Новости раздела

«Катастрофическое положение у нас с языком. Татары еще умеют его защищать»

Зачем солист Марийского театра оперы и балета хочет вернуть своему народу старинный экзоним

«Катастрофическое положение у нас с языком. Татары еще умеют его защищать»
Фото: кадр из клипа «Черемис»

Сегодня в соседней с Татарстаном республике праздник — 100-летие Марий Эл. Клип на песню «Черемис», появившийся в этом году в соцсетях, ставит целью вернуть древнее название марийцев и переосмыслить историю. О чем эта песня и в чем задачи ее создателей — в интервью «Реальному времени» рассказали автор слов и исполнитель Вячеслав Созонов (солист Марийского театра оперы и балета имени Эрика Сапаева), его сын, композитор Григорий Архипов (дирижер оркестра театра), художник-постановщик и сценарист Иван Богомолов.

— Давайте я начну с того, что даже у меня есть связь с марийской историей. Моя родная деревня находится у Челнинского городища, как вам известно, здесь обитал Мамич-Бердей, князь, лидер черемисского сопротивления XVI века. Как я понимаю, сама песня появилась в 2018 году, к столетию национального областного съезда народа мари, когда было принято решение заменить название «черемисы» национально-историческим именем, этнонимом «марий». А вы, Вячеслав Тимофеевич, в 2018-м выступили на конференции, посвященной этому событию, и предложили вернуть старое наименование.

Созонов: — Да, в 1918-м, когда собрались молодые марийцы, было решено — мы сами себя так не называем, поэтому решили стать официально марийцами. А нашу героическую историю мы помним и гордимся тем, что нас называли черемисами. Потом это превратилось в издевку, когда мы себя называли марийцами, а люди продолжали называть нас черемисами. И я подумал, хватит уже. Надо поднять и поставить на вид, сказать: «Да, мы черемисы, героический народ. Потомки тех, кто в XVI веке за свою землю очень долго боролись».

— То есть вы в первую очередь связываете это с Черемисскими войнами?

Созонов: — Черемисы защищали Казань, с татарами стояли на крепостных стенах, проводили набеги. Для нас самое интересное, что после взятия Казани все народы Поволжья покорились, а черемисы еще 30 лет воевали против Ивана Грозного, пока силы не закончились. Гордимся мы этим. Дело в том, что нельзя замалчивать этот период истории. Марийцы плохо знают свою историю. Это не то, что мы хотим себя показать, что мы лучше всех. Мы не только об этом говорим.

Вячеслав Созонов: «Катастрофическое положение у нас с языком. Татары еще умеют его защищать. Мы перестали уметь защищаться, все гибнет, с языком полная катастрофа, в марийских деревнях дети говорят по-русски. С преподаванием проблемы. В нас возникла потребность как-то взбудоражить людей, немножко напомнить, что нельзя так, ребята, нельзя так».

Архипов: — Это попытка показать национальную гордость, что у нас была такая лихая история. Для того чтобы сейчас чувствовать себя крепко на ногах, чтобы смотреть в будущее, нам надо на что-то опираться. Это преклонение перед очень значительным в прошлом историческим событием. Это делается для того, чтобы у нынешней молодежи была какая-то основа, гордость за то, что мы очень ожесточенно сражались и до сих пор сохранили свою веру. Это самое главное. Песня и клип сделаны для того, чтобы умные люди это заметили.

Созонов: — Почему мы об этом напоминаем? Потому что язык исчезает. Катастрофическое положение у нас с языком. Татары еще умеют его защищать. Мы перестали уметь защищаться, все гибнет, с языком полная катастрофа, в марийских деревнях дети говорят по-русски. С преподаванием проблемы. В нас возникла потребность как-то взбудоражить людей, немножко напомнить, что нельзя так, ребята, нельзя так.

Архипов: — Как отец говорит, это не попытка превратить минус в плюс, это еще попытка возродить национальную память. Что будет с языком через поколение, через два поколения.

Дети совершенно об этом забудут. Это попытка немножко реанимировать эту историческую правду, напомнить людям, как должно было быть, какие у вас были сильные предки, как они сражались. А вы сейчас легко сдаетесь под глобализацией. Поэтому мы взялись за это и попытались сделать, ненавязчиво, но в то же время, чтобы нас услышали. Очень многие после выпуска этого видео писали в комментариях: мы раньше думали, что это слово оскорбительное, а после этой песни мы смело можем гордиться. Если на кого-то это повлияло, цель достигнута. Началась полемика, все стали немножко переосмыслять себя, к столетию это особенно важно. Где мы сейчас находимся, а что будет впереди?

