Новости раздела

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: машины с урожаем прибыли на Набережночелнинский элеватор, 1963 год

Проект «Реального времени»: от Татарии — к Татарстану. Часть 173-я

Фотомарафон «100-летие ТАССР»: машины с урожаем прибыли на Набережночелнинский элеватор, 1963 год
Фото: Из фондов Историко-краеведческого музея города Набережные Челны

Самое старое предприятие в Набережных Челнах (если не считать Затона и судоремонтных мастерских) — это элеватор. Это единственный сохранившийся доныне памятник промышленной архитектуры города, который сегодня включен в государственный охранный реестр местного значения.

Градообразующее предприятие второго по величине города республики — КАМАЗ. Но еще за полвека до него экономику этих мест определяли удобная пристань и огромный элеватор, один из крупнейших не только в Поволжье, но и во всей тогдашней России. Мензелинское уездное земство планировало построить большой элеватор при Челнинской пристани еще в 1887 году. Емкость его планировалась на уровне 1 миллион 300 тысяч пудов (это почти 21 тысяча тонн).

Правда, широкие планы земства упирались в совершенно неприличные по тем временам деньги. Естественно, их не было, а центральные органы власти не торопились выдавать земству ссуду. Но в 1910 году к элеваторному вопросу в стране централизованно подключили Государственный банк, в чьей структуре внезапно появился отдел зернохранилищ. Строить их предполагали на крупных железнодорожных станциях и на удобных пристанях: через такие транспортные хабы было удобнее всего распределять потоки зерна по огромной стране. В челнинском затоне пристань была идеальная. Поэтому и элеватор при ней построили одним из первых.

Элеватор и лестница на пристань, 1963 год

Емкость его превзошла самые смелые ожидания земства: 2 миллиона пудов (около 32 тысяч тонн), в час он мог принимать 8 тысяч пудов ржи (128 тонн). Это был третий по величине элеватор в России после Самарского и Новороссийского. Обошлось строительство более чем в полтора миллиона рублей. Участок земли выделили в 1914 году, на стройку собрали людей (в 1915 году здесь работали полторы сотни военнопленных).

Элеватор строили 4 года. В строй его запустили за месяц до революции, в сентябре 1917-го. Разумеется, новой власти он тоже очень пригодился. Устроенный по последнему слову тогдашней техники, хорошо оборудованный и даже электрифицированный, он обеспечивал не только эффективную просушку, обработку и хранение зерна, но и его транспорт по крупным речным артериям: например, в 1918 году отсюда вывезли зерно в голодающую Москву.

Напряженно он работал в годы Великой Отечественной войны. В его закромах концентрировалось зерно, которое обеспечивало производство хлеба, круп для действующей армии, для работы городских хлебопекарен, здесь хранился государственный семенной фонд. Запасы зерна в хранилищах элеватора охранялись по всем строгостям военного времени. Тогда у элеватора исчез почтовый адрес: официально он стал одним из тысяч безликих а/я, для секретности.

Строительство складов и транспортерных галерей, 1963 год

После войны Челнинский элеватор продолжал бодро работать: его понемногу модернизировали, достраивали к нему новые склады, построили транспортерные галереи. Он и по сей день остается одним из уважаемых предприятий города — вполне себе действующий памятник, который старше самого города.

Людмила Губаева
Справка

За помощь в подготовке материала редакция благодарит Историко-краеведческий музей города Набережные Челны, лично его директора Юлию Капитову и главного хранителя Наталью Микрюкову.

Мы будем рады участию наших читателей в наполнении фотопроекта. По вопросам фотомарафона обращайтесь по адресу gubaeva@realnoevremya.ru.

ОбществоИстория Татарстан
комментарии 3

комментарии

  • Анонимно 07 фев
    Ого, автопарк какой большой был!
    Ответить
  • Анонимно 07 фев
    Очень интересно и познавательно.
    Спасибо.

    Не знал такую впечатляющую историю челнинского элеватора, включённую в продовольственную программу всей России аж с конца 19 века.
    И какой бурный рост экономики и строительства в начале 20 века!
    И элеватор. построенный в 1913 году действует и поныне!

    Начало 1960 годов это тоже бурное развитие промышленности в СССР.
    Планы марксистской Мировой революции окончательно отброшены и коммунисты "нацелились" на долговременное мирное сосуществование двух систем - социализма и капитализма.
    А для этого надо было повышать материальное благосостояние граждан СССР - строить жильё, увеличивать зарплату, выпускать комфортную красивую одежду, обеспечить вдоволь едой и т.д.
    Начались лучшие годы для советских людей.

    Соревнование в космосе СССР с США тоже было не только созданием межконтинентальных ядерных ракет, но и борьба за умы людей.

    В 1963 году была запущена и испытана советская твёрдотопливная ракета и полетел в космос на жидкотопливной ракете В.Ф.Быковского (позывной "Ястреб") и В.В.Терешковой (позывной "Чайка" - так стали называть и часы, выпускаемые на малой родине первой женщины-космонавта в г. Угличе).

    Быковский летал в Космос 14 июня 1963 года.
    Терешкова - 16 июня 1963 года.

    На первой фотографии виден только портрет Быковского - следовательно Терешкова ещё не летала - и фотография сделана в период 14 - рано утром 16 июня 1963 года (а может и было уже сообщении о полёте Терешковой, но плакат ещё не успели сделать).
    Молодец фотограф - запечатлел Исторический момент!
    Все советские люди искренне радовались каждому полету Человека в Космос!

    Про испытания межконтинентальных баллистических ракет, несущих водородные и атомные бомбы, в то время не сообщалось - только об завершающих успешных испытаниях в двух строчках.

    У граждан СССР наконец-то появилась уверенность в завтрашнем дне - они поверили, что завтра войны не будет - ни Мировой революции, ни Мировой атомной войны.
    Хотя руководители Китайской Народной Республики в лице Мао Дзэдуна и предлагали новому руководству СССР начать Мировую ядерную войну с США и превратить Мировую войну, как учили Ленин и Троцкий, в Мировую марксистскую (коммунистическую) революцию.

    Но руководство СССР окончательно отказалось от планов Мировой Революции - что и спасло мир - Человечество и планету - от полного уничтожения.

    Вот ведь какие ассоциации навеяли Исторические фотографии и текст...
    Спасибо за ежедневный фото-марафон "100-летие ТАССР).

    Кстати - промышленность Казани и Республики активно участвовала в "освоении" космоса во всех его проявлениях - и военном, и мирном - наверное об этом можно сейчас говорить.

    Ответить
  • Анонимно 07 фев
    Очень интересная архитектура челнинского элеватора постройки сентября 1917 года - интересно это типовой проект или индивидуальный заказ?

    В любом случае челнинский элеватор имеет "своё лицо" в отличие от "хрущовок" и современного хай-тека.
    Приятно для глаза смотреть на челнинский элеватор - надо будет заехать посмотреть в "живую".
    Спасибо за "подсказку", где можно посмотреть сохранившиеся Памятники истории, культуры Казанской губернии, ТАССР и РТ.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии