Новости раздела

«ИГИЛ нельзя рассматривать как боевиков, как бородатых идиотов, которые ходят и стреляют»

В Казани в Академии наук РТ собрались ученые из Иордании, Армении, Москвы, Севастополя, Астрахани, Новосибирска и Казани, которые обсуждали тему «Процессы радикализации религиозных движений на Ближнем Востоке: угрозы и вызовы». Тема, скажем так, достаточно злободневная на фоне военного участия России в сирийском конфликте. Большинство экспертов, которых внимательно слушала корреспондент «Реального времени», уверены, что ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) возник не на пустом месте: главную роль сыграл идеологический кризис, да и США не остались в стороне. Между тем организация становится все более влиятельной, и в некоторых восточных странах уже начали поговаривать, что Россия сама поддерживает ИГ.

«80% мировых СМИ контролируется США»

Первый спикер — профессор, доктор в области международного права Махафзах Омран, приехавший из Иордании, начал свое выступление с довольно смелых и однозначных суждений. По его мнению, конфликт на Ближнем Востоке можно рассмотреть как конфликт двух идеологий. С одной стороны, это США и их стратегические проекты на Ближнем Востоке, с другой — стратегия России и Китая. По его словам, жители Иордании поддерживают именно вторую модель.

— Можно сказать, что в Иордании население поделилось на 2 категории: на тех, кто поддерживает вмешательство и считает это положительным явлением, и тех, кто не поддерживает и выступает против, но это происходит потому, что западная информационная машина работает очень активно и может влиять на их выбор, — рассказал Махафзах. Кроме того, он уверен, что несмотря на критику со стороны европейских держав и Америки, Россия совершила правильный выбор, вступив в военный конфликт в Сирии. Он абсолютно уверен в том, что Россия имеет полное право на вмешательство в вооруженный конфликт в Сирии.

— С начала «арабской весны» и кризиса в Сирии все принимали участие, кому не лень: это и Европа, и США, региональные субъекты и весь арабский мир. Возникает такой вопрос — почему Россия не имеет права? После непосредственного вмешательства России уже есть существенные результаты — появился шанс на восстановление сирийской государственности, — считает Омран.

Ученый из Иордании ключевую роль в судьбе Ближнего Востока отводит Египту как региону, наименее подверженному влиянию со стороны Соединенных Штатов. Именно с Египтом Россия, в том числе и Татарстан, могут выстраивать партнерские отношения, считает Омран. Но России стоит обратить внимание и на ближайших соседей. По словам Омрана, после распада СССР и утраты коммунистической идеологии в странах СНГ появился раскол, чем не преминули воспользоваться радикальные исламисты.

— Ислам используется для дестабилизации не только Ближнего Востока, но и стран СНГ. Социальное сознание формируется СМИ, 80% мировых СМИ контролируется США, — отметил Омран.

«ИГИЛ нельзя рассматривать как боевиков, как бородатых идиотов, которые ходят и стреляют»

Интересно, что следующий спикер — доцент кафедры исторической, философской и социальной науки Гуманитарно-педагогического института Севастопольского государственного университета Аммар Канах — тоже оказался выходцем из Иордании. Он уверен, что в мире недооценивают опасность, которую представляет ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация).

— Я рассматриваю ИГИЛ не только как террористическую организацию, а как новое социально-религиозное явление, которое начинает развиваться на уровне институтов. Мы говорили много раз, что их нельзя рассматривать как боевиков, как бородатых идиотов, которые ходят и стреляют. У них очень четкая программа, которую они уже поэтапно реализуют, потому что переход от организации до института — это уже серьезно. У них институты финансовые, административные, шариатские работают очень слаженно. Местное население уже чеканит деньги, у них свои паспорта, номера машин. Они демонстрируют всем, что они не организация — они дошли до понятия «государственность», — утверждает Аммар.

По его мнению, ИГИЛ опасен именно тем, что уже превратился в идеологию, которой мир ничего не может противопоставить. Он подчеркнул, что на сегодняшний день ИГИЛ может отвечать на потребности как мусульман, так и не мусульман. «Авиационных бомбардировок мало. Надо работать с идеологической платформой», — считает ученый.

Схожей позиции придерживается и доцент кафедры философии и истории Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики Сергей Чудинов. В своем докладе он высказал мнение, что появление радикальных течений стало следствием смены модернизма на постмодернизм: хаос возник после исчезновения ценностей, которые были у человечества еще со времен эпохи Просвещения, место «рацио» заняли радикализм и национализм.

В чем Турция обвиняет КГБ?

— Буквально 10 дней назад я летела на самолете в Стамбул одной из турецких авиалиний. Взяла, естественно, прессу, пресса была на русском языке, но турецкая. С интересом прочитала одну из статей, в которой был описан страшный теракт, который 10 октября произошел в Анкаре, было более 100 погибших, более 500 раненых. Фактически виновником является террорист-смертник из ИГИЛ. Но в статье написано, что виновником на самом деле является Россия, — так начала свое выступление ведущий научный сотрудник Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета Вероника Цибенко.

По ее словам, в Турции виновность России доказывают по-разному. При этом находятся даже те, кто считает, что это российские спецслужбы (оказывается, их в Турции по старинке называют КГБ) организуют теракты. Часть населения придерживается мнения, что Россия, поддерживая режим Башара Асада, создает почву для действий ИГИЛ, поскольку если бы власть заняла умеренная оппозиция, надобность в ИГИЛ отпала бы сама собой. Для чего России нужно организовывать теракты в Турции? По словам Цибенко, сами турки отвечают на этот вопрос так: «Чтобы порвать связи Турции с ИГИЛ». Высказываются и такие предположения, что Россия намеренно окружает Турцию, чтобы в будущем бомбить и ее. В качестве доказательств приводятся Крым, Армения, где существуют российские военные базы, и Сирия, которая может использоваться как подступ к турецким территориям.

Цибенко признала, что в Турции все же предпринимаются меры по борьбе с ИГ. Тут она вспомнила «черные списки», в которые вошли граждане России, вступившие в террористическую организацию, их отслеживают в аэропортах и вокзалах. Тем не менее, она отметила, что даже президент Турции Тайип Эрдоган подозревается жителями страны в косвенном содействии ИГИЛ.

ИГИЛ вербует россиян «Истоком»

Серьезную обеспокоенность ученых вызывает тот факт, что число тех, кто перешел на сторону ИГИЛ, увеличивается и в России.

— Появился ИГИЛовский журнал на русском языке, который называется «Исток». Если я не ошибаюсь, его первый номер вышел в июне этого года. Журнал выставлялся в «Твиттере». В нем дается самая общая информация для того, чтобы объединить и привлечь на свою сторону как можно больше мусульман, — рассказывает заведующий отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Дамир Шагавиев.

По данным Аммара Канаха, всего в России функционирует 38 русскоязычных сайтов ИГИЛ. Эти сведения подтвердил и замдиректора Центра исламоведческих исследований АН РТ Ильшат Мухаметзарипов. Он рассказал, что чаще всего на таких сайтах выставляются ролики, которые призваны оправдать действия экстремистов. Для этого террористы не гнушаются и тем, чтобы создавать положительный образ, снимая сцены, где боевики мирно играют с детьми.

На сегодняшний день единственным способом борьбы с ними остается блокировка контента, констатирует Мухаметзарипов. Чаще всего жертвами вербовки становится молодое поколение, потому что агенты ИГИЛ обращаются к их первоочередным духовным запросам. По мнению эксперта, прежде всего, молодым людям предлагают определенность, которую они очень часто не могут найти в окружающем мире.

Гуландам Зарипова, фото автора

Новости партнеров