Новости раздела

«Цена барреля заложена в самом названии программы — «Стратегия двадцать-тридцать»

Татарстанский мегапроект «Иннокам» вызвал большой интерес московских чиновников и экспертов

Во второй день Гайдаровского форума-2016 на суд экспертного сообщества представили проект «Иннокам» — камский инновационно-производственный кластер. Душа откликнулась почти у каждого гостя: все видят в проекте что-то свое. Президент Татарстана Рустам Минниханов — основу экономики республики, экс-министр финансов Алексей Кудрин — элемент стратегии-2030, министр транспорта Максим Соколов — прекрасную логистическую схему. Корреспондент «Реального времени» выслушал дискуссию о потенциале нового мегапроекта.

Обречены на успех

Татарстан за счет «Иннокама» должен стать безоговорочным лидером в России по части инновационных производств. Основные резиденты — компании в области автомобилестроения и нефтегазового сектора. Кластер открывает перед Татарстаном перспективы привлечения огромного потока инвестиций, в том числе государственных вложений в инфраструктурные проекты. Да и на имидж региона проект работает безотказно: по привлекательности для переезда докладчики сравнивали Казань не с другими регионами, а с Москвой и Петербургом. А Республику Татарстан ставили в пример другим регионам: «взять за основу опыт», «готов типовой проект». Вообще, встреча экспертов посвящена была не столько «Иннокаму», сколько перспективам развития РТ.

Все проекты, реализуемые в Республике Татарстан, обречены… — Министр транспорта РФ Максим Соколов на секунду задумался, поймал на себе удивленные взгляды аудитории и спешно исправился. — …На успех. Обречены на успех.

Свысока на инновации

Максим Соколов на татарстанские инновации смотрел свысока — из иллюминатора вертолета. Он рассказал, как менялся Иннополис буквально в течение нескольких лет: сначала чистое поле, потом огромная стройка, и вот просматриваются очертания домов, школ, детских садов — самодостаточного поселка.

Ну, это он пока поселок, но скоро уже мы сможем называть его городом Иннополис, — снова внес ясность министр транспорта.

Он рассказал о почти завершенной реконструкции аэропорта Бегишево между Набережными Челнами и Нижнекамском, о недавно открытом мультимодальном логистическом центре в Свияжске, о планах по строительству скоростных автомобильных и железных дорог.

«Иннокам» должен стать одной из точек роста российской экономики в рамках стратегии-2030 — и российской, и татарстанской.

— Путь, который Татарстан прошел сегодня по подготовке стратегии, можно ставить в пример другим регионам, — заявил Алексей Кудрин. Кстати, команда Кудрина и разрабатывала эту программу. По его словам, зачастую регионы делают такого рода стратегии под копирку, для галочки. А готовить их, по словам экс-министра финансов, нужно никак не меньше 2-3 лет.

«Нормальную инфраструктуру пассажирских перевозок ни за 15 минут, ни за 15 копеек мы не сделаем»

Кудрин особенно отметил, что в Татарстане создается очень крупная промышленная и жилая агломерация, которая продвинет экономику вперед:

Когда мы объединяем в агломерацию три центра республики Татарстан, сокращаем до 2-3 часов время пути между ними, мы получаем синергию.

С ним немного поспорил директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин:

Как мы будем здесь общаться — это вопрос, на мой взгляд, абсолютно принципиальный. Понятно, что нормальную инфраструктуру пассажирских перевозок ни за 15 минут, ни за 15 копеек мы не сделаем. Но то, что в планах хотя бы отдаленных мы должны это нарисовать как цель, мне представляется абсолютно бесспорным… Иначе слово «агломерация» останется либо фигурой речи, либо мечтой.

Владимир Мау: «Цена барреля заложена в самом названии программы: «Стратегия двадцать-тридцать». Фото gaidarforum.ru

Это замечание оказалось единственным критическим выступлением за все время дискуссии.

Завершая свое выступление, Алексей Кудрин озвучил прогноз цены на нефть, заявив, что сейчас даже оценка в 40-60 долларов за баррель выглядит чересчур оптимистической. В ответ модератор дискуссии, ректор РАНХиГС Владимир Мау пошутил: «Цена барреля заложена в самом названии программы: «Стратегия двадцать-тридцать».

Андрей Щипанов

Новости партнеров