Новости раздела

Минтимер Шаймиев: «Все мы жили надеждой сохранения СССР, а что было потом — это нарушение»

В Госсовете Татарстана отпраздновали день Конституции республики

Минтимер Шаймиев: «Все мы жили надеждой сохранения СССР, а что было потом — это нарушение»
Фото: realnoevremya.ru/Михаил Козловский

Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев признался, что сожалеет из-за распада СССР. На торжественном заседании в Госсовете Татарстана в честь дня Конституции РТ и 15-летия Конституционного суда РТ он рассказал, как во времена перестройки Татарстан выстраивал отношения с федеральным центром и боролся за привилегии для республики. Сейчас же депутатам Госсовета и судьям стоит быть настойчивее в отстаивании интересов республики, считает он.

А Калинкин не пришел

Торжественные мероприятия проходили сегодня в малом зале Госсовета РТ. Советский антураж помещения (раньше в нем проходили заседания татарстанского парламента) органично дополняли торжественные и высокопарные речи о важности Конституции как основного документа республики, татарстанского самоопределения и создания Конституционного суда в РТ.

В зале собрались ключевые депутаты республиканского парламента, чиновники, главы госкомпаний и судьи. Среди них — бывший министр спорта, председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Рафис Бурганов, ректор КФУ Ильшат Гафуров, бывший прокурор РТ Кафиль Амиров и его преемник Илдус Нафиков, уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов, гендиректор ТНВ Ильшат Аминов, глава агентства «Татмедиа» Айрат Зарипов, министр юстиции РТ Лариса Глухова и др. Однако были и пустые кресла. Так, на торжество не пришел, к примеру, руководитель исполкома Казани Денис Калинкин. Видимо, сказывается занятость перед приемом «Ливерпуля». Футбольное действо перевесило воспоминания о суверенитете.

«Первый раз в жизни руковожу Минтимером Шариповичем, прям неудобно и волнительно»

Во вступительном слове премьер-министр РТ Ильдар Халиков, возглавляющий президиум, напомнил, что в 1992 году Татарстан первым из регионов России смог получить «гарант независимости и главный закон» — Конституцию РТ. «Главной отличительной особенностью нашего основного закона стало то, что он сумел объединить людей разной национальности. Неизмеримо вырос авторитет и престиж Татарстана и его народа, мы стали узнаваемы на международном уровне. У нас есть, чему учиться, и есть амбиции и перспективы. Мы стали одним из лидирующих субъектов РФ», — торжественно объявил он.

Говоря о Конституционном суде, который был образован в РТ в 2000 году (но только через 8 лет после появления в федеральном законодательстве такой возможности — прим. ред.), он отметил, что суд стал одним из лидеров среди регионов по количеству принятых решений. Однако за все 15 лет их оказалось всего 163. По меркам обычных судов такие цифры отнюдь не кажутся впечатляющими, однако, как сказал Халиков, дело в том, что Конституционный суд «судит не людей, а законы».

Как часто бывает на торжественных и памятных мероприятиях, ключевую речь произнес первый президент и государственный советник Татарстана Минтимер Шаймиев. «Первый раз в жизни руковожу Минтимером Шариповичем, прям неудобно и волнительно», — улыбнулся Халиков, пока тот шел к трибуне. «Пока отсутствует президент республики, все по закону», — ответил Шаймиев.

«Он мог остаться, но сказал «нет»

Затем первый президент Татарстана стал вспоминать, как происходило формирование тех отношений между федеральным центром и Татарстаном, которые есть сейчас. «Образование 15 лет назад Конституционного суда было продолжением цивилизованно-правового развития нашей республики, на который мы ступили в конце 80-х годов: обретение достойного нашей республики статуса. Говорить о демократии и не иметь собственного Конституционного суда — ущерб», — заявил он.

Шаймиев вспомнил, что основой для конституционного строя республики стал референдум 1992 года. «Вы знаете, какое-то время мы все жили надеждой сохранения СССР, тем более большинство граждан тогда на всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года проголосовало за это. А что было после — это нарушение. Как и тогда, сегодня я убежден, что создание нового союза на основе подготовленного всесоюзного договора, это я говорю как непосредственный участник и соавтор… реально наша республика могла бы изменить статус. Этот вопрос я знаю изнутри», — внезапно заявил он, явно на что-то намекая. Потом, после путча, ситуация изменилась, признал он.

«Наша Конституция должна была закрепить право республикам самостоятельно определять своей политический и экономический статус. На мой взгляд, в те годы это стало нашим самым решительным шагом в развитии нового Татарстана», — сказал Шаймиев. Он не скрывал, с какими трудностями пришлось столкнуться после развала СССР. Так, например, вспоминая начало 90-х, он напомнил, что бывший прокурор Татарстана Сайфихан Нафиев (в будущем — первый председатель Конституционного суда РТ — прим. ред.) ушел со своего поста именно из-за несогласия с изменением Конституции Татарстана во времена перестройки. «Он мог остаться, но сказал: «Нет. При той нерешенности, которая есть, я этого не смогу», — вспоминает Шаймиев. «С учетом проблем и вопросов разграничения полномочий, возникающих в ходе законодательной деятельности как на федеральном, так и на республиканском уровне, хотел бы пожелать депутатам Госсовета и членам Конституционного суда более настойчиво и с принципиальных позиций отстаивать нормы Конституции Татарстана, которая обеспечивает его устойчивое развитие», — заявил он напоследок.

Несказанная шутка Кафиля Амирова

Последующие выступления председателя Конституционного суда РТ Фархата Хуснутдинова, Верховного суда РТ Ильгиза Гилязова, зампредседателя Госсовета РТ Риммы Ратниковой и других были во многом похожи: благодарность руководству и слова о важности законов и властных институтов республики. Оживился зал лишь после слов министра юстиции РТ Ларисы Глуховой (в честь дня рождения Конституционного суда — прим. ред.) о том, что «15 лет — это срок»: опытные юристы посмеялись над аналогией с терминологией из уголовного кодекса.

Халиков даже пошутил, что Кафиль Амиров хотел бы дополнить шутку словами «организованная группа лиц с предварительным сговором». Судя по улыбке Амирова, он, и правда, мог: бывший прокурор Татарстана известен своим веселым нравом и хорошим чувством юмора. Когда заседание было окончено, госнаграды с букетами вручены, а подарки розданы, корреспондент «Реального времени» оставил гостей наслаждаться фуршетом, который организовали для них прямо в холле перед малым залом.

1/19
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
  • Михаил Козловский
Дина Валиуллина, фото Михаила Козловского

Новости партнеров