Новости раздела

В Качаловском театре пригласили публику на «Каменный пир»

«Дон Жуан, или Каменный пир» – так полностью называется известная комедия Жана-Батиста Мольера, ставшая второй премьерной постановкой этого сезона в Качаловском театре. Спектакль поставил один из самых интересных ныне российских режиссеров Григорий Дитятковский из Санкт-Петербурга, репетиции представления иногда длились по одиннадцать часов. На спектакле накануне побывала корреспондент «Реального времени».

Чуть-чуть от «Тартюфа»

«Дон Жуан» – более поздняя пьеса Мольера, написанная после скандала с «Тартюфом», выдержав всего пятнадцать представлений, она была снята с репертуара. Кстати, сам автор играл в этом спектакле Сганареля. Но тартюфовские мотивы в «Доне Жуане» проследить можно, Мольера так же волнуют и ханжество, и неискренность, и порок под маской добродетели.

В спектакле Григория Дитятковского, где роль Дона Жуана исполняет Илья Славутский, одна из последних сцен, когда герой говорит о том, что он будет изображать из себя добропорядочного господина, – одна из самых важных.

…Свита помогает Дону Жуану одеться, причем выворачивает его бордовый халат, и он из сибаритского превращается в черный монашеский подрясник. Костюм готов, смиренное выражение лица найдено, теперь можно «учить жить» всех и каждого. Одна маска сменяет другую. Перевоплощение происходит в доли секунды. Дон Жуан уже строит планы, как легко и комфортно ему будет жить под этой маской.

Каменный гость, Командор, белая статуя, пришедшая тяжелой поступью, путает все карты, берет за плечи, увлекая Дона Жуана в преисподнюю, куда он летит, захлебываясь саркастическим смехом. Тяжело пожатье каменной десницы.

Дон Жуан в этот момент даже вызывает подобие симпатии, хотя бы своей твердой позицией.

Роль Дона Жуана исполняет Илья Славутский

В полнолуние

Григорий Дитятковский, поставивший в Казани «Дона Жуана» и пока еще не очень хорошо известный казанцам, кроме завзятых театралов, привыкших смотреть спектакли не только в родном городе, очень похож внешне на поэта Иосифа Бродского. Несколько месяцев назад мой коллега-критик, встретив Дитятковского, идущего после репетиции по берегу Булака, решил, что у него начались галлюцинации, и он видит перед собой знаменитого поэта.

Возможно, комический случай не стоил бы упоминания, но у Дитятковского есть действительно одно важное качество – чувство поэзии в театре. Его казанский «Дон Жуан» напоминает хорошо отделанное стихотворение поздних символистов, где метафоры прозрачны и певучи. Сценография, выполненная в холодных тонах (сценограф Александр Патраков), – квинтэссенция хорошего вкуса. От огромной луны, черных колонн до воздушных люстр – все стильно, респектабельно и лишено эклектики. Игра света и тени, лунные блики, морской туман – художник по свету Евгений Ганзбург создал атмосферу некой таинственности.

Скользя, словно по зеркально начищенному паркету, выскакивает из-за кулис свита Дона Жуана, проворно расставляя канделябры на авансцене, и спектакль начинается. Серые камзолы, седые парики, и лишь герой отличается – у него черный парик и более дорого расшитый камзол. Да, и еще «в кольцах узкая рука» – перстни на пальцах бликуют. Щеголь Дон Жуан.

В чем его сила? Почему от него без ума две простолюдинки, которых он откровенно дурит, – Шарлотта (необычайно органичная и заразительная Алена Козлова) и Матюрила (Елена Казанская), почему сбегает к нему из монашеской обители родовитая Эльвира (Славяна Кощеева)? Ответ прост – Дон Жуан каждый раз влюбляется искренне, хоть на день, хоть на час, хоть на пару минут. И женщины готовы драться за этот ускользающий миг счастья. Об этом позже скажет Сганарель.

