Новости раздела

Стратегия-2030: за счет чего будет расти экономика?

Главные цифры плана реализации стратегии «Татарстан 2030» внушают большие сомнения

Стратегия-2030: за счет чего будет расти экономика?
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Постановление Кабмина «Об утверждении плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития РТ до 2030 года» получилось очень объемным — 199 страниц убористого текста в виде разнообразных показателей, цифр и таблиц. Экономический обозреватель интернет-издания «Реальное время» Альберт Бикбов ознакомился с планом и выразил сомнения в реализуемости его самых главных, ключевых показателей.

Стратегия «Татарстан-2030» формирует наше будущее?

Как и положено любой программе действий сначала обобщенно сформулированы цели и задачи стратегии, затем в табличном виде приводятся показатели по этапам реализации стратегии уже с конкретными цифрами, и продолжается все большой таблицей «Комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение долгосрочных целей стратегии», где мероприятия расчерчены по схеме «мероприятие-ответственный исполнитель-срок-результаты-место реализации». Завершается план реверансами программно-целевому методу формирования бюджета, сводной таблицей госпрограмм РТ, обеспечивающих реализацию стратегии.

Строгая каноническая форма соблюдена, но вот каким содержанием все это заполнено?

Обращаясь с посланием к Госсовету, президент РТ так акцентировал важность стратегии. «Законом Республики Татарстан утверждена стратегия социально-экономического развития до 2030 года. Ее приоритетными направлениями стали формирование и приумножение человеческого капитала, создание условий, при которых он востребован и может успешно функционировать, обустройство комфортного пространства. Реализация стратегии будет способствовать укреплению позиций Татарстана как региона, привлекательного для жизни и ведения бизнеса, позволит занять достойное место среди глобально конкурентоспособных территорий. Стратегией мы не просто заглядываем в свое будущее, мы формируем его, учитывая мировые тренды, специфику региона, его уникальное историко-культурное наследие».

В условиях, когда в России вообще отказываются от 3-летнего принципа формирования бюджета, сведя его к годовому циклу, а прогнозы правительства РФ меняются настолько часто, что начинают походить на «белый шум», попытка заглянуть в будущее на 15 лет вперед больше смахивает на гадание, особенно в части конкретных цифровых цифр. Поэтому, наверное, не стоит строго относиться к конкретным цифрам. Как и к их выполнению и ответственности, наоборот, за невыполнение. Этакая «декларация о намерениях» — но попытка достойна похвалы.

Шапкозакидательские главные цели

Итак, по плану главная цель стратегии (ГСЦ) — лидерство практически по всем аспектам (экономика, человеческий капитал, институты, инфраструктура, внешняя интеграция, регион с опережающим развитием и высокой включенностью в международное разделение труда). Исходя из контекста, лидерство подразумевается территориально чисто внутрироссийское.

В каких всеобъемлющих показателях плана формулируется ГСЦ? Выбрано два интегральных показателя, правильные с точки зрения экономической науки.

1) Валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения по паритету покупательной способности (ППС), в тыс. долларах США, в ценах 2013 года. Если предполагается неизменность цен 2013 года, то получим этот интегральный показатель в цифрах относительного реального роста следующим:

— К 2030 году ВРП на душу населения в ППС и ценах 2013 года составит $35 тыс. (сегодня оценивается в $20,9 тыс., что предполагает его рост за 15 лет в 1,67 раза, или прирост оценивается в +3,5% ежегодно! Стабильно в течение 15 лет! Если в каком-то году темп прироста упал до 3%, то в следующем он должен быть не меньше 4%. Реально это или нет? Конечно, нет. Закроем глаза и мечтательно представим, что нет никакого кризиса сейчас и экономика России не упадет (по словам вице-премьера правительства РФ Аркадия Дворковича по 2015 году ждут цифру падения в 3,5-4%). И что никто из серьезных экспертов не ждет роста в России в 2017 году (а по плану у нас в 2017 году ожидается рост аж в 5%).

Такие бодрые годовые 5-процентные темпы роста, приближающиеся к китайским (сегодня около 7%), основаны, по словам авторов стратегии, на волшебном механизме «кластерной активизации».

К сожалению, официальный сайт Нобелевских премий по экономике так и не раскрыл даже приблизительно подобия этого чудодейственного средства, решающего все мировые экономические проблемы, пришлось руководствоваться тем описанием из стратегии «Татарстан 2030».

