Доступ к закупкам: Биробиджан и Киров обошли Казань, а ТАИФ оказался втрое «прозрачнее» «Татнефти»
Обнародован «Национальный рейтинг прозрачности закупок 2015»
«Национальная ассоциация участников электронной торговли» подготовила и обнародовала рейтинг прозрачности закупок. Татарстан и татарстанские компании оказались на высоких позициях рейтинга. Более того, сама республика и Казань попали в группы самых прозрачных. Однако в списке закупщиков, регулируемых в рамках 223-ФЗ, республиканских компаний почему-то не оказалось.
Татарстан среди дюжины самых «прозрачных»
«Национальная ассоциация участников электронной торговли» подготовила и обнародовала «Национальный рейтинг прозрачности закупок 2015». В рамках рейтинга все закупщики были разделены на пять секций по классам участников: федеральные государственные закупщики, региональные государственные закупщики, муниципальные государственные закупщики, корпоративные закупщики, регулируемые в рамках №223-ФЗ, коммерческие заказчики сектора корпоративных закупщиков. Каждому участнику присваивался один из пяти уровней «прозрачности»: гарантированная, высокая, средняя, базовая и низкая прозрачность.
В группу самых «прозрачных» вошли 12 регионов, среди которых оказался и Татарстан. На первом месте в рейтинге, как ни странно, оказалась Москва с 5 472 баллами. Второе место — у Липецкой области, в ее активе 5 323 балла. Замыкает тройку лидеров Республика Башкортостан, набравшая 5 195 баллов. Татарстан расположился на восьмом месте (4 927 баллов). «Прозрачнее» республики оказались также Хабаровский край, Омская и Астраханская области, а также Республика Марий Эл. Впрочем, даже сам факт попадания в группу лидеров из 83 субъектов Российской Федерации — уже большое достижение.
Аутсайдерами рейтинга с низкой степенью прозрачности оказались девять регионов: Иркутская область, республики Калмыкия и Дагестан, Белгородская область, Чукотский автономный округ, республики Тыва и Карачаево-Черкесия. Два самых «непрозрачных» региона — Республика Алтай и Забайкальский край.
Казань не дотянула до Кирова
В оценке прозрачности закупок муниципальных образований участвовали 86 городов. Самыми «прозрачными», вошедшими в категорию с гарантированной прозрачностью, оказались 14 муниципальных образований. И опять в группе лидеров есть наши представители — Казань. Другие татарстанские города в рейтинге не участвовали.
Первое место — у столицы Хакасии города Абакана с 5 945 баллами. На втором месте — Киров с 5 607 баллами. Третье место и 5 185 баллов — у Курска. Казань буквально заскочила на подножку уходящего поезда, оказавшись в самом низу группы. Она заняла лишь 12-е место (4 600 баллов). Впереди оказались такие города, как Биробиджан, Хабаровск, Грозный, Саратов, Южно-Сахалинск, Краснодар, Ставрополь и Нальчик.
15 городов оказались в списке муниципальных образований с низкой прозрачностью. Самыми «непрозрачными» городами, по оценкам составителей рейтинга, оказались Владикавказ (2 835 баллов), Орел (2 823 балла) и Махачкала (2 702 балла).
«Непрозрачный» Первый канал и недотянувшие до рейтинга татарстанские госкомпании
Среди заказчиков, работающих в соответствии с 223-ФЗ, самым прозрачным оказалось московское транспортное предприятие «Мосгортранс». Его балл — 3 700. На втором месте — «Росатом» с 3 571 баллом. Третье место и 3 471 балл — у ГУП «Петербургский метрополитен». Также в список компаний с гарантированной прозрачностью вошли «Ростелеком», «Российские автомобильные дороги», «Российские сети» и «Внешэкономбанк».
Самыми непрозрачными из проанализированных компаний оказались международный аэропорт Внуково (1 929 баллов), «Объединенная зерновая компания» (1 928 баллов), и безоговорочный аутсайдер рейтинга — Первый канал с 950 баллами. Также в списке компаний с низкой прозрачностью — «Мострансавто», «Объединенная судостроительная корпорация», «АЛРОСА», «Роснано», ВГТРК. Всего в рамках компаний, регулируемых 223-ФЗ, оценивались 64 заказчика. Представителей Татарстана в этом рейтинге по какой-то причине не оказалось, хотя под действие 223-ФЗ попадают татарстанские ОАО «Генерирующая компания», АО «Транснефть-Прикамье», АО «Сетевая компания», ОАО «Татспиртпром», АО ОЭЗ «Иннополис» и многие другие, чьи объемы закупок оказались ниже, чем у компаний из других регионов.
«ТАИФ» выше «Татнефти»
Зато наши компании есть среди 106 коммерческих заказчиков, действующих в соответствии с собственными регламентами.
Уровень гарантированной прозрачности получили четыре из 106 компаний: «СИБУР Холдинг» с 6 456 баллами, «Уральская горно-металлургическая компания» с 5 367 баллами, «Пермский моторный завод» (4 567 баллов), «Челябинский трубопрокатный завод» (4 478 баллов). 46 компаний получили уровень низкой прозрачности, среди них — «Пивоваренная компания «Балтика», «САН ИнБев», «Соллерс», «Вимм-Билль-Данн», «Эвалар», «Фармстандарт» и другие. Самыми непрозрачными компаниями, по оценкам составителей рейтинга, оказались ОАО «Монди СЛПК» с 44 баллами, ОАО «Акрон» с 42 баллами, ОАО «Детский мир» с 40 баллами.
Самая прозрачная из проанализированных татарстанских компаний — группа компаний «ТАИФ» (4 124 балла). Компания попала в группу «высокой прозрачности». «Казаньоргсинтез» получил 1 733 балла, «Татнефть» — 1 415 баллов (у обеих компаний — «средняя прозрачность»). «Низкий уровень прозрачности» получил «Нижнекамскнефтехим», который набрал почему-то лишь 57 баллов.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
«Национальный рейтинг прозрачности закупок 2015» подготовлен в рамках проекта НАУЭТ «Национальный рейтинг прозрачности закупок» (НРПЗ). НРПЗ является независимым негосударственным исследовательским центром, специализирующимся в области экономического и правового анализа российского рынка государственных, муниципальных, корпоративных и частных коммерческих закупок. «Национальный рейтинг прозрачности закупок 2015» составлен за период с 01.07.2014. по 30.06.2015.
Главным аналитическим продуктом НРПЗ является составляемый ежегодно рейтинг прозрачности закупочной деятельности государственных структур и коммерческих компаний. Участниками этого рейтинга являются наиболее значимые федеральные, региональные и муниципальные закупщики, а также лидеры российского корпоративного сектора, крупнейшие частные коммерческие компании.
Два субъекта Российской Федерации, Республика Крым и город федерального значения Севастополь, не являются участниками НРПЗ 2015 в связи с тем, что для указанных заказчиков в настоящий момент проходит переходный период и положения 44-ФЗ будут применяться к ним с 1 января 2016 года.
Критерии оценки прозрачности зависят от того, к какому классу относится закупщик. Так, федеральные, региональные и муниципальные заказчики оценивались в рамках одних и тех же критериев. Таких критериев — 47. Среди критериев — доли контрактов, заключенных по начальной максимальной цене, доля отмененных процедур, доля контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства, доля закупок у единственного поставщика, различные параметры снижения стартовой цены и прочее.
Заказчики, регулируемые 223-им федеральным законом, оценивались по 17 критериям, многие из которых совпадают с критериями для государственных закупщиков. Дополнительно от заказчиков в рамках этой процедуры оценки требовались данные о положении о закупках, наличие плана закупок и отчетности по договорам.
Коммерческие заказчики также оценивались по 17 критериям. В этом случае не было критериев доли закупок у единственного поставщика и субъектов малого бизнеса. Зато были такие, как наличие информации о закупках на официальном сайте организации.