Устает ли он этих постоянных увлечений Дон Жуан? Безусловно, тем более, что он все время ходит по лезвию ножа и ждет очередного разоблачения. Илья Славутский, несмотря на то, что режиссером предписана для актеров откровенно театральная манера игры, творит образ человека неоднозначного – хитрого и ловкого, в меру циничного, но в какие-то доли секунды уставшего и искреннего. Эти миги коротки, но они есть.

Серые камзолы, седые парики, и лишь герой отличается

Дон Жуан-Славутский в спектакле Дитятковского в чем-то заложник собственной славы, такой миф о самом себе, и этот миф ему надо постоянно поддерживать « в хорошем состоянии». Человек когда-то создал сам для себя «предлагаемые обстоятельства» и увяз в них. Дон Жуан здесь – человек-функция, не хватает лишь бейджика с надписью «Совратитель».

Как он любуется собой, как красноречив – есть в нем что-то от декламирующего Нерона, возможно, этот парчовый бордовый халат, эта манера оратора, эти замашки профессионального манипулятора. И даже странно, что у этого эстета такой слуга-простолюдин Сганарель (очень точно по-актерски существующий Марат Голубев), простодушный и хитроватый одновременно. Его последняя фраза про неполученное жалование просто добивает.

Резко театральная манера игры в казанском «Доне Жуане» выливается и в присутствии на сцене аккордеониста, и пении итальянских песен, в словно в замедленной киносъемке, безмолвной сцене драк, и в просто репризных сценах. С возлюбленными простолюдинками, например, или в откровенно гротесковой сцене Дона Жуана и торговца Диманша (Илья Скрябин, точно чувствующий эту гротесковую манеру, а оттого убедительный).

Но Мольер писал не только и не столько комедии. Его пьесы – то самое зеркало, на которое не стоит пенять, потому что в нем отражены, укрупнены пороки общества. И «Дон Жуан» в постановке Григория Дитятковского при всей его поэзии, под его декадентской луной и черными зловещими колоннами, все-таки тоже отчасти сатира, то «зеркало», глядя в которое можно узнать и себя, и многих людей из своего окружения.

А Мольер, столько претерпевший от власти при жизни, чья могила в Париже утрачена, снова стал одним из героев в «Комеди Франсез». Точнее, в магазине сувениров при этом культовом парижском театре. Бюсты и открытки, изданные и переизданные пьесы, фотографии сцен из спектаклей. Даже фирменные спички с крылатыми выражениями из его комедий. Мольер делает выручку театру. Таков удел гениев – жизнь заканчивается, и начинается распродажа.

Его Дон Жуан – этот миф, это имя, ставшее нарицательным, это собрание пороков, которым несть числа. И за те века, что отделяют нас от времени, когда творил Жан-Батист Мольер, эти пороки не то, чтобы не исчезли, – они многократно укрупнились. Увы…

1/27
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
  • Роман Хасаев/realnoevremya.ru
Татьяна Мамаева, фото Романа Хасаева

Новости партнеров

комментарии 36

комментарии

  • Анонимно 25 дек
    Видел множество постановок этой знаменитой комедии: и гениальных, и отвратных, интересно сравнить. Пойду пополнять копилку просмотренных Дон Жуанов)
    Ответить
    Анонимно 25 дек
    какая постановка больше понравилась?) я тоже несколько видела, в последний раз была ужасная постановка - ездили летом в Питер, вот в театре Ленсовета ставили современную версию - зря потраченный досадный вечер
    Ответить
    Анонимно 25 дек
    Современные переделки вообще редко когда бывают удобоваримыми...
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    подозрительно приличное состояние костюмов - у театра появились деньги?
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Что-то мало восторга в тексте? Славутский-старший запретил своему ручному критику хвалить режиссера Дитятковского? Понимая, что он - никто, по сравнению с ним
    Ответить
    Анонимно 25 дек
    а по-моему в тексте достаточно восхваления Дитятковского
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    С премьерой театр Качалова! Каждый спектакль этого театра блестящий! Актеры восхитительны! Жаль, что злостные и завистливые комментарии проникают и сюда.Очень хочется поздравить любимого актера Илью Славутского с отличной ролью! Поздравить всех актеров с успехом и пожелать много хорошего в ново году! И не обращать внимания на колики и удушье завистников!
    Ответить
    Анонимно 25 дек
    Как показывает практика,люди одной нации находят язык во всех сферах деятельности, будь то театр или не театр.Есть понятие- СВОИ люди
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    актуальное на все времена произведение, хороший и ожидаемый выбор впрочем
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Я подписана в инстаграме на артистов Качаловского, на страницу театра-так приятно видеть душевное единение коллектива и всеобщую радость от состоявшейся премьеры.Вчера в ленте просто была череда фотографий, на которых ощущение праздника. К сожалению, мы успели ухватить билетики только в амфитеатр,но даже на втором ярусе, мы сидели завороженные действом.Без театра, по-моему, жизнь была бы тусклая и безрадостная.Театр дает человеку радость, несет очищение души.В нашем городе есть замечательный театр Качалова, который дарит нам праздник в наших серых буднях, помогает стать добрее и лучше.
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Репетировать по 11 часов -с ума сойти! Как труппа с таким графиком справилась?
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Какой Илья Александрович красивый!))))
    Ответить
    Анонимно 25 дек
    очень))
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Теперь будем ждать камаловского "Дон Жуана".
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Спасибо автору за текст. Очень легкий, поэтичный, и о пьесе, и об авторе, о спектакле, идем сегодня в предвкушении праздника!!!!
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Могила Мольера в Париже на кладбище Пер Лашез рядом с могилой Лафонтена, если что.
    Ответить
    Анонимно 25 дек
    Много хотите) это же надо еще и Париж знать, да и с искусством французским быть накоротке)Авторский апломб мешает)
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Мамаева Т. В. - один по настоящему профессиональный театровед и журналист, остальные приблудные, пристроившиися и. т. п. Они могут и про спорт писать, и про сельское хозяйство и другие отрасли захватывать и про искусство судить, не имея на то ни образования, ни своих взглядов, мыслей. Они судачат,на какую тему- не важно.
    Ответить
    Анонимно 25 дек
    Если бы она еще не писала об Илье Славутском с таким восторгом, как будто в Казани со времен Качалова не было такой звезды, цены бы ей не было.
    Ответить
    Анонимно 25 дек
    из-за таких "профессиональных театроведов и журналистов" у нас и беда с театром два десятка лет уже
    Ответить
    Анонимно 25 дек
    У кого у вас беда?Подпишитесь)))А у нас,преданного и любящего зрителя,вот уж два десятка лет как праздник и счастье!
    Ответить
    Анонимно 27 дек
    Вам бы тоже не мешало подписаться)
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Хорошая статья и спектакль отменный!Илья Славутский очень хороший актер!
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Были вчера на премьере, замечательно!!!!!! ДонЖуан великолепный.
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Качаловцы!!!!!!!!!! С премьерой!!!!!!!!!! Спасибо!!!!!!! Мы вас любим!!!!!!!!! Ваши зрители.
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Вчера был день взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием Суворова. А театр взял свою крепость под названием- Мольер!!!! Дон-Жуан. Браво!!!! С премьерой!!!!!!!!
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Много лет назад смотрели изумительный спектакль по Мольеру "Плутни Скапена", очень хорошо, что этот гениальный автор вернулся в театр Качалова
    Ответить
  • Анонимно 25 дек
    Были на премьере. Очень понравилось. Красивый спектакль. Актеры отлично работают. Дон-Жуан Славутского -замечательная работа, его слуга в исполнении Голубева хорош . Все работают здорово, как то наполненно с азартом, удовольствием. Хочется сказать большое спасибо. Всех с Новым Годом. Пожелать всем добра и мира. Спасибо.
    Ответить
  • Анонимно 26 дек
    Это бесподобный спектакль, как и все спектакли в Качаловском! Вот уже много лет мы не изменяем любимому театру, мы любим его за вкус, стиль, за выбор пьес, которые превращаются в спектакли разные, но каждый со своей изюминкой.Нас потрясает все:зал, который выполнен с безупречным вкусом, афиши, программки, режиссерская работа и конечно актеры.Вчера был удивительно тонкий Мольер, философский, настоящий. Очень хочется сказать про актеров:Илья Славутский создал блестящий образ, умного, циничного, но настоящего, без прикрас, человека, который живет так, как велит ему сердце.Он не врет себе и не лукавит.Он такой какой есть.Марат Голубев очень обаятельный. Это очень хороший дуэт.Очень понравились Козлова, Скрябин, Петров.Огромное спасибо каждому актеры.Спасибо режиссеру, который, действительно, очень похож на Бродского.Спасибо театру! С наступающим Новым годом и Рождеством весь коллектив! Мы преклоняемся перед вашим талантом! Удачи и терпения!
    С уважением, семья Борисовых.
    Ответить
  • Анонимно 26 дек
    Театр Качалова неимоверно многогранен! Не перестаю удивляться утонченному вкусу))) Даже приглашенный режиссер оказался близким по вкусу,стилистике и по духу.Было приятно видеть на поклоне единение творческих людей.Еще не успели отойти от феерической "Женитьбы Фигаро",созданной с каким-то особым шиком, как театр снова ошеломил впечатлениями и размахом в "Доне Жуане".Театр Качалова-это песня для души! Ждем-ждем новых премьер!!! Спасибо!
    Ответить
  • Анонимно 26 дек
    А какая следующая премьера?"Филумена Мортурано"?
    Ответить
  • Анонимно 26 дек
    Тут вот недавно в программе Урганта Светлана Крючкова пела песню "Рамштайн",исполняет ее в каком-то спектакле,не знаю зачем это нужно хорошей артистке.В свое время видел ее литературную программу,впечатлило.Так вот к чему это вступление:как хорошо,что на прославленной казанской качаловской сцене хорошие артисты хорошо играют,а не бегут за модой,не поют "Рамштайн" и пр.
    Ответить
    Анонимно 26 дек
    Вы это спросите у самой Крючковой.Она вам ответит! Думаю, что после ее ответа у вас навсегда отпадет охота делать подобные выводы)
    Ответить
  • Анонимно 27 дек
    Лучший театр!
    Ответить
  • Анонимно 29 дек
    Позвольте здесь высказаться,пыталась написать хорошие слова в другой газете электронной, но с трех попыток никто мой комментарий не пропустил.Я хочу сказать "Спасибо!" лучшему театру! За то, что вы мужественны, терпимы,и противостоите пошлости, грязи и черноте! Смотрю каждый спектакль, не пропускаю ни одной премьеры.Театр Качалова велик и силен духом!Пусть Аллах пошлет вам свою благодать! Александр Яковлевич! Здоровья,Вам и сил! Дорогие артисты, счастья вам и процветания! Люблю Качаловский всем сердцем! С наступающим Новым годом! С очередной премьерой, с очередным шедевром! Огромные поздравления любимым Илье Славутскому и Марату Голубева за продолжение тандема!
    С уважением и нежностью, кандидат математических наук Ляля Мунировна Исмагилова
    Ответить
    Анонимно 29 дек
    Была такая же ерунда однажды,писала-писала комментарии,просто по нулям.Там установка на негатив,видимо.Поэтому больше ТУДА не захожу и не читаю.Чего и Вам,Ляля Мунировна,и все читатели данного портала,советую!Всех с наступающим!Мира вашим семьям,объективной критики и добра!))))
    Олька К.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии