул. Качалова с проспектом Универсиады

В сборнике документов казанской мэрии появилось постановление о назначении публичных слушаний по проекту планировки территории, ограниченной улицами Роторная, Хади Такташа, Эсперанто и Агрономическая. 27 марта казанцы смогут высказаться об архитектурном будущем этого микрорайона. Эксперты «Реального времени» приветствуют новый проект планировки, но задаются вопросом, насколько это реально в нынешних экономических условиях.

Заводы на вынос

Для повышения эффективности использования территории центрального района города, улучшения условий проживания в нем, повышения его привлекательности городские власти совместно с застройщиками намерены существенно преобразить центр Казани.

Карта участка

В первую очередь предлагается вынести за пределы центрального района города объекты производственного и коммунального назначения. На месте базы МУП треста «Горводзеленхоз», ЗАО «Казанский арматурный завод» по ул. Хади Такташа, 131 предполагается строить «объекты жилого и общественного назначения».

Следующим шагом предлагается перепрофилирование производственных предприятий в непроизводственные. Речь идет о ОАО «Казанский ремонтно-монтажный комбинат» по ул. Агрономическая, 9 и ООО НПП «АНСАТ-И» (производство мебели и зеркал) по ул. Халева. Территорию ОАО «Казанское автотранспортное предприятие № 1» предлагают перепрофилировать в коммунальную зону для размещения многоуровневых гаражей.

Пустоты застроить

Среди других мер — освоение свободных от застройки территорий бывшего ипподрома, бывшего трамвайного парка, участков на пересечении улиц Шаляпина и Бугульминская 1-я под жилые и общественные функции. Впрочем, последнее уже активно ведется. Так, на территории бывшего трампарка строится жилой комплекс «Сокольники», а напротив, на территории закрытого ипподрома — ЖК «Симфония» (ГК «ФОН») и ЖК «Золотая подкова» (группа «Нэфис»).

ЖК «Симфония» строится на территории бывшего ипподрома

Всего в пределах проекта планировки с учетом сносимых бараков общий объем жилого фонда составит 667 242 кв. м общей площади. Из них 522 670,0 кв. м в существующем сохраняемом жилом фонде, 21 952 кв. м — в строящихся жилых домах и 122 620,0 кв. м — в жилых домах нового строительства.

Планируется также провести выборочную реконструкцию существующей жилой застройки со сносом ветхого и аварийного жилого фонда. Это отселение и снос аварийного жилья по ул. Эсперанто, 35 (2, 3, 4, 5, 6, 7-го корпусов).

Отдельно планируется жилую зону насыщать необходимыми объектами социальной инфраструктуры (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, поликлиники, объекты культуры и спорта).

Аварийное жилье по ул. Эсперанто, дом 35 (корпуса 2-7) планируется снести

Дороги, ливневки и газопроводы

Понятно, что активное жилищное строительство требует и соответствующего инфраструктурного сопровождения.

Так, в планах города увеличение плотности магистральной уличной сети с 1,5 км/кв. км до 4,4 км/кв. км, строительство магистральной улицы районного значения ул. Роторная — 1,6 км; соединение ул. Качалова с пр. Универсиады — 0,11 км; строительство улиц местного значения — 1 км и реконструкция ул. Хади Такташа с расширением проезжей части.

Для водоснабжения проектируемого района предусмотрено строительство кольцевого водопровода диаметром 315 мм по ул. Дальняя, частично по ул. Шаляпина, ул. Спартаковская, ул. Газовая, ул. Хади Такташа. Планируется перекладка водопровода диаметром 300 мм на водопровод диаметром 500 мм по ул. Павлюхина, ул. Оренбургский Тракт, на участке от ул. Эсперанто до водопроводной насосной станции «Южная-1».

Особое внимание уделено реконструкциям водопроводных насосных станций: так, производительность ВНС «Дальняя» должна быть увеличена до 200 куб. м/час, КНС «Ипподромная» — до 2 500 куб. м/час (с заменой насосного оборудования), КНС «Халева» до 148 600 куб. м/час.

Отвод дождевых и талых вод с рассматриваемой территории предлагается осуществить системой закрытой дождевой канализации в существующий дождевой коллектор диаметром 1 500-2 000 мм, проходящий по улицам Газовая, Бугульминская 1-я и Эсперанто, с последующим отводом в проектируемый регулирующий резервуар, расположенный у озера Кабан.

Общее потребление тепла на строящихся объектах и объектах нового строительства составляет 124,25 МВт. В связи с подключением дополнительной нагрузки и недостаточностью пропускной способности существующих тепловодов проектом планировки предусмотрены перекладка существующих тепловодов и строительство новых на участках тепловых камер.

Для газоснабжения проектируемых жилых домов в квартале необходимо строительство газопровода среднего давления диаметром 150 мм от существующего газопровода среднего давления диаметром 150 мм по ул. Халева до проектируемого газорегуляторного пункта блочного (ГРПБ) производительностью 1 000 куб. м/ч. В планах строительство газопровода низкого давления диаметром 200 мм (L = 50 м), кольцующего газопровода низкого давления диаметром 150 мм от ГРПБ до газопровода низкого давления по ул. Халева (L = 180 м).

«Как в нынешних экономических условиях сложится реальная градостроительная судьба района, увидим»

«Реальное время» узнало мнения экспертов о будущем этого района.

Александр Дембич — завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ, профессор:

— Конечно, район необходимо делать более привлекательным. Действительно, это берег Кабана, центр Казани.

Но дело в том, что есть конкретные собственники, которые располагаются на территории запланированной перепланировки. Они предлагают разработанные проекты по переустройству территории, но их характер достаточно спорный (например, завышенная этажность). Это объясняется желанием получить максимальную выгоду от своего участка.

В прежние годы этот район был своего рода периферией: не самая привлекательная часть города, занятая индивидуальной застройкой, складскими помещениями. Трудно было отнести этот район к центральной части Казани. Сегодня же это практически центр города. Это береговая линия, идущая между Волгой и Казанкой, которая постепенно обустраивается и приобретает все большее общественное значение. И конечно же, хочется, чтобы эта часть была удобна для жителей и соответствующе обустроена. Таким образом, там должны быть объекты, интересные именно для населения, а не офисные здания, которые будут закрывать свою территорию и размещать там множество парковок.

У района улицы Хади Такташа очень большие перспективы стать таким же престижным, как и исторический центр Казани.

По поводу строительства разветвленной сети магистральных развязок: я вообще против таких проектов в центре города. Транспортные проблемы здесь решаются другими способами.

Михаил Каплан — архитектор, предприниматель:

— Район улицы Хади Такташа в прошлом создал себе дурную славу криминального ядра Казани. Не потому ли на долгие десятилетия он и вообще вся прилегающая к нему территория внутри петли железной дороги осталась обделенной интересом городских властей и инвесторов. Вместе с тем сам по себе этот район очень удачно размещен в теле города: близко к историческому центру (практически в пределах пешеходной доступности), по соседству с прекрасным перспективным рекреационным районом на озере Кабан, с легким выездом за пределы города в южном направлении. Это отличное место для размещения нового жилья и общественных объектов. Ясно, что вынести из района разношерстный архаичный пром, подчистить случайные остатки старинных отношений собственности и границ участков здесь могут только городские власти. Хорошо, что они за это, наконец, взялись. Это откроет дорогу здоровым инвестициям. А уж как в нынешних экономических условиях сложится реальная градостроительная судьба района, увидим. Во всяком случае это движение к укреплению центра города, путь к концентрации в нем реальной жизни.

Виталий Логинов — председатель правления Союза архитекторов РТ:

— Район улицы Хади Такташа однозначно сможет стать привлекательный районом Казани. Если проект удастся реализовать, то район будет выглядеть очень достойно.

В дореволюционной России район занимал положение промышленного узла: заводы, фабрики, предприятия. Предлагаемый в проекте план перепрофилирования производственных предприятий в непроизводственные — это характерная тенденция для всего мира.

Что касается строительства разветвленной магистральной сети, то это логично. Район улицы Хади Такташа — это так называемое Большое казанское кольцо, которое проходит вдоль железной дороги, переходит через старый автовокзал и уходит на проспект Победы. Поэтому дополнительные развязки необходимы, они определенно помогут разрешить транспортные проблемы в районе.

Характеристика нового жилищного строительства

Характеристика социально-бытового и культурного строительства




Анастасия Юрьева, фото Романа Хасаева

Новости партнеров