Созонов: — Кто мы, откуда и куда мы идем?

Архипов: — Из всех соседей мы находимся, наверное, в одном из самых невыгодных положений. У чувашей все в порядке вроде бы становится с этим. У Татарстана тоже все понятно, вам виднее, конечно.

— Наверное, слово «марийцы» сейчас отражает некую советскую часть истории. А черемис — это история древняя, более сложная, связанная с язычеством. Мне кажется, что ваше желание — привлечь внимание к этому периоду. При этом в XX веке для Марий Эл было сделано много полезного.

Архипов: — В начале двадцатого века у марийцев не было никакого культурного и гуманитарного наследия, кроме, может, песен, которые кто-то записывал, текстов молитв. Советский период дал возможность вырасти и композиторам, и художникам. Конечно, это был ренессанс. Но теперь, находясь уже в новой эпохе, наше внимание приковывает больше то, что было до революции. Это становится гораздо более интересным, туда все поворачиваются. Я, как композитор, туда смотрю. Это информативный кладезь для любого художественного творчества.

— Давайте про песню расскажем. С чего она начиналась?

Созонов: — Ну, конечно, началось все с текста. У меня цель такая: у многих народов есть большие памятники. В Монголии, к примеру, стоит памятник Чингисхану. Я подумал: а какой в Марий Эл памятник, связанный с эпическим этапом истории? Строителю Йошкар-Олы, воеводе. А самому главному участнику этого периода, защитнику своей земли, — памятника нет. Луговым марийцам памятника нет. Почему это так? Я рассказал про это одному товарищу, редактору газеты. Говорю, надо начать с песни. Статью забудут через несколько дней. А песня будет крутиться каждый день, годами, неделями, закладываться в голову. Так возник текст. Моя идея фикс — чтобы в Йошкар-Оле стоял памятник воину-черемису. Пусть даже на одной площади с основателем. Я пытаюсь толкать эту идею. Но большого энтузиазма я не встречаю. Вообще, можно было в 90-е годы поставить, когда в национальных республиках началось возрождение. Просто, мне кажется, в то время идея никому в голову не пришла. А время было благодатное. Но, как говорят, лучше поздно, чем никогда.

Архипов: — Цель песни — донести эту мысль. Чтобы люди чувствовали, что надо что-то такое сделать.

Григорий Архипов: «Этим клипом мы говорим: вот они, современные марийцы. Умные, образованные, деловые. У них есть история, которой они гордятся».

— Я, правда, человек новой формации, я не очень понимаю, по мне, так лучше построить ресурсный центр для детей.

Созонов: — Я понимаю. Вот в Казани есть памятник Мусе Джалилю. В Башкирии — Салавату Юлаеву. Я считаю, это самые грандиозные памятники. Какой-то символизм должен быть. Чтобы люди пришли, постояли, посмотрели, сказали: да! Что-то заиграло в сердце, в голове.

— Теперь расскажите про клип, пожалуйста. У вас там серьезные мужчины в пиджаках, я сначала подумал, что это главы администраций.

Богомолов: — Задача была такова, чтобы визуальный ряд раскрыл песню. Я очень долго сидел, с раскадровками, никогда их столько не делал, а у меня опыт работы в Москве как художника-постановщика, он мне пригодился, конечно. Эта песня эпическая, которая показывает героический поступок целого народа.

Съемки назначены были только на один день, все было очень сжато. К нам приехал оператор из Москвы — Роман Сазанов. Мы пригласили — после кастингов — не профессиональных актеров, а родственников Вячеслава. И эту песню они услышали только на съемочной площадке.

Созонов: — Они все деловые люди, бизнесмены, дирижеры. Приехали на своих машинах.

Богомолов: — В комментариях пишут, что выглядит как «Бригада». Я даже не обратил внимания. Самое важное, что они не актеры, они не играли роли, как бы мы ни режиссировали. В течение дня они просто преобразились.

Чоткар-патыр. Фото mariuver.com

— Я был рад, что это и не был фольклорный клип!

Созонов: — Мы решили сразу отойти от этого фольклорного стиля. Хотя мой головной убор напоминает воинский убор наших предков. Никаких этнических узоров. Правда, у меня есть застежка, воинский оберег с солярным символом.

Богомолов: — Главный герой вне времени и пространства в образе, в темном костюме, он приглашает ребят, а они отзываются, собираются на набережной Йошкар-Олы, на берегу Кокшаги и едут.

Созонов: — Причем они не знали, что их ожидает. Не знали, куда ехать, а это километров 150. Погода мешала, все съемки проходили между дождями, когда мы заканчивали, темнело.

Иван Богомолов: «Задача была такова, чтобы визуальный ряд раскрыл песню... Эта песня эпическая, которая показывает героический поступок целого народа».


Богомолов: — Обратите внимание, как мы показываем главного героя на фоне озера Морской глаз, это как естественный природный амфитеатр для оперного певца. Тут же у нас есть мост через реку Илеть по Казанскому тракту — это символ пересечения потока людских судеб с бесконечным течением реки. Илеть воспета нашими классиками литературы, для нас это символ. Мы показали, какой красивой была эта земля, какие у нее были защитники.
Когда ребята встречаются с героем, он приводит их на могилу Чоткар-патыра. Они обращаются к богам и клянутся вернуть утраченную честь. Наш герой в финале, окрыленный, будто парит над просторами, словно птица.

Созонов: — Собственно, сама идея клипа появилась, когда я узнал, что у меня на родине, в Марий Эл, установили памятник Чоткар-патыру. Песня к тому времени уже крутилась на радио.

Архипов: — И этим клипом мы говорим: вот они, современные марийцы. Умные, образованные, деловые. У них есть история, которой они гордятся.

Радиф Кашапов
ОбществоИсторияКультура

Новости партнеров

комментарии 40

комментарии

  • Анонимно 04 ноя
    Черемисы защищали Казань, с татарами стояли на крепостных стенах
    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/192794-klip-cheremis-pochemu-my-pro-eto-napominaem-potomu-chto-yazyk-ischezaet По ту сторону тоже были черемисы, не только горные мари. Патыр Пашкан погиб в схватке с казанскими татарами, ему поставлен памятный знак.
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Черемисы защищали Казань, а касимовцы, мещеряки и служивые татары помогали его брать.
    Ответить
    Анонимно 27 дек
    Как Чермисы так и татары были с двух сторон ..промосковская партия и про Крымская .это была прежде всего Ордынская война которые разделила народы..по партиям как и сегодня происходит..разделяй и правь..
    Ответить
    Анонимно 03 дек
    сидите тихо своими ж. пока не грянуло. расхорохордились панимашь. войнушку поднять хоца. а. всё.
    Ответить
  • Анонимно 04 ноя
    Молодцы!!!
    Ответить
  • Анонимно 04 ноя
    Отрадно что люди так болеют за свои корни, историю и традиции
    Ответить
  • Анонимно 04 ноя
    Потрясающая песня, клип - превосходно, мурашки по коже
    Ответить
    Анонимно 04 ноя
    Согласен! Очень достойная
    Ответить
    Анонимно 05 ноя
    По мотивам сериала "Бригада"
    Ответить
  • Анонимно 04 ноя
    Черемисы !!!! Алга !!! Всевышний с Вами !
    Ответить
    Анонимно 04 ноя
    У них тоже есть «алга»?
    Ответить
    Анонимно 05 ноя
    "Ончыко!"
    Ответить
    Анонимно 05 ноя
    "Ура!" - ещё короче.
    Черемисы-марийцы трудолюбивый, гостеприимный народ, внесший за многие века большой вклад в развитие России.
    С юбилеем и успехов.
    Ответить
    Анонимно 03 дек
    сиди ж смирно и не разводи пожар. всё.
    Ответить
  • Анонимно 04 ноя
    Часть поволжских тюрок мусульман тоже приняли от диктаторов Ленина и Троцкого "старинный экзоним" - "татары".

    "После Октябрьской Революции, 4 ноября 1920 года, была образована Марийская автономная область. В 1922 году область сильно пострадала от охватившего Поволжье голода. В мае 1922 года в Марийской автономной области голодающими числились, по официальным данным, 466 486 человек (из них 164 429 детей)".

    С Юбилеем, черемисы-марийцы!
    Ответить
  • Анонимно 04 ноя
    Интеллигенты, которые растворились в окружающих народах не интересны, а вот такие люди и инициативы всегда интересны потому что вечно небанальны в услових ассимиляции как средства культурной войны.
    Ответить
    Анонимно 05 ноя
    Они не растворились, они занимались сохранением культуры, у которой до 20 века и письменности-то не было.
    Ответить
    Анонимно 05 ноя
    Война "культурной" не бывает.
    А культура не бывает "военной".

    Взаимодействие и взаимовлияние культур было всегда и надеюсь будет всегда - это двигатель прогресса, науки и культуры.

    И обмен генами между этносами был всегда, что предотвращает биологическую деградацию.
    Ответить
  • Анонимно 05 ноя
    Поро!
    Да, марийские образованные люди в XIX веке растворялись среди русских и татар. Это только черемисы-мари громко говорят, что профессор и известнейший ученый Казанского университета как Иван Николаевич Смирнов - настоящий черемис-мари. А в целом по России в ученом кругу будто этого не замечают и считают его русским учёным-историком.
    Или Стефан Кузнецов - величайший ученый-этнограф, выдающийся исследователь жизни, быта, истории народов Поволжья , в особенности черемис-мари. Всё пытаются выдаваь его за русского ученого, а он черемис-мари. Возьмите Сергея Нурминского - руководителя Вятской системы образования долгие десятилетия в XIX веке...
    Господа непросвещенные, вы опять туда же... ПИСЬМЕННОСТЬ МАРИ - с 1775 года. Не будьте невеждами, не надо на нацию смотреть свысока и перебирать факты.
    Ответить
    Анонимно 05 ноя
    А в 1775 году мари в каком государстве то существовали и кто им алфавит дал? Инопланетяне?
    Ответить
    Анонимно 05 ноя
    Всем народам - всем - кто-то дал алфавит.
    Надо радоваться, а не скандалить.
    Ответить
    Анонимно 05 ноя
    Согласен с другим ответившим анонимам. Русским тоже дали алфавит, если что.
    Ответить
    Анонимно 05 ноя
    И только татарам никто ничего не давал, все свое! Куда лезете своими примитивными суждениями-дал/не дал. Тут вопрос-когда дали? Если в 1775, значит дали русские. Не татары же, в самом деле. И тогда где источники на марийском языке хотя бы с этого года?
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Хорошо сказал.
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Первое, не могу понять почему все анонимно пишут.
    Второе, общество российское считает всех Русскими потому что, для нас все равны. А подтверждает это то что, Марийцы достигают значительных постов во всех областях жизни.
    Ответить
  • Анонимно 05 ноя
    Вы читали "Историю западной философии" в интерпретации Бертрана Рассела? Он в частности линию Сократа, Платона и Плотина возводит к Орфическому, доиндоевропейскому культу. Линия европейской культуры представлена Аполлоном. У Гегеля - это соответственно Раб и Господин и у постмодернистов-это постструктуралистская ризома и дискурс структурализма. В Йошкар-Оле сторонники этого изложения Европейской культуры-это местные олигархи, клан Швецовых и их клика и они стояли у власти, когда застраивали Йошкар-Олу и соответственно их вкусу и застроили город как дискурс господина, а марийская культура-это линия раба, и господин к нему относится с презрением
    Орфизм — религиозное направление, создателем которого по традиции считался Орфей, мифический поэт-песнопевец из Фракии. Греки считали его первым греческим поэтом, более древним, чем Гомер. С образом Орфея связаны многочисленные легенды. По легенде, он погиб, разорванный на части фракийскими женщинами, а его голова и лира переплыли через море на берег Лесбоса. Там его погребли, а Лесбос стал с той поры островом поэтов. Орфизм распространился в Греции в VII, а особенно в VI вв. до н. э., Космология (учение о рождении мира) орфиков гласила, что бесконечный и вечный Хронос (Время) породил Хаос и Эфир, а затем вылепил из них серебряное яйцо мира. Из него вылупился гермафродит Фан, бог света и любви, который породил Ночь, а в дальнейшем вместе с ней и другие живые существа и богов. Происхождение людей было связано с Дионисом-Загревсом, сыном Зевса и Персефоны. Враги Зевса, Титаны, разорвали и пожрали Диониса. В отместку Зевс спалил их молнией, а из пепла, в котором находились останки как Титанов, так и Диониса родились люди, отмеченные двойственностью натуры: титанической (тело; то, что низко и подло) и дионисийской (душа; то, что возвышенно и божественно). Предназначение человека — уничтожить в себе титанические начала и развить божественные. К этой цели вела жизнь в соответствии с орфическими принципами, среди которых был воздержание от употребления в пищу мяса и бобов, сохранение ритуальной чистоты и т.п. Жизнь есть наказание за преступление титанов, а тело — могила души. Началом подлинной жизни является смерть. После смерти душа предстает перед судом, и если она отягощена проступками, которые еще можно исправить, она приговаривается к новому телесному воплощению.
    Титаны, великаны лишённые разума-это неиндоевропейская, доставшаяся русской культуре от мери, муромы и мещёры, часть в душе русского человека, которую нужно уничтожить, а дионисийская часть, это европейская культура в русском человеке.
    Кант писал, что в сознании существуют априорные формы: качество, количество, отношение, модальность. Гегель выдвинул диалектическую модель: бытие, сущность, понятие и наконец Маркс: диалектический материализм, в котором 3 постулата: единство и борьба противоположностей, закон отрицания отрицания и переход количества в качество. Это и есть структура, основа структурализма и постструктурализм говорит, чтобы постичь истинное бытие, нужно выйти за границы априорных форм и объять бытие целиком. Постструктурализм с помощью игры в мифы и ритуалы удваивает реальность, то есть создаёт симулякр истинного бытия, а это философия трикстера-обманщика. Европейская культура-это структурализм, а титаны которых нужно искоренить-это философия трикстера-дурака. Поэтому застройка Йошкар-Олы не соответствует духу марийской( неевропейской культуры), а является её антагонистом.
    Уважаемый певун в клипе этого явно не понимает.
    Ответить
    Анонимно 05 ноя
    Нет в Йошке ничего марийского. Все советское или новострой из красного кирпича эпохи сумасшедшего застройщика. Царевококшайский острог и все. Не было у мари,или черемесов, если так хочется, городов. Жили в деревнях в условиях гомеостаза, молились в родах. Чего сейчас щеки раздувать о великой цивилизации. Типичные европейские индейцы
    Ответить
    Анонимно 06 ноя
    Все нормальные и адекватные народы перемешались, и живут дружно, одним половцам делать нечего и чем заняться не знают. Меньше праздновать надо и больше работать, как в Корее.
    Ответить
    Анонимно 30 янв
    Защем работать, иновасия надо изобретения применять
    Ответить
  • Анонимно 07 ноя
    К сожалению, изучая историю своего народа, в особенности о борьбе с русскими захватчиками, можно получить статью об экстремизме.
    Ответить
    Анонимно 09 ноя
    Получить статью за изучение истории своего народа?
    Как удалось минуя санитаров выйти в нет и написать такое?
    Если в рассудке, то в таком случае тебе придется отвечать за все злодеяния и унижения, невинно истребленных за огромный пласт времени.
    Ответить
  • Анонимно 15 ноя
    Требую вернуть древнеславянский, староцерковный, буквицу и глаголицу!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    Ответить
  • Анонимно 24 ноя
    Кто такие черемисы? Вроде бы марийцы себя называют "мари".
    Ответить
  • Анонимно 26 ноя
    Мы татары,когда боремся за свой язык,мы имеем в виду языки и других народов,которые ущемляются в пользу русского языка как во время советов.
    Ответить
    Анонимно 01 янв
    Вы Булгары и Финно угры , а татары это азиатский народ , нужно помнить свой народ , хотя бы просто так для информации .
    Ответить
  • Анонимно 27 ноя
    Черемисы, вот только вы не лезьте в политические историко-враные события, смешно. Сметут напрочь!
    Ответить
  • Анонимно 06 дек
    молодцы марийцы
    Ответить
  • Анонимно 18 дек
    Мне понравилось. За свою культуру и язык надо бороться.
    Ответить
  • Анонимно 01 янв
    Татарами называли разные народы , подчинённые Орде , большинство -финно угры , если же говорить про чистокровный народ -татар то они живут в Монголии возле озера Буй Нур , или рассеяны среди других народов , настоящие татары -монголоиды , гаплогруппа-C3 .
    Ответить
    Анонимно 17 янв
    Молодцы марийцы! Взялись таки за язык.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии