Новости раздела

Alibaba, Amazon и Ebay для сельского хозяйства: кооператорам простимулируют экспорт с помощью онлайн-площадок

В Казанском кооперативном институте на семинаре-практикуме обсудили, как помочь фермерам выйти на международный уровень

Alibaba, Amazon и Ebay для сельского хозяйства: кооператорам простимулируют экспорт с помощью онлайн-площадок
Фото: Казанский кооперативный институт

Основным импортером республиканской сельхозпродукции в 2019 году стала Латвия, а с Ираном научились обходить санкции за счет регистрации компаний партнеров в Татарстане. Вместе с тем общий объем экспорта при амбициозных планах в РТ снизился, помочь нарастить его усиленными темпами призваны новые внедренные стандарты и меры поддержки, которые увеличат присутствие татарстанских товаров на международных онлайн-площадках. Подробнее об этом рассказали на семинаре-практикуме в ККИ, традиционно устраивающем мероприятия, ориентированные на развитие бизнеса фермеров-кооператоров. Подробности в материале «Реального времени».

Ставка на международные онлайн-площадки

Накануне представители республиканских министерств, ведомств и предприниматели подробно разбирали, как помочь малому бизнесу в сфере сельского хозяйства выйти на экспорт. В прошлом году президент Татарстан Рустам Минниханов поставил задачу вывести к 2021 году плановый показатель по экспорту сельхозпродукции на уровень $327,7 млн, а к 2024 году — на $360 млн. Пока же объемы составляют порядка $180 млн. В этой связи в работу активно включен Казанский кооперативный институт, не только курирующий сельскохозяйственные кооперативы, но и обучающий более 2 тысяч студентов таможенному делу, неразрывно связанному с экспортом.

Открывая семинар-практикум, ректор ККИ РУК Алсу Набиева отметила, что в ходе выполнения поставленных задач в республике сталкиваются с множеством сложностей, которые необходимо решать путем диалога всех задействованных структур и формированием общих рекомендаций, направленных в первую очередь на помощь малому бизнесу.

Ректор ККИ РУК Алсу Набиева отметила, что в вопросах экспорта важно ориентироваться на экспертные мнения, опыт и существующую практику

— Конечно, нам очень важны экспертные мнения, опыт и практика, в том числе и мировая, чтобы понять, каким образом решаются вопросы в плане ориентации продуктов на экспорт, — объяснила спикер необходимость подобных мероприятий.

Подробнее о мерах поддержки бизнеса Министерством экономики РТ рассказал начальник отдела развития институтов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Департамента развития предпринимательства и конкуренции Артур Гайнов. Он начал с не очень позитивных цифр. Так, в прошлом году общий объем экспорта составил $11,4 млрд, тогда как в 2018 году — $14 млрд. Таким образом, показатели снизились на 18%. При этом объем несырьевого экспорта был на уровне 57%, что Гайнов оценивает положительно. В 2018 году в Татарстане зафиксировано 766 представителей малого и среднего бизнеса, ориентированных на экспорт. В прошлом году их количество не изменилось.

— Можно сказать, что данная цифра не увеличивается. В основном работают те МСП, которые ранее вышли на экспорт. Они расширяют географию поставок, в том числе через наш Центр поддержки экспорта, — заметил представитель Департамента развития предпринимательства и конкуренции.

Среди мер поддержки спикер отметил четыре: выставки и ярмарки, создание мультиязычного сайта, своего представительства за границей и размещение товара на маркетплейсах. В последнем случае фермеры и кооператоры, как и другой малый бизнес, могут рассчитывать на полное финансирование затрат на размещение продукта на таких международных площадках, как Alibaba, Amazon, Ebay. В этом году также рассматривали размещение товаров МСП на Ozon и Wildberries, но пока этого не случилось.

Артур Гайнов рассказал, что фермеры и кооператоры могут рассчитывать на финансирование затрат на размещение продукта на Alibaba, Amazon, Ebay

— Очень долго велись переговоры, будут ли эти площадки выходить на международный уровень, мы хотели быть пилотным регионом. К сожалению, на данный момент это не реализовалось, но, думаю, мы с Ozon и Wildberries идем в нужном направлении. Планируем, что в 2020 году они все-таки будут выходить на международный уровень. Попробуем охватить хотя бы отдельные страны, — рассказал Артур Гайнов.

Мостик с Ираном и новые стандарты для экспорта

Дополнила картину по существующей в Татарстане ситуации с экспортом Александра Глушкова, главный государственный таможенный инспектор отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений таможни. По данным Приволжской электронной таможни, в прошлом году татарстанскими экспортерами за границу вывезено 288 млн тонн сельхозпродукции.

Основным импортером стала Латвия, куда отправлялись подсолнечный шрот, рапсовое масло, семена льна. На втором месте оказался Казахстан с импортом растительного масла, кондитерских изделий и домашними видами крупного и мелкого рогатого скота. Азербайджану продавали пшеницу, готовую рыбную, мясную и другую продовольственную продукцию, Вьетнаму — подсолнечное масло и соусы, Ирану —ячмень, чечевицу и нут, Таджикистану — кондитерские изделия, а Туркмении — домашние виды крупного рогатого скота. Поделившись статистикой, Александра Глушкова вкратце объяснила, что требуется сделать фермерам, чтобы без проблем экспортировать свою продукцию, и беседа плавно перетекла в обсуждение вопросов представителей малого бизнеса.

Обращаться за помощью в налаживании экспортного моста также можно в Департамент сотрудничества с внешними рынками Корпорации экспорта Татарстана, отметил ее директор и представитель в Иране Бенджамин Гаффариан. По его словам, им облегчил работу тот факт, что в 2019 году в республике, как и еще в 10 субъектах России, внедрили региональный экспортный стандарт 2.0 — методические указания, которые должны помочь увеличить экспортные обороты. Насколько действенны будут такие методы, учитывая, что пока в экспорте показатели не радуют — покажет время. Но Бенджамин Гаффариан уверяет, что если раньше им приходилось идти по пути проб и ошибок, то сейчас у них появился реальный стандарт для работы.

Среди прочего приглашенных бизнесменов интересовало, как на экспорт в Иран влияют санкции США

Среди прочего приглашенных бизнесменов интересовали совсем не стандарты. Поскольку спикер налаживает работу с иранскими клиентами, у него спросили, как на экономическое сотрудничество Татарстана и Ирана влияют санкции США. Так выяснилось, что препятствия обходят за счет создания иранцами своих компаний в России, которые выкупают продукцию и сами отправляют в республику. Безусловно, это влияет на показатели по экспорту, но и с этим в РТ научились бороться. Бенджамин Гаффариан говорит, что они привлекают иранских партнеров на «прописку» в Татарстан.

После представителей министерств и ведомств о своем опыте работы рассказали уже сами бизнесмены. Если одни также специализируются на оказании услуг предпринимателям и помогают им за процент с продаж выходить на международные рынки, то другие, напротив, ищут механизмы тех самых выходов на зарубежную аудиторию, активно участвуя в семинарах ККИ и делая их действительно практическими. Центр экспортной поддержки сельхозпроизводителей при кафедре таможенного дела ККИ работает на опережение, отслеживая актуальную проблематику.

Партнерский материал
ОбществоОбразованиеБизнес Министерство экономики Республики ТатарстанМинниханов Рустам НургалиевичНабиева Алсу РустэмовнаКазанский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»

Новости партнеров

комментарии 0

комментарии

Пока никто не оставил комментарий, будьте первым

Войти через соцсети
Свернуть комментарии