«Кластерная активация — государственная экономическая политика, направленная на повышение конкурентоспособности и экономический рост региона посредством поддержки кластерных процессов, модернизации современной экономики и создания «умной» экономики на основе механизмов кооперации, государственно-частного партнерства и индустриальной эволюции»

Не удержусь и процитирую (из презентации к стратегии): «Кластерная активация и привлечение инвестиций позволят обеспечить экономический рост с темпом прироста 3,3-4,6%, преодолев предельный темп прироста отраслей «современной экономики» (1,7%)».

Но что это конкретно — в стратегии не раскрывается. Видно, что авторы стратегии знают что-то большее, чем экономические руководители «современной экономики». Пусть это и будет нашим секретным оружием!

2) Еще один показатель ГСЦ «Накопленный темп роста валового регионального продукта (в сопоставимых ценах к 2015 году)», обозначенный в плане, дает нам реальный прирост нашей экономики в 2030 году аж на 80%. Среднегодовой темп прироста экономики здесь еще выше — 4% в год! Та же ситуация — в этот бурный стабильный на протяжении 15 лет рост просто не верится.

У знаменитого экономического историка, британца Энгаса Мэддисона есть расчеты стран годовых средних темпов роста ВВП важнейших регионов мира в долгосрочных периодах. Так, в период с 1973-2003 (30 лет) средний темп роста ВВП опережал пресловутые 4% (закладываемые в татарстанской стратегии) только у 3 регионов (Китай +7,34%, Индия +5,28% и другие страны Восточной Азии +5,28%). Во всех других странах в таком долгосрочном периоде темпы роста были ниже. (См. Мэддиссон Э. Контуры мировой экономики в 1-2030 г.г. Очерки по макроэкономической истории. — М.: Изд. Института Гайдара, 2012, — С.572-573). Так за счет чего в Татарстане будут темпы роста ВРП, опережающие мировые на долгосрочном тренде? Все это очень странно.

Масла в огонь подлил сам президент, четко заявивший в своем послании: «Вместе с тем, на ближайшие 5 лет стоит задача роста экономики в 1,2 раза».

Что опять-таки дает нам среднегодовые темпы прироста в 3,7%. Стабильно в течение 5 лет! Если сейчас идет рецессия и индекс промпроизводства РТ идет в отрицательной зоне по данным января-августа 2015 (-0,6%). Даже самые отъявленные оптимисты не верят в рост в 2016 году выше 1%. Что же это означает? То, что в 2017-2020 годах у нас темпы роста должны быть выше 4,5%, чтобы компенсировать провал 2016 года.

Может быть, есть какие-то надежды на долгосрочный рост цены на нефть? Но, по оценкам специалистов, цена нефти остается на 50% ниже прошлогоднего пика, на минимуме пяти с половиной лет. Аналитики считают, что у этого спада много общего с обвалом 1985–86 годов. Тогда цена упала на 67% и оставалась низкой почти 15 лет.

Может быть, в качестве драйверов экономического роста имеются в виду запускаемые в этот период крупнотоннажные нефтехимические и нефтеперерабатывающие производства? Рассмотрим их поподробнее:

  • Новая установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-6 на ТАНЕКО — не раньше 2018 года;
  • Комплекс по глубокой переработке тяжелых остатков нефти на ТАИФ-НК — не раньше 2017 года;
  • Комплекс глубокой переработки тяжелых остатков нефти на ТАНЕКО — не раньше 2017 года;
  • Комплекс «Аммоний» по выпуску аммиака, метанола и гранулированного карбамида — выход на полную мощность в 2016 году;
  • Новый олефиновый комплекс «Нижнекамскнефтехима» мощностью 600 тыс. тонн этилена в год — не раньше 2019 года.
КГПТО на ТАИФ-НК — один из драйверов экономического роста. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Как видим, в ближайшей перспективе только «Аммоний». По этому проекту ожидается расчетная добавленная стоимость не более 10-12 млрд руб. в год, что на фоне большого ВРП дает дополнительную прибавку всего лишь в 0,63-0,75%.

Так за счет чего будет расти экономика, и как республика сможет выполнить ключевые показатели? Ответа на этот вопрос нет. Театр начинается с вешалки, а план по реализации стратегии с главных стратегических целей, на которые взаимно увязываются все остальные. И если «хромают» главные цифры, то что же ожидать от остальных?

Альберт Бикбов
Аналитика

Новости партнеров