Новости раздела

Рафаэль Хакимов: «Впервые за последние десятилетия татары получили четко сформулированные цели»

Казанский историк ответил на нападки общественников, раскритиковавших документ, принятый на «Национальном собрании»

Рафаэль Хакимов: «Впервые за последние десятилетия татары получили четко сформулированные цели»
Фото: Максим Платонов

Принятие стратегии татар вызвало большой резонанс в татарском сообществе как в республике, так и за ее пределами. Большинство горячо приветствовали новость, но нашлись деятели, которые обрушились с критикой на документ «Татары: стратегия действия», утвержденный в рамках «Милләт җыены — 2020» («Национальное собрание — 2020») в минувшую субботу. В работе пленарного заседания форума участвовали президент Татарстана Рустам Минниханов и вице-премьер России Марат Хуснуллин. Скептики, в частности, ссылаются на то, что стратегию якобы не обсудили с общественностью, но в казанском Кремле это опровергли, подчеркнув, что документ является результатом совместного труда с представителями татарского сообщества. Научный руководитель Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов через «Реальное время» решил ответить на выпады критиков стратегии. По его мнению, татары могут найти в ней ответы на все вопросы. В авторской колонке, написанной специально для нашего издания, казанский историк обозначил все достоинства документа.

Непонятны требования включить все благие пожелания

На заседании «Национального собрания» («Милләт җыены») состоялось принятие документа «Татары: стратегия действия». Делегаты со всей России и зарубежья фактически единогласно поддержали документ, определяющий пути развития татарского народа. Это долгожданное событие, произошедшее в день празднования 100-летия нашей республики, никого не оставило равнодушным. Но, как это бывает, конструктивное обсуждение стратегии не обошлось без изрядной доли критики.

Плюрализм мнений — это всегда хорошо и полезно. Полемика обычно разворачивается при анализе серьезных, добротных документов.

На мой взгляд, главное достоинство стратегии — в убежденной декларации единства народа и четком целеполагании для каждого из нас, для всех, кто стремится сохранить свою национальную идентичность. Не просто сохранить, но и не потеряться в глобальном мире, быть конкурентоспособным, успешным. Это в первую очередь руководство к личному действию человека. Нетрудно заметить, что основные положения стратегии перекликаются и коррелируются с обобщающей авторской статьей нашего президента Рустама Нургалиевича Минниханова «Татары: верность традициям, уверенность в будущем».

Делегаты со всей России и зарубежья фактически единогласно поддержали документ, определяющий пути развития татарского народа. Это долгожданное событие, произошедшее в день празднования 100-столетия нашей республики, никого не оставило равнодушным

Поэтому мне непонятны требования включить в стратегию все благие пожелания от создания электронных книг на татарском языке до формирования полноценной системы национального образования, которые должны по большому счету фигурировать в специальных госпрограммах с особой строкой финансирования.

У нас в республике так и происходит. Утверждена программа сохранения национальной идентичности татарского народа, где учтены многие пожелания общественности и предусмотрено финансирование больших задач.

Серьезный прорыв очевиден в сфере образования в связи с созданием полилингвальных школ. Если попытаться включить в один документ все, что созидается и будет созидаться в Татарстане, то он составит не одну тысячу страниц.

Фото Рината Назметдинова
Серьезный прорыв очевиден в сфере образования в связи с созданием полилингвальных школ

Дает ориентиры

В бытность мою советником президента РТ Минтимера Шариповича тоже писалось много различных стратегий. Время было такое. Республика искала собственные пути социально-экономического развития. Так вот, ни одна из них не была больше 15 страниц. Даже знаменитая стратегия, подготовленная Гарвардским университетом, условно называемая «Татарстан: жизнь после нефти», представляла собой 12-страничную брошюру, без каких-то тяжелых цифр и конкретики. А ведь этот документ впоследствии способствовал полному структурному изменению нашей экономики.

Я знаком с рядом основополагающих стратегий и деклараций, посвященных проблемам и перспективам развития басков, каталонцев, казахов, башкир и других народов. В большинстве своем они написаны образным языком, полны призывов и лозунгов, обращены непосредственно к чувствам человека.

В этом смысле наша стратегия действия не выбивается из общего ряда, но меня как историка она подкупает обращением к историческому опыту наших предков.

Фото Максима Платонова
Простые на первый взгляд цели и смыслы становятся сложными для современного человека, едва успевающего за скоростями современного мира. Стратегия в этом случае дает ориентиры, напоминает о непреходящих ценностях

Конечно, вызывают недоумение некоторые высказывания, что документ «ни о чем». Как можно говорить так о важнейших маркерах нашей идентичности: прошлом народа, любимой семье, родном языке, культе науки и просвещения, труде и свободе?

Это ведь только на первый взгляд очевидные понятия. В повседневной жизни, в суете и текучке, они часто остаются за бортом сознания или никак не пересекаются друг с другом.

Поэтому такие простые на первый взгляд цели и смыслы становятся сложными для современного человека, едва успевающего за скоростями современного мира. Стратегия в этом случае дает ориентиры, напоминает о непреходящих ценностях.

Найдете ответы на ваши вопросы

Можно задаться вопросом, а почему же стратегия действия? Ведь в ней нет конкретных задач и планов их реализации со сроками исполнения. Ответ прост. Речь идет в первую очередь о личных действиях человека, о его большой внутренней работе, его убеждениях и устремлениях. Никто за нас не выполнит наш долг, ни социум, ни тем более государство.

Речь идет, в первую очередь, о личных действиях человека, о его большой внутренней работе, его убеждениях и устремлениях. Никто за нас не выполнит наш долг, ни социум, ни тем более государство

В начале ХХ века единство народа, грандиозные изменения в жизни татар основывались на осознанном подвижничестве всех слоев общества: купцов, крестьян, рабочих, мугаллимов, поэтов, имамов и шакирдов, общественных деятелей. Каждый из них, будь то творец поэтического слова Тукай или же благотворитель Ахмед Хусаинов, пламенный трибун Гаяз Исхаки или педагог-новатор Галимджан Баруди, каждый вносил в национальное дело частицу своей души, мечту о сохранении и прогрессе своего народа. И народ переживал пору своего духовного и культурного расцвета.

Великие герои нашей истории не сразу становились таковыми. Они проходили непростой путь своего духовного развития, размышляя об истории, предках, просвещении, религии и свободе, о судьбах нации. Они не ждали помощи со стороны, отдавая все свои силы общественному служению.

Фото Олега Тихонова
Великие герои нашей истории не сразу становились таковыми. Они проходили непростой путь своего духовного развития, размышляя об истории, предках, просвещении, религии и свободе, о судьбах нации

Я хочу обратиться к критикам стратегии татар. Прочитайте еще раз документ, внимательно, вдумчиво. Он лаконичен и понятен. Вы найдете в нем ответы на ваши вопросы.

Впервые за последние десятилетия татары получили четко сформулированные цели по сохранению идентичности, своего рода общий курс в будущее. Надо работать вместе, сообща, наполняя его новым содержанием.

Рафаэль Хакимов
ОбществоВластьИстория Татарстан

Новости партнеров

комментарии 32

комментарии

  • Анонимно 04 сен
    Рафаэль абый, что с тобой происходит. Да что с вами происходит. К чему нужна стратегия, если за ней ничего конкретного.
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Кто писал, кто автор Стратегии?
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    судя по тому что Хакимов хвалит эту стратегию , Хакимов сам писал . Других авторов он критиковал бы в пух и прах . М .
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    И как раньше без стратегии жили не понятно...
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Набежали, критики анонимы. Напишите в прессе свою точку зрения. Не кусайте изподтишка. Вы до сих пор не можете понять, что надо радоваться любому манифесту, говорящему о сохранении нации
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    В прессе писали. Или ты сам СМИ не читаешь? И в соцсетях писали.
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    Говорить мой пятилетний малыш тоже умеет. Нужны дела а не бла-бла. Открыли рядом с нами полилингвальную школу вот это стоящее дело.
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    Цензура не пропустит, че уж..
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Ты мне не тычь. Самто читал внимательно документ или только хором умеешь петь?
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Хорошая статья - вдумчивая, взвешенная, мудрая.
    Стратегия, разработанная для современных татар, подходит для любого этноса, решившего "закапсулироваться" от современного мира и превратится в единый организм-партию, ведущую борьбу за ресурсы.

    Сразу вспоминаются триединые стратегии "великой французской революции" - "свобода, равенство, братство" или славянофилов "самодержавие-православие-народность", взятая у евреефилов (именно они первые "закапсулировались" на основе единства светской, религиозной и народной власти - и похоже Человечеству других таких "капсул" просто не требуется).

    И конечно никакая стратегия любого этноса ныне невозможна без учета стремительных изменений Человеческой цивилизации в планетарном масштабе.

    Вся предыдущая история Человечества свидетельствует, что движение по пути научного, технического и технологического прогресса сопровождается слиянием этносов и языков в более крупные этносы, нации и языки.

    Встаёт вопрос - закончится ли это движение образованием на планете Земля единого народа с единым языком?
    Похоже, что закончится, но ускорять этот процесс насильственными методами нельзя - вернее можно, но ни к чему хорошему это не приводит - пример тому история развития государственности на современной территории РФ от Монгольской империи через Золотую Орду и Российскую империю к СССР ( марксистскому Советскому Союзу).

    Можно немного и подискутировать с уважаемым академиком Р.С.Хакимовым:

    "В начале ХХ века единство народа, грандиозные изменения в жизни татар основывались на осознанном подвижничестве всех слоев общества: купцов, крестьян, рабочих, мугаллимов, поэтов, имамов и шакирдов, общественных деятелей. Каждый из них, будь то творец поэтического слова Тукай или же благотворитель Ахмед Хусаинов, пламенный трибун Гаяз Исхаки или педагог-новатор Галимджан Баруди, каждый вносил в национальное дело частицу своей души, мечту о сохранении и прогрессе своего народа. И народ переживал пору своего духовного и культурного расцвета".

    Источник : https://realnoevremya.ru/articles/186045-rafael-hakimov-ya-hochu-obratitsya-k-kritikam-strategii

    Действительно так и было, как описал уважаемый Рафаэль Сибгатович, но было лишь до октября 1917 года, когда в свободной демократической Российской Республике (каковой стала Российская империя после февраля 1917 года) власть вооруженным путем захватили международные марксисты-террористы Ленин и Троцкий, когда огромная часть российского народа была вырезана по "классовому" признаку.

    Поволжские тюркские мусульмане в 1910-х годах уже сложились в единый этнос, с единым литературным языков, культурой и традицией.
    Различные группы поволжских тюркских мусульман де-факто стали единой нацией- произошло слияние мелких этносов в более крупную нацию, появился единый литературный язык.

    Но марксисты Ленин и Троцкий разделили (почему - другой вопрос) в 1919 - 1920 гг. единый этнос поволжских тюркских мусульман на "башкир" и "татар".
    И всю страну "интернационалисты" Ленин и Троцкий поделили, расчленили по национальному признаку.
    В 1922 году марксисты-диктаторы Ленин и Троцкий создали СССР и стали создавать из разделенных ими народов единую "советскую" нацию - что из этого насильственного пути получилось хорошо известно.

    Как не наступить на "грабли" в очередной раз? - за социальные марксистские эксперименты народы России заплатили жизнями многих десятков миллионов людей.
    Ответить
    Анонимно 07 сен
    Что вы говорите, все поливаете грязью наше славное прошлое. А между тем, согласно переписи, численность наличного населения на 12 января 1989 года составила 286,7 млн человек. За 10 лет, прошедших после переписи 1979 года, она увеличилась на 24,3 млн человек, или на 9 %. В 1990 году, когда трагедия распада СССР продолжалась, не смотря на протесты народа численность составляла 148,3 миллиона человек. А сегодня в современной России на 1 января 2020 года, по оценке Росстата, было 146 748 590 постоянных жителей. Сегодня, за 30 лет нет никакого прироста, даже убыль идет. Так когда был геноцид своего народа, при Советской власти или при сегодняшней власти кучки олигархата!?
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    "Американские ученые спрогнозировали сокращение населения России на 40 млн человек. Профессор Али Мокдад из Университета здоровья населения штата Вашингтон объяснил, что прогноз составлен на коэффициенте рождаемости".
    Источник : https://realnoevremya.ru/news/186302-za-80-let-v-rossii-ostanetsya-okolo-100-mln-chelovek
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    За кровавые марксистские социальные "эксперименты" начала 20 века приходится расплачиваться многим поколениям.
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    Ой, опять ты, международный марксист!
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    Вздрагиваете, когда читаете правду о преступлениях против Человечества международных марксистов-террористов?
    Соучастник?
    Бегом в синагогу, мечеть, церковь замаливать грехи.
    А потом каждый день три добрых дела.
    Может совесть и перестанет мучить...
    Но наказание неотвратимо - каждое преступление обязательно наказывается.
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Из новой программной статьи Президента:

    "«Безусловно, у Татарстана особая миссия в вопросе сохранения татарской культуры — мы остаемся центром притяжения для татар всего мира. Я посвятил этому отдельную статью, которая была опубликована в июле. Но Татарстан в равной степени дом для русских, чувашей, марийцев, удмуртов и других народов», — подчеркнул президент РТ".
    Этот фактор Минниханов назвал первой частью идеологии Татарстана.

    Вторая часть — это готовность трудиться. Третьей частью президент назвал стремление республики быть лидером, регионом социального и экономического благополучия".
    Источник : https://realnoevremya.ru/news/186304-prezident-tatarstana-napisal-esche-odnu-programmnuyu-statyu

    Новая стратегия подразумевает взаимодействие и взаимовлияние этносов, региональных цивилизаций, культур и традиций - эта стратегия и была движущий силой прогресса Человечества по пути Науки, Техники и Технологии.

    "Капсулирование" этносов, наций и региональных цивилизаций при таком подходе исключается - новая стратегия нацелена на движение по пути научно-технической революции.

    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    имею интерес - в 2020 году какие варианты стратегии татар еще возникли? Если иных нет - правильно приняли ту что есть... Работайте, братья.... Бер Ата - это слово брат по русски... вместе мы сила - так говорил Чингиз Хан
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    сила татар VS Либидо эволюции
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Как татары жили последние 500 лет без стратегии развития?
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Московский Кремль - это собрание интернационального сброда, космополитов, манкуртов воружённые псевдоидеологией Русского мира и под защитой православия на самом деле татар (если говорить честно) татар не воспринимают не только как народ, а вообще. Это правда, это серьёзно. Как некое недоразумение, которого не может быть в принципе. И когда татары что начинают заявлять и как -то пытаться позиционировать себя, это их сильно раздражает. Себя они считают русскими. Считают, что это их страна. Считают, о притезаниях других на что либо в России - это просто не серьёзно.
    Татары русским следовательно "конкурирующая фирма". К тому же почти тысячелетней историей их идеологами в русских воспитывалась неприязнь к татарам. Разве не правда?
    Поэтому татарам, в их нацстроительстве помощи со стороны государства ждать не стоит даже.
    Стратегию татарского народа можно написать ещё короме. Ибо она должна базироваться на 4 вещах, вращаясь вокруг них:
    - национальный университет, для укрепления интеллектуальной прослойки, и
    - Ислам, систематического его как расширения, так и улучшения качества.
    - национальный театр, где должны конструироваться смыслы и идеология татарского народа.
    - национальный бизнес ( его ещё нужно придумать), которым бы занималась более 50% народа.

    Габдель Юссон.
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    Ну зачем так агрессивно?
    И прописные истины надо мягче излагать.
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    и грамматику подучить не мешало бы.
    А то из-за смешных ошибок весь пафос пропадает.
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    Осенью активизировались городские сумасшедшие
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Каждый может вносить свою долю в общее дело. Поэтому составной частью Стратегии татар должен стать Кодекс татарина. Он был разработан в начале десятилетия, но тогда не получил должной огласки и признания из-за боязни прослыть "нациком" в глазах Москвы.
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Спрячьте стратегию, а то башкиры слямзают.
    Ответить
    Анонимно 04 сен
    Они сейчас от этого опасения кумысом подавились
    Ответить
  • Анонимно 04 сен
    Я Хакимову РС полностью доверяю.
    Ответить
  • Анонимно 05 сен
    С термином (прозвищем, кличкой - кому как нравится) "татары" у так называемых ложным именем "татар" нет будущего. Из-за насильственного навязывания булгарам термина "татар" вряд ли у мифических татар будет полноценное развитие как успешного народа. Для успешного, поступательного движения вперед "татарам" необходимо вернуть истинное имя, историческое самоназвание - булгары! Наши булгарские отцы и прадеды будут благодарны...
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    Не надо мудрствовать лукаво и отвечать за всех татар.
    Ответить
    Анонимно 06 сен
    А то пахнет плебейством.
    Ответить
  • Анонимно 05 сен
    Стратегия - вообще какая-то дичь
    Ответить
  • Анонимно 06 сен
    Сколько лет разрушали,на тебе стратегия, в Казани есть единственная государственная книжная издательство где печатаются татарские книги ,последние года сокращают корректоров,татарском отделе осталась 7-8 корректоров на 8 миллионной татарский мир,нонсенс,а вы говорите стратегия